Новостройки в Москве и Подмосковье в феврале-марте 2018 года: рост предложения «размывает» спрос
- дата: 30 марта 2018 (источник от 26 марта 2018)
Продажи новостроек растут, однако новые квартиры на рынке появляются значительно быстрее, чем новые покупатели. Главным стимулом потребительской активности остается ипотека, но для сохранения достигнутых в 2017 г. темпов роста спроса ее уже недостаточно.
Февраль
В феврале Росреестр зарегистрировал на территории Москвы 5 576 договоров долевого участия в строительстве жилья - сразу на 71,4% больше, чем в феврале прошлого года. О рекордной динамике продаж по сравнению с 2017 г. сообщают и участники рынка. Например, «Метриум Групп» в феврале 2018 г. заключила почти в два раза больше сделок, чем годом ранее. На 67% выросли продажи в компании «БЕСТ-Новострой».
Покупательскую активность стимулирует огромное предложение новостроек по доступным ценам, дешевая ипотека и разнообразные акции и скидки, которые в последние пару лет стали практически перманентными, говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».
Но дело не только в этом. По мнению управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE Марии Литинецкой, февральский скачок числа сделок во многом связан с низкой базой прошлого года. В феврале 2017 г. Сбербанк неожиданно снизил ставки по ипотеке на первичном рынке – с 12% до 10,9% при стандартной процедуре регистрации сделки и до 10,4% при электронной заявке. В результате многие клиенты с уже одобренными заявками на ипотеку под 12% годовых приостановили сделки ради получения более дешевых кредитов.
«В качестве еще одного второстепенного фактора, повлиявшего на уровень активности в феврале 2017 г., стоит назвать длительные праздники (четыре дня), во время которых многие покупатели уехали в отпуск. В этом году ни кардинального снижения ставок, ни длительных каникул не было. Поэтому спрос был стабилен и показал высокий годовой прирост», - добавляет Литинецкая.
Но только в Москве. Подмосковью не помогла даже низкая покупательская активность в прошлом феврале (-40,8% к январю 2017 г.). По итогам февраля 2018 г. количество ДДУ (по жилью и нежилью) в области увеличилось в годовом выражении только на 10,4%, до 6 721 шт. Относительно января 2018 г. число регистрационных действий и вовсе сократилось – на 6,9%.
Впрочем, месячная динамика не была высокой и в Москве. По сравнению с январем, значительную часть которого заняли каникулы, число ДДУ в столице увеличилось только на 16,4%. Для сравнения: в 2017 г. прирост ДДУ в феврале к январю составил 82,5%.
Отчасти в этом «виновата» повышенная активность покупателей в январе 2018 г. «К февралю первичный ажиотаж несколько утих, поэтому в феврале количество сделок оказалось ненамного выше», - поясняет Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». В «Новых Ватутинках» число сделок относительно января выросло на 5%, а по сравнению с февралем 2017 г. - в 2,5 раза.
Однако дело не только в январском оживлении. Существенный рост на столичном рынке наблюдался во II полугодии 2017 г. - относительно I, в связи с рекордным удешевлением ипотеки, но с осени 2017 г. количество сделок с новостройками остается в целом стабильным, хотя ставки продолжают снижаться, а доля ипотеки в структуре продаж растет.
Например, год назад в компании «БЕСТ-Новострой» половина сделок заключалась с использованием кредитных средств, а в январе-феврале 2018-го - уже 60%. В «Метриум Групп» показатель за год увеличился с 41% до 59%, а в первой половине марта на ипотеку приходились рекордные 77%. В «Инкоме» доля ипотечных сделок по сравнению с январем выросла на 5% и составила в феврале-марте 78%. В ЖК «Новый Зеленоград» по итогам февраля в ипотеку продали около 40% квартир - в два раза больше, чем в январе 2018 г.
По-видимому, нынешних темпов падения ставок уже недостаточно для сохранения достигнутых ранее темпов роста спроса. Тем более, что снижение цен и рост доступности ипотеки на «вторичку» привели к оттоку части потенциальных покупателей первичного жилья на вторичный рынок. А число новых проектов при этом продолжает расти и «размывает» спрос по объектам, подчеркивает директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» Андрей Кройтор.
О том, насколько спрос отстает от предложения, можно судить по количеству сданных новостроек с нераспроданными квартирами. По информации «Метриум Групп», 20,6% предложения на рынке новостроек Москвы – это готовое жилье, пишет «Коммерсантъ». С конца 2014 г. количество построенных, но нереализованных корпусов на первичном рынке увеличилось на 160%, подсчитали специалисты «ИРН-Консалтинг».
Как неоднократно отмечал www.irn.ru, ситуацию усугубляет то, что спрос на новостройки распределяется далеко не равномерно, концентрируясь в немногих проектах с оптимальным соотношением цены и качества.
Как следствие, отдельные проекты – и компании – могут демонстрировать совершенно разную динамику продаж – в зависимости от характеристик продукта, ценовой политики, акций, объема сделок в предыдущие месяцы и т.п. Например, в «Инкоме» спрос в феврале вырос на 7% относительно января, но просел на 32% к февралю прошлого года. «Азбука Жилья» заключила на 8% больше сделок, чем в январе, но на 17% меньше, чем годом ранее. А объем потенциального спроса (первичных обращений от клиентов) на рынке Москвы и области, по данным компании, сократился на 1,9% относительно января и на 38% по сравнению с показателем годичной давности.
О дефиците новых клиентов свидетельствует и статистика застройщиков. Значительную часть продаж сейчас обеспечивают люди, интересовавшиеся покупкой жилья ранее, но по той или иной причине отложившие сделку. В ЖК "Новый Зеленоград" (Подмосковье) в феврале таковых было 56%.
«В целом это вполне объяснимая для сегодняшнего рынка недвижимости ситуация. При столь рекордном объеме предложения время принятия решения о покупке увеличивается до нескольких месяцев. За этот период клиенты успевают рассмотреть и посетить до 15-20 жилых комплексов, часто возвращаясь к первоначально понравившемуся объекту», - отмечает Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development.
Март
Динамика спроса в первой половине марта в риелторских компаниях также оказалась разнонаправленной. В «Метриум Групп» за первые две недели марта заключили 76% от всего числа февральских сделок. Мария Литинецкая объясняет такую динамику началом делового сезона и ипотекой под 6% для многодетных семей - формально субсидия стала доступна с 1 января, но, по словам эксперта, по факту программа заработала только в конце февраля.
В «Инкоме» уровень спроса на новостройки, реализуемые компанией, снизился на 6% относительно показателей первой половины февраля и на 29% по сравнению с данными первой половины марта 2017 г. «Среди причин можно назвать сосредоточенность населения на предвыборной президентской кампании и продолжительные мартовские праздники в 2018 г.», - говорит Андрей Кройтор.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.