Никакого восстановления до 2045 года?

величайшая депрессия

Американская экономика сейчас находится в опасном исходном пункте. Симметричного V-образного восстановления не произошло, и его не стоит ожидать. За серьезным спадом в марте-апреле 2020 г. последовало восстановление в июле-сентябре, однако оно было лишь частичным.

Мы получили лишь частичную или обрезанную V. Экономика немного восстановилась, но рост не вернулся к предыдущему тренду, причем стоит иметь в виду, что предыдущий тренд (2009-2019) уже отставал от долгосрочного.

Теперь мы наблюдаем замедление роста, а показатели занятости и зарплат движутся либо в боковом тренде, либо вниз, не вернувшись до предыдущих максимумов.

Последние 18 месяцев экономический ущерб от пандемии затушевывался всевозможными федеральными подачками. Мы увидели дотации на $2 трлн при Трампе (Trump) в июне 2020 г., а затем еще на $900 млрд в последние дни его президентства в декабре 2020 г.

Президент Байден (Biden) подписал законопроект о дотациях еще на $2 трлн в феврале 2021 г. и продолжает настаивать, чтобы Конгресс дополнительно принял инфраструктурный законопроект на $1 трлн и законопроект о социальных выплатах на $3.5 трлн. Мы увидели чеки на $1,200 и $600 от Трампа и еще на $1,400 от Байдена.

Мы видели кредиты по программе защиты зарплат, дотации авиалиниям на $50 млрд и другие масштабные субсидии круизным лайнерам, курортам, казино и прочим затронутым индустриям. Простые американцы могли получать дополнительные $600 в неделю помимо обычных пособий по безработице, и сроки пособий продлили.

В числе других программ были моратории на аренду и выселение и продленные отсрочки по погашению студенческих кредитов. И список можно продолжать. Общая сумма дефицитных расходов на различную помощь запросто может превысить $10 трлн.

Безусловно, часть этих расходов были нужны, особенно в начальный период с марта по июнь 2020 г., когда было много неопределенности и экономика пребывала под жестким локдауном.

Однако экономисты сомневаются, действительно ли была нужна такая большая помощь и нужны ли еще $4.5 трлн дополнительных расходов.

Непосредственная проблема в том, что экономика сейчас явно замедляется, в то время как многие из этих программ истекают, а новые еще не запущены. Штат Нью-Йорк не собирается восполнять пробел после того, как истекли дополнительные федеральные пособия по безработице.

Дополнительные федеральные выплаты по безработице на $600 в неделю истекли 6 сентября. Штаты могут компенсировать разницу из собственных ресурсов, но у большинства нет денег. Штат Нью-Йорк определенно имеет огромный бюджетный дефицит, и закон не разрешает ему совершать больше дефицитных расходов, предпринимая новые программы.

У других штатов средства, возможно, есть, но они предпочитают не тратить деньги, потому что считают, что безработные должны быть мотивированы искать работу. Помимо преимуществ таких дискуссий, нет сомнений, что федеральные дополнения к доходам истекают, как раз когда экономика замедляется по другим причинам.

Уже слишком много долга

Администрация Байдена замедлит американский и глобальный рост сочетанием повышенных налогов, дополнительного регулирования и расточительных расходов на программы вроде нового зеленого курса.

Дефицитные расходы администрации Байдена, которые приблизятся к вновь одобренным $6 трлн в фискальном 2021 г., постоянно называют стимулированием.

На самом деле такие расходы ничего не стимулируют, потому что отношение долга к ВВП США приближается к 130%. Есть хорошие свидетельства того, что отношение долга к ВВП выше 90% дает меньше роста, чем собственно нового долга.

Другими словами, нет никакого стимулирования, а есть лишь растущее отношение долга к ВВП, что усугубляет ситуацию.

США ждал более медленный рост в ближайшие годы и без политики администрации Байдена из-за высокого долга и центрального банка, не понимающего кредитно-денежную экономику.

