Оценивая мои биткойновые прогнозы
- дата: 19 декабря 2017 (источник от 30 мая 2017)
Купил биткойны; продал их
В 2012-15 гг. я писал много постов о биткойнах, но в конце 2015-16 гг. их стало несколько меньше, так как мое внимание было обращено к другим, ужасно плодотворным темам, таким как старомодные банкноты и наличные. Поскольку мои посты о биткойнах в то время собирали много комментариев, я подумал, что есть смысл вернуться и пересмотреть сделанные мною прогнозы, как для себя, так и для моих читателей.
Мои прогнозы в основном делятся на три связанных группы:
- Биткойны не станут общепринятым средством обмена;
- Даже ведущие организации, такие как Федеральная резервная система, однажды захотят освоить технологию биткойнов;
- Биткойны упадут к нулю.
Что касается первого пункта, то я последовательно писал о том, что биткойны не станут общепринятым средством обмена из-за их волатильности. И данный прогноз оправдался, по крайней мере на данный момент. Нет, биткойны не уничтожили VISA, не опустили цены акций таких операторов денежных переводов, как Western Union, к нулю, и не были освоены не имеющими банковских счетов африканцами и бангладешцами.
Если говорить о личном опыте, то я живу в достаточно оживленной части Монреаля, где много ранних последователей биткойнов, но мне не встречаются магазины или кафе, принимающие биткойны. Никто из моих друзей и родственников не пробовал ими пользоваться, и если они меня о них спрашивают, то всегда для того, чтобы поболтать об их безумно высокой цене – а не о биткойнах как средстве обмена. Не будем обманывать себя: биткойны и другие криптовалюты – замечательные спекулятивные средства, но деньги из них никудышные.
Что касается второго пункта, то я писал о том, что финансовые институты могут заимствовать распределенный реестр биткойнов и использовать его отдельно от самих токенов. Такова общая идея «блокчейнового» движения, начавшегося примерно в 2015 г. Посмотрим, как все будет развиваться. Я также прогнозировал, что центральные банки позаимствуют технологию биткойнов, прежде чем их запретить, возможно, в виде распределенной валюты, и с тех пор написал несколько постов об идее федкойнов. Ни один центральный банк пока к этому не пришел, но они начали говорить о цифровой валюте и даже экспериментировать с ней. Так что, думаю, здесь я оказался прав.
Но быть правым – скучно, потому что не узнаешь ничего нового. Мой последний прогноз, о том, что биткойны упадут к нулю, – самый интересный, потому что я оказался очень неправ. В 2012 г. я писал:
«Чутье подсказывает мне, что биткойны все еще имеют положительную стоимость, потому что на развитие должной конкуренции понадобится несколько лет. Посмотрим, что будет в декабре 2013 г.».
В декабре 2013 г. биткойны достигли $800, а не $0. Точно так же я писал:
«Напрямую сбить эту наценку с помощью спекуляции невозможно, но со временем конкуренты ее уничтожат и цена биткойнов вернется к своему фундаментальному значению, составляющему, как мне кажется, <$1».
Или это в 2014 г.:
«Если я прав, то в будущем на биткойны будет приходиться меньшая доля криптовалютного мира, чем сейчас, тогда как большая доля будет приходиться на криптоактивы со стабильной стоимостью и внешним обеспечением, такие как IOU Ripple».
Чтобы еще лучше проиллюстрировать, насколько я ошибся: когда-то у меня было 24 биткойна. Я купил их осенью 2012 г. примерно по C$12 (канадских долларов) (~US$10), на общую сумму C$290. Считая себя гением, я продал их на следующий год, когда цена достигла C$100, получив, как мне казалось, неплохую прибыль 700%. Если бы я проигнорировