Обзор: коммунальные проблемы в Беларуси

История удивительной квитанции: людям объявили, что они задолжали огромные суммы за тепло. Суды выносят решения

19.07.2018

коммунальные проблемы в Беларуси

Недавно гомельчанке пришла удивительная квитанция. Было написано, что за отопление надо доплатить какие-то несметные деньги. При этом женщина всю жизнь нормально платила по приходящим квитанциям, в долги не влезала. Думала, что не влезала... Потом выяснилось, что похожие бумажки получили еще больше тысячи человек. Оказывается, энергетики обнаружили ошибку в расчетах и потребовали свое за три года сразу. Люди платить не хотят. Сегодня суд вынес очередное решение: заплатить. Видимо, не последнее.

Фигурантам, простым гражданским людям, чтобы понять, чего от них хотят, пришлось с головой зарыться в старые постановления правительства и сопутствующие документы (незнание которых, как известно, ни от чего не освобождает).

Если очень упрощенно, то 4 года назад вышло постановление Совмина, которое определяло, кто может оплачивать «коммуналку» по субсидируемым тарифам. В частности, если в квартире не живут наниматель или члены его семьи (внуки — уже не члены), то надо платить по высоким тарифам, «обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат».

Беда в том, что таким «не членам» продолжали слать «субсидированные» квитанции, люди и платили, не чуя подвоха. А недавно выяснилось, что не все имеют право на такую льготу. Оказалось, что коммунальщики долгое время не предоставляли энергетикам актуальную информацию из-за сбоя при внедрении системы АИС «Расчёт». В итоге суммы пересчитали в пределах срока давности (3 года). Так и выскочили эти космические цифры. По наконец обнародованным данным «Гомельэнерго», обнаружилось 1102 таких лицевых счета.

Издание «Белка» приводит данные «Гомельэнерго». Требование доплатить за тепло пришло владельцам 1102 лицевых счетов (всего в базе данных потребителей тепловой энергии их 133 000). 509 граждан уже внесли оплату, с остальными «ведется индивидуальная работа». Это означает, что оплату энергетики будут требовать, но готовы предоставить рассрочку.

Исполняющий обязанности директора филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» Руслан Вегера сообщил, что перерасчет по электроэнергии выполнен по 1696 счетам. Но тут суммы не такие пугающие, и 90% потребителей уже рассчитались с поставщиком энергии.

— Один киловатт электроэнергии по субсидируемому тарифу стоит 0,14, а по полному — 0,18 рубля, — объяснил Руслан Вегера. — Тепло куда дороже: одна гигакалория по субсидии стоит 16,93 рубля, а по экономически обоснованному тарифу — уже 81,42 рубля. Отсюда и серьезные суммы, образовавшиеся при перерасчете.

По информации «Гомельэнерго», уже направлено в суд 7 исков по теплу и 10 по электроэнергии. Шесть судебных решений уже вынесено, два абонента полностью рассчитались.

* * *

«Мы же предупреждали». Две тысячи минчан получили повышенный счет за воду из-за неповеренных приборов учета

20.07.2018

Двум тысячам минчан, в квартирах которых своевременно не были заменены счетчики, выставили повышенный тариф на воду, сообщил БЕЛТА начальник центра по расчетам с потребителями «Водосбыт» УП «Минскводоканал» Василий Ананич.

В столице по закону «Об обеспечении единства измерений» раз в шесть лет предусмотрена государственная поверка приборов учета. Ее цель — узнать, соответствуют ли приборы заявленным метрологическим требованиям. При несоблюдении межповерочного интервала вступают в силу нормы о безучетном потреблении коммунальных услуг. Начисления производятся по нормам и тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.


По словам Василия Ананича, «Минскводоканал» сталкивается с большим количеством обращений граждан, которые получили повышенный счет за воду из-за неповеренных счетчиков. При этом предприятие неоднократно предупреждало о необходимости в течение 30 дней подать заявку на замену приборов учета, согласовать время прихода мастеров. Только весной примерно 5 тысячам абонентов высланы письменные уведомления. Кроме того, потребителей информировали по телефону. Но откликнулись далеко не все.

— Приборы учета, как и весы в магазине, подлежат поверке. Иначе мы не можем доверять их точности, — отмечает Василий Ананич. — После того как переводим жильцов на нормативное потребление — 8 куб. м воды на каждого зарегистрированного в квартире — получаем шквал жалоб. Люди говорят: «Мы не виноваты! „Минскводоканал” лютует…». Но мы же предупреждали. Это действенный механизм стимулирования поверки приборов учета и законности проведения расчетов. За июнь по полному тарифу заплатят около 2 тыс. минчан.

Нормативное потребление действует до того момента, пока жильцы не заменят счетчики на поверенные. В частности, семье из четырех человек будет начисляться плата за 32 куб. м воды.

Ежегодно в квартирах минчан меняется около 300 тыс. приборов учета. «Минскводоканал» напоминает, что государственная поверка бесплатна. Также не придется платить, если водомер выходит из строя в гарантийный период (два года). Процедура производится только государственным поверителем (по Минску и Минскому району — РУП «БелГИМ» на производственной базе предприятия). Ответственность как за исправность, работоспособность, сохранность документации, так и за своевременное проведение государственной поверки несет потребитель.

Посмотреть дату предыдущей поверки можно в паспорте прибора в договоре на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, а также на пломбе прибора (указывается квартал и год). Уточнить срок поверки и подать заявку на замену можно в контакт-центре ремонтно-механического цеха предприятия по телефонам +375 (17) 214-58-49, +375 (44) 598-50-73, +375 (29) 570-59-21 или по электронной почте poverka@minskvodokanal.by. Диспетчер согласовывает дату и время прибытия мастеров, которые демонтируют подлежащий замене прибор и установят новый.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.