Теперь же, когда политика Байдена полностью известна и воплощается в законах, очевидно, что рост будет еще хуже, чем можно было ожидать.

А это характеризует новую большую депрессию.

Рецессия технически определяется как два или больше квартала падения ВВП подряд. Депрессия не имеет технического определения, но под ней понимают продолжительный период роста ниже долгосрочного тренда или ниже потенциального значения.


Технические рецессии могут случаться во время депрессий. Во время Великой депрессии было две технических рецессии (1929-33 и 1937-38 гг.), однако весь период характеризовался ростом ниже тренда, высокой безработицей и дефляцией. Цены фондовых рынков и коммерческой недвижимости вернулись к своим максимумам 1929 г. лишь через 25 лет, в 1954 г.

Новая депрессия продолжается

Мы сейчас находимся в новой депрессии. В 2008 г. ВВП упал. Во время восстановления в 2009-19 гг. средний годовой рост был примерно 2.2%, намного ниже долгосрочного тренда 3.5-4.5%. В 2020 г. ВВП снова упал на 3.4%, что стало самым резким годовым спадом с 1946 г.

Рост в первом полугодии 2021-го в пересчете на год 6.4%, но он быстро замедляется. Последний прогноз Федерального резервного банка (ФРБ) Атланты на 3-й квартал показывает рост в годовом пересчете 3.7%.

Уровень производительности декабря 2019 г. восстановился лишь в июле 2021 г. Процентные ставки резко падают. А это свидетельствует о дезинфляционных ожиданиях и может быть ранним предупреждением о новой рецессии в 2022 г.

Всё это характеризует новую большую депрессию, которая может продлиться много лет. Когда инфляционная повестка пойдет на убыль и на передний план выйдет дезинфляционная, можно ожидать коррекцию фондового рынка, так как цены активов подстроятся под возвращение эры медленного роста.

Если заглянуть в еще более далекое будущее, то последствия пандемии для экономики продлятся до смены поколений. За большинством финансовых паник или рецессий в течение года или меньше следует восстановление.

Но пандемии показывают другие закономерности.

Восстановления не будет до 2045 г.?

Исследование ФРБ Сан-Франциско в сотрудничестве со сторонними академиками показало, что для 19 пандемий с наивысшей смертностью начиная с чумы в середине XIV в. среднее время, требовавшееся для возвращения к нормальным уровням процентных ставок, экономического роста и занятости, превышало 30 лет.

Такая закономерность восстановления после чрезвычайных событий наблюдалась после Великой депрессии (хотя то был чрезвычайный экономический крах, а не пандемия). Хотя Великая депрессия завершилась в 1940 г. (отчасти благодаря военным расходам, когда США вступили во Вторую мировую), вызванные ею поведенческие изменения продлились до конца 1960-х

1950-е были в США периодом мира и процветания. Тем не менее американцы сохраняли высокий уровень сбережений, в основном избегали показного потребления и жили экономно, как их научили 1930-е и Вторая мировая война.

Ситуация изменилась, лишь когда бэби-бумеры стали подростками и молодежью в конце 1960-х. Поведенческие изменения, вызванные Великой депрессией, оставались еще 30 лет после окончания депрессии. Такова устойчивость социальных травм, будь то война, депрессия или пандемия.

Мы не восстановимся до конца от этой пандемии как минимум до 2045 г., если говорить о сбережениях, потреблении, дезинфляции, низких процентных ставках и низком экономическом росте.

Единственное исключение из этого прогноза возможно, если за пандемией последует другое не менее шокирующее событие, такое как война или финансовая паника.

Обнадеживает?

аватар

Рикардс, Джим

Rickards, Jim

Писатель, экономист, юрист, главный управляющий директор по рыночной разведке в Omnis, Inc. www.omnisinc.com. Был главным правительственным переговорщиком в момент спасения хедж-гиганта Long Term Capital Management в 1998 году.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.