Новое подтверждение существования турецкой схемы «газ за золото» для обхода санкций против Ирана
- дата: 11 декабря 2019 (источник от 6 декабря 2019)
Мы впервые заметили существенный «странный» экспорт золота из Турции в Иран в мае 2012 г. Торговый баланс Турции сильно колебался, так как золотые запасы всплесками покидали страну.
«Турция будет и дальше делать это, – сказал турецкий министр экономики. – Если те, кто клевещет на золотую торговлю, ищут безнравственность, им следует посмотреть в зеркало».
Затем в 2014 г. мы обсуждали «сделку на 200 т секретного золота» между Турцией и Ираном, рассмотрев сложную сеть, охватывающую Турцию, Китай, Дубай и Иран, используемую для обхода американских санкций на экспорт энергии из Ирана.
«В операции участвовал бизнесмен, иранец по происхождению, любитель быстрых лошадей, еще более быстрых машин и самых быстрых самолетов. Его уникальный навык: доставка золота в окруженный санкциями Иран.
Золота этого было достаточно, чтобы на какое-то время он стал ключевым инструментом правительства в устранении досадного экономического дисбаланса Турции».
Один наблюдатель в то время назвал это «одной из самых сложных когда-либо наблюдавшихся [прокурорами] незаконных финансовых схем».
В 2017 г. человек, стоявший в центре схемы, Реза Зарраб (Reza Zarrab), был арестован (и на короткое время исчез), и его связывали с президентом Турции.
«Считается, что Зарраб близок к семье РеджепаЭрдогана (Recep Erdogan), и, помимо иранского, он получил турецкое гражданство. Он реально ключевая фигура».
Зарраб признал свою вину в октябре 2017 г. и обрушился с обвинениями на Мехмета Хакана Атиллу (Mehmet Hakan Atilla) – директора турецкого банка Halkbank, – признанного виновным 3 января 2018 г. и, после отбывания в общей сложности 32 месяцев за решеткой, вернувшегося в Турцию и возглавившего Стамбульскую фондовую биржу.
После этого «одна из самых масштабных схем по отмыванию денег в истории» исчезла из заголовков… до поры до времени.
Благодаря массовой утечке более миллиона документов британской компании, помогающей регистрировать офшоры, – сопоставимой с «Панамскими документами» – мы теперь знаем, как именно Национальная иранская нефтяная компания и ее филиалы при помощи посредников ищет по всему миру налоговые гавани, помогающие уйти от хватки сокрушительных американских санкций.
Как сообщает McClatchy, журналистам удалось заполучить огромное количество писем, регистрационных сертификатов и других документов, и, после нескольких месяцев совместной работы, новостные организации разных стран на этой неделе начинают публиковать материалы, получившие название #29Leaks.
Среди многочисленных документов компании Formations House есть список акционеров офшорной компании Naftiran Intertrade Company Ltd (NICO). Данный список акционеров прилагался к электронному письму за декабрь 2014 г., где Национальная иранская нефтяная компания (National Iranian Oil Company) называлась ключевым акционером, полностью контролирующим NICO.
Также к письму прилагался список директоров NICO, включающий пять граждан Ирана.
NICO, филиал государственной нефтяной компании, отвечающий за импорт бензина, оказался в центре международного внимания в марте 2016 г. после ареста Резы Зарраба в Международном аэропорту Майами.
Зарраб прилетел во Флориду, чтобы посетить Диснейуорлд, и во время поездки его обвинили в участии в сговоре по обходу американских санкций посредством сложной схемы по обмену золота на топливо между Турцией и Ираном с участием международных банков, обрабатывавших транзакции в интересах Ирана.
Согласно прокурорам, Зарраб и другой подозреваемый, Мехмет Хакан Атилла, бывший директор турецкого банка Halkbank, помогали Ирану обходить американские санкции посредством обмена турецкого золота на нефть и природный газ. При помощи компаний по всему миру они содействовали проведению транзакций на $20 млрд.
«В схеме участвовали и покровительствовали ей высокопоставленные иранские и турецкие чиновники», – утверждается в заявлении Министерства юстиции США от 15 октября 2019 г. об обвинениях в адрес Halkbank, изобличающих Зарраба.
«Некоторые чиновники получали взятки на десятки миллионов долларов с выручки со схемы… и помогали скрыть схему от внимания американских регуляторов».
Вскоре после ареста Зарраб, женатый на турецкой поп-звезде и имеющий как иранское, так и турецкое гражданство, дал показания о том, что операцию одобрил турецкий президент Реджеп Эрдоган.
Зарраба короткое время представлял Рудольф Джулиани (Rudolph Giuliani), позже ставший личным адвокатом президента США Трампа (Trump). Зарраб также фигурировал в расследовании специального прокурора Роберта Мюллера III (Robert Mueller III) о даче ложных показаний ФБР под присягой советником Трампа генерал-лейтенантом Майклом Флинном (MichaelFlynn). Мюллер подозревал Флинна в лоббировании интересов Турции.
Кроме того, всплывшие документы связывают выдвинутые в середине декабря шесть пунктов обвинений против Halkbankв мошенничестве, отмывании денег и обходе санкций с NICO и государственной нефтяной компанией.
Прокуроры сообщили, что банк был «единственным местом хранения выручки с продажи иранской нефти» Турции, а также упомянули транзакции Зарраба с участием NICO.
Новые всплывшие документы разоблачают цепочку коммуникации между голландским поставщиком офшорных услуг Деннисом Вермёленом (Dennis Vermeulen) из INCO Business Group, сотрудниками Formations House Оливером Хартманном (Oliver Hartmann) (также известен как Сайед Ризван Ахмед (Syed Rizwan Ahmed)) и Шарлоттой Павар (Charlotte Pawar) и собственником и старшим партнером лондонской бухгалтерской фирмы Roberts & Partners Фархадом Дизаджи (Farhad Dizadji).
«Как мы видели и в скандале с Halkbank, различные лица охотно используют секретность, предлагаемую анонимными офшорными компаниями, для обхода американских санкций против Ирана, что подрывает нашу национальную безопасность», – сказал сенатор-демократ от Орегона, член финансового комитета Сената США Рон Уайден (Ron Wyden) в заявлении по утечке документов Formations House.
«Если покончить с анонимными офшорными компаниями, правоохранителям будет проще «отслеживать деньги» при расследовании сложных финансовых преступлений, таких как обход санкций».
Постоянно меняя место регистрации, NICO, вероятно, стремилась ослабить политическое давление, согласно бывшему высокопоставленному чиновнику Казначейства США. Данный чиновник раньше занимался санкциями против Ирана и расследованием международного отмывания денег и пожелал сохранить анонимность при обсуждении непубличных вопросов.
Таким образом, мы получили подтверждение двух фактов: не доверяй никому и ничему; и золото – это деньги. Учитывая масштабы мошенничества, интересно, как скоро всплывут изобличающие факты того, как демократы нажились на украинских сделках.
Комментарии 5
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.