Несколько прогнозов на 2019 год

[Настоящий пост представляет собой выдержку из комментария TSI, опубликованного примерно три недели назад, и включает несколько общих мыслей о том, что произойдет в финансовом мире в этом году. Конкретные мысли о том, чего я ожидаю в этом году от рынков  акций, золота, облигаций, валют и товаров, также были включены в комментарии TSI за последние три недели].

1) В начале прошлого года мы прогнозировали, что на американском фондовом рынке в предстоящем году волатильность будет выше среднего. Очевидно, что это сбылось, так как в 2018 г. было больше дневных изменений SPX на 2%+, чем в среднестатистическом году.

Того же мы ожидаем и в этом году, то есть, волатильность цен останется повышенной. Причина в том, что аномально высокая волатильность цен является составляющей двух наиболее вероятных сценариев. Согласно одному из этих сценариев, в прошедшем октябре начался циклический медвежий рынок, а медвежьи рынки характеризуются периодами существенной слабости, сопровождаемыми быстрыми отскоками. Согласно другому сценарию, затянувшийся циклический бычий рынок скоро войдет в свой последний рывок вверх.

2) При попытке спрогнозировать, когда окончится период экономического роста, бесполезно заглядывать в будущее больше чем на 6-12 месяцев, потому что не существует опережающих индикаторов рецессии, позволяющих с приемлемой надежностью давать предсказания на больше времени вперед. Тем не менее существуют опережающие индикаторы, позволяющие определить вероятность начала рецессии в ближайшие несколько кварталов.


В начале прошлого года эти индикаторы говорили нам, что в первой половине года американская рецессия не начнется. Сейчас они говорят нам, что у американской экономики в этом году высокая вероятность начала рецессии, скорее всего во второй половине года. Однако обратите внимание, что если рецессия и начнется в этом году, официальной она станет не раньше 2020 г., потому что Национальное бюро экономических исследований подтверждает рецессии обычно примерно через 12 месяцев после их начала.

3) По поводу «криптоактивов» примерно в это же время в прошлом году мы писали:

«…Можно практически быть уверенным, что пузырь биткойнов в конце прошедшего года достиг максимального уровня инфляции. Кроме того, пузырь криптоактивов в целом готов лопнуть в первом квартале этого года».

И:

«До конца 2018 г. станет очевидно, что энтузиазм общественности по поводу биткойнов и «альткойнов» представлял собой одну из величайших спекулятивных маний в истории».

Похоже, такая оценка оказалась верной.

У нас нет твердого мнения насчет того, что случится с «криптоактивами» в 2019 г. Отчасти это связано с тем, что не существует вразумительного способа определить справедливую стоимость этих активов. К примеру, в случае биткойнов цена $3,000 выглядит не более и не менее разумной, чем $30,000 или $300.

Распределенные реестры могут быть очень полезными, но должны существовать способы их использования без потребления огромных ресурсов. Если так, то цена биткойнов в итоге упадет почти до нуля.

Год назад мы также прогнозировали:

«Несмотря на зрелищные обвалы популярных «криптоактивов» в 2018 г., центральные банки, включая Федеральную резервную систему (ФРС) и ЕЦБ, укрепятся в своих планах по введению собственных валют на основе блокчейна. Они будут руководствоваться желанием упразднить физические наличные, думая, что в отсутствие физических денег среднему человеку будет сложнее отправлять/получать неподотчетные платежи и обходить отрицательные процентные ставки».

Насколько нам известно, ведущие центральные банки в прошлом году не укрепились в своих планах по введению собственных валют на основе блокчейна, но – по вышеупомянутым причинам – мы продолжаем этого ожидать.

4) По поводу ожидаемых действий ФРС в 2018 г. в начале прошлого года мы писали:

«Ввиду роста цен на товарные ресурсы высока вероятность, что приоритет проблемы «инфляции цен» в первой половине 2018 г. возрастет, что подтолкнет ФРС продолжить количественное ужесточение и еще два раза поднять ставки. Однако во второй половине года количественное ужесточение и повышение ставок будут приостановлены в ответ на рост волатильности, сопровождающей обвал фондового рынка».

Мы увидели ожидаемое повышение ставок в первой половине и волатильность, сопровождающую обвал фондового рынка, во второй половине прошлого года, но ФРС не отступилась от своих намерений. Тем не менее за последние три недели председатель ФРС ясно дал понять, что ФРС быстро изменит направление, если фондовый рынок продолжит падать и/или экономические показатели будут указывать на существенную слабость.

евро и фунт

В 2019 г. мы ожидаем одно повышение ставок ФРС, скорее всего в июне. Мы также ожидаем, что «сведущие» люди объяснят членам ФРС, что реальное значение имеет программа сокращения баланса (количественное ужесточение), что подтолкнет ФРС к замедлению количественного ужесточения в первой половине и завершению этой программы до конца года.

5) ЕЦБ только что завершил свою программу количественного смягчения и имеет предварительные планы осуществить первое повышение ставок в 3-м квартале 2019 г. Поскольку провальные денежные эксперименты последних лет ничему не научили, высока вероятность, что свидетельства спада экономической активности в будущем будут встречены активным возобновлением политики, провалившейся в прошлом. Следовательно, мы прогнозируем, что ЕЦБ не повысит в этом году свои целевые процентные ставки и во второй половине года возобновит количественное смягчение.

6) Это не столько прогноз на 2019 г., сколько наблюдение, потенциально применимое к грядущим десятилетиям. Мы подозреваем, что эра недвижимости подошла к концу.

Мы не хотим сказать, что в дальнейшем будет невозможно получить хороший доход, инвестируя в недвижимость, но дни, когда любой мог купить дом практически где угодно с высокой вероятностью получить ощутимую прибыль, если придержать его не менее 10 лет, остались позади. Теперь только сообразительные инвесторы будут последовательно получать хороший доход с недвижимости, причем под «сообразительными» имеются в виду способные рассчитать время циклических изменений направления рынка в целом или правильно предугадать будущий дисбаланс спроса и предложения в конкретных областях.

Для среднего человека жилая недвижимость превратится из объекта инвестиций в то, чем она была до 1970-х: потребительский товар (покупаемый исключительно ради своей практической ценности).

Причины изменений следует искать в тенденциях процентных ставок. Нисходящий тренд процентных ставок, длившийся 3-4 десятилетия, привел к соразмерному восходящему тренду доступности жилья для покупателей, использующих кредиты (т. е. для подавляющего большинства). По пути случались коррекции, но, поскольку долгосрочные процентные ставки продолжали становиться все ниже, постольку появлялись новые кредитные покупатели, способные заплатить более высокую цену.

Существует высокая вероятность, что долгосрочный тренд процентных ставок в 2016-18 гг. сменил направление на восходящее. Если это так, то будущие покупатели жилья, неспособные удачно рассчитать время и/или не обладающие существенными познаниями в той или иной области, как правило, не будут получать долгосрочного дохода с приобретенной жилой недвижимости.

аватар

Сэвилл, Стив

Saville, Steve

Один из самых объективных золотых комментаторов, его комментарии всегда очень высокого качества. "Мой подход - это смотреть на рынок "сверху вниз", то есть я сначала определяю общие рыночные тенденции, а затем использую комбинацию фундаментального и технического анализа, чтобы обнаружить конкретные акции, которые получат преимущества от этих тенденций", объясняет Стив.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

yulyasechka 24.03.2019 в 06:42
спасибо