Новый рывок к глобальной валюте

Автор: Лювелин Роквелл (Llewellyn H. Rockwell Jr)

Вы, конечно, не думали, что правящие элиты позволят этому экономическому кризису пройти стороной и не предложат какую-нибудь дурацкую схему усиления глобального контроля. Вы не ошиблись: они возродили идею, впервые предложенную 60 лет назад, об учреждении всемирной бумажной валюты, которая решит все наши проблемы.    

Предложение выдвинуто сотрудником МВФ Резой Могхадамом (Reza Moghadam) из департамента стратегии, политики и ревизии «совместно с департаментами финансов, юриспруденции, монетарных проблем, рынков капитала, исследований и статистики». То есть, читать всем. 

Это долгосрочный план с легко узнаваемым присутствием лорда Кейнса: «Глобальная валюта, банкор, эмитируемая глобальным Центральным банком будет создана в качестве стабильного хранилища ценности, которое не привязано к условиям какой-либо экономики… Глобальный центральный банк будет служить кредитором последней инстанции, который будет предоставлять необходимую системную ликвидность в случае возникновения неожиданных шоков и в более автоматическом режиме, чем прежде».   

«Банкор» - это термин придуманный Кейнсом. Он предложил эту идею после окончания Второй мировой войны, но ее отвергли по националистическим причинам. Взамен мы получили монетарную систему, базирующуюся на долларе, который, в свою очередь, был привязан к золоту. Другими словами, мы получили фальшивый золотой стандарт, который был обречен на крах как только дисбалансы в золотых резервах становились нефункциональными, что и произошло в конце 1960х. Эту систему заменил режим бумажных денег и плавающих валют.   

Но элиты никогда не сдаются. Идеи учреждения глобального Центрального банка и резервной валюты снова в моде. Какую проблему они пытаются решить? Зачем нужна глобальная резервная валюта? Проблема в тезаврации или «набивании матрасов». МВФ не нравится, что «в последние годы, накопление международных резервов проходит ускоренными темпами, достигнув уровня в 13% мирового ВВП в 2009 году, рост в три раза за последние десять лет».

Дело в том, что монетарная политика так не должна работать. В их идеальном мире Центральный банк делает резервы доступными, и они отдаются взаймы, порождая бум потребления и инвестиций и всемирного счастья навсегда (то, что все это сопровождается гиперинфляцией, никто во внимание не принимает). Проблема в том, что существующая система национальна и экономические условия в одной стране оказывают влияние на долговые рынки. Без кредиторов и дебиторов деньги застревают в системе. 

Это краткая история последних двух лет. На сегодня, будь на то воля Феда, мы бы уже купались в деньгах. Вместо этого резервы застряли в банковской системе, как если бы все население США вдруг последовало морали: не будь ни кредитором, ни дебитором.  


А почему? На это есть две причины. Заемщики сегодня немного нервничают по поводу долгосрочной перспективы. Они регулярно наблюдают за своими балансами, и их пожирает ощущение реальности, о которой было забыто в период бума. С другой стороны, банкиры стали чуть консервативнее и счастливы держать резервы в сейфе, а не бросать их куда попало как в тучные времена. Им в затылок дышат разные ревизоры, а кредитование больше не выгодно, учитывая, что процентные ставки опущены до нуля.

В этих условиях матрасы кажутся большим искушением. Нам стоит быть благодарными за эту передышку, так как бросаться в очередной пузырь было бы близоруко. 

МВФ не нравится, что большие резервы сдерживают потребление и инвестиции, тем самым продлевая рецессию. Отсюда и простое решение, придуманное мудрецами Фонда, цель которого засунуть деньги из сейфов и хранилищ в руки публики.  

Оправданием для учреждения глобального банка и валюты является идея о том, что резервы всегда могут найти рынок в мировой системе и не будут связаны проблемами национальных монетарных и банковских систем.

Академический доклад может петь хвалы достоинствам глобальной системы на сотнях страниц, ведь она приведет к стабильности, эффективности и снижению политизации денег и кредита. И действительно настоящий золотой стандарт всегда стремится к глобальной валютной системе, в которой различные национальные валюты – лишь разные имена для того же самого.  

Ключевая разница в том, что в условиях золотого стандарта физический металл – это граница, а рынок – это хозяин, тогда как в бумажной системе границ нет, а хозяева – это политики.  Поэтому в современном контексте говорить о глобализации бессмысленно. Мировая бумажная валюта и Центральный банк породят невиданный доселе инфляционный режим, и политического контроля тогда избежать уже не удастся. 

Такие радикальные предложения всегда сопровождаются предупреждениями о том, какие страшные последствия нас ожидают, не прими мы его. В данном случае МВФ поднимает вопрос о выживаемости доллара. «Дебаты о возможном крахе доллара продолжаются», говорится в докладе. Упоминается возможность того, что в случае резкого падения доллара, Центральные банки могут попытаться наперегонки и перманентно от него избавиться. Многие задаются вопросом «существует ли достойная альтернатива доллару», и поэтому стоит собрать такую альтернативу из подручных материалов раньше, чем позже. 

В этом утверждении больше правды, чем большинство готово признать, но правильный выбор – это ни еще один более глобальный эксперимент по созданию инфляции. Не дай Бог! Если мы ищем альтернативу доллару, то она может появиться у нас перед глазами, если мы только позволим. Торговцы частными валютами по всему миру могут самостоятельно создать новую валюту, основанную на золоте и торгуемую с помощью цифровых средств. За последние двадцать лет такая система почти появилась. Но правительство вмешалось и остановило ее внедрение. Правящие элиты решили, что источником любой валютной реформы должны быть мраморные дворцы элиты монетарной.      

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.