Новостройки в Москве и Подмосковье в феврале-марте 2018 года: рост предложения «размывает» спрос

Продажи новостроек растут, однако новые квартиры на рынке появляются значительно быстрее, чем новые покупатели. Главным стимулом потребительской активности остается ипотека, но для сохранения достигнутых в 2017 г. темпов роста спроса ее уже недостаточно.

Февраль

В феврале Росреестр зарегистрировал на территории Москвы 5 576 договоров долевого участия в строительстве жилья - сразу на 71,4% больше, чем в феврале прошлого года. О рекордной динамике продаж по сравнению с 2017 г. сообщают и участники рынка. Например, «Метриум Групп» в феврале 2018 г. заключила почти в два раза больше сделок, чем годом ранее. На 67% выросли продажи в компании «БЕСТ-Новострой».

Покупательскую активность стимулирует огромное предложение новостроек по доступным ценам, дешевая ипотека и разнообразные акции и скидки, которые в последние пару лет стали практически перманентными, говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».

Но дело не только в этом. По мнению управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE Марии Литинецкой, февральский скачок числа сделок во многом связан с низкой базой прошлого года. В феврале 2017 г. Сбербанк неожиданно снизил ставки по ипотеке на первичном рынке – с 12% до 10,9% при стандартной процедуре регистрации сделки и до 10,4% при электронной заявке. В результате многие клиенты с уже одобренными заявками на ипотеку под 12% годовых приостановили сделки ради получения более дешевых кредитов.

«В качестве еще одного второстепенного фактора, повлиявшего на уровень активности в феврале 2017 г., стоит назвать длительные праздники (четыре дня), во время которых многие покупатели уехали в отпуск. В этом году ни кардинального снижения ставок, ни длительных каникул не было. Поэтому спрос был стабилен и показал высокий годовой прирост», - добавляет Литинецкая.

Но только в Москве. Подмосковью не помогла даже низкая покупательская активность в прошлом феврале (-40,8% к январю 2017 г.). По итогам февраля 2018 г. количество ДДУ (по жилью и нежилью) в области увеличилось в годовом выражении только на 10,4%, до 6 721 шт. Относительно января 2018 г. число регистрационных действий и вовсе сократилось – на 6,9%.

Впрочем, месячная динамика не была высокой и в Москве. По сравнению с январем, значительную часть которого заняли каникулы, число ДДУ в столице увеличилось только на 16,4%. Для сравнения: в 2017 г. прирост ДДУ в феврале к январю составил 82,5%.

Отчасти в этом «виновата» повышенная активность покупателей в январе 2018 г. «К февралю первичный ажиотаж несколько утих, поэтому в феврале количество сделок оказалось ненамного выше», - поясняет Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». В «Новых Ватутинках» число сделок относительно января выросло на 5%, а по сравнению с февралем 2017 г. - в 2,5 раза.

Однако дело не только в январском оживлении. Существенный рост на столичном рынке наблюдался во II полугодии 2017 г. - относительно I, в связи с рекордным удешевлением ипотеки, но с осени 2017 г. количество сделок с новостройками остается в целом стабильным, хотя ставки продолжают снижаться, а доля ипотеки в структуре продаж растет.

Например, год назад в компании «БЕСТ-Новострой» половина сделок заключалась с использованием кредитных средств, а в январе-феврале 2018-го - уже 60%. В «Метриум Групп» показатель за год увеличился с 41% до 59%, а в первой половине марта на ипотеку приходились рекордные 77%. В «Инкоме» доля ипотечных сделок по сравнению с январем выросла на 5% и составила в феврале-марте 78%. В ЖК «Новый Зеленоград» по итогам февраля в ипотеку продали около 40% квартир - в два раза больше, чем в январе 2018 г.

По-видимому, нынешних темпов падения ставок уже недостаточно для сохранения достигнутых ранее темпов роста спроса. Тем более, что снижение цен и рост доступности ипотеки на «вторичку» привели к оттоку части потенциальных покупателей первичного жилья на вторичный рынок. А число новых проектов при этом продолжает расти и «размывает» спрос по объектам, подчеркивает директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» Андрей Кройтор.

О том, насколько спрос отстает от предложения, можно судить по количеству сданных новостроек с нераспроданными квартирами. По информации «Метриум Групп», 20,6% предложения на рынке новостроек Москвы – это готовое жилье, пишет «Коммерсантъ». С конца 2014 г. количество построенных, но нереализованных корпусов на первичном рынке увеличилось на 160%, подсчитали специалисты «ИРН-Консалтинг».

Как неоднократно отмечал www.irn.ru, ситуацию усугубляет то, что спрос на новостройки распределяется далеко не равномерно, концентрируясь в немногих проектах с оптимальным соотношением цены и качества.

Как следствие, отдельные проекты – и компании – могут демонстрировать совершенно разную динамику продаж – в зависимости от характеристик продукта, ценовой политики, акций, объема сделок в предыдущие месяцы и т.п. Например, в «Инкоме» спрос в феврале вырос на 7% относительно января, но просел на 32% к февралю прошлого года. «Азбука Жилья» заключила на 8% больше сделок, чем в январе, но на 17% меньше, чем годом ранее. А объем потенциального спроса (первичных обращений от клиентов) на рынке Москвы и области, по данным компании, сократился на 1,9% относительно января и на 38% по сравнению с показателем годичной давности.

О дефиците новых клиентов свидетельствует и статистика застройщиков. Значительную часть продаж сейчас обеспечивают люди, интересовавшиеся покупкой жилья ранее, но по той или иной причине отложившие сделку. В ЖК "Новый Зеленоград" (Подмосковье) в феврале таковых было 56%.

«В целом это вполне объяснимая для сегодняшнего рынка недвижимости ситуация. При столь рекордном объеме предложения время принятия решения о покупке увеличивается до нескольких месяцев. За этот период клиенты успевают рассмотреть и посетить до 15-20 жилых комплексов, часто возвращаясь к первоначально понравившемуся объекту», - отмечает Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development.

Март

Динамика спроса в первой половине марта в риелторских компаниях также оказалась разнонаправленной. В «Метриум Групп» за первые две недели марта заключили 76% от всего числа февральских сделок. Мария Литинецкая объясняет такую динамику началом делового сезона и ипотекой под 6% для многодетных семей - формально субсидия стала доступна с 1 января, но, по словам эксперта, по факту программа заработала только в конце февраля.

В «Инкоме» уровень спроса на новостройки, реализуемые компанией, снизился на 6% относительно показателей первой половины февраля и на 29% по сравнению с данными первой половины марта 2017 г. «Среди причин можно назвать сосредоточенность населения на предвыборной президентской кампании и продолжительные мартовские праздники в 2018 г.», - говорит Андрей Кройтор.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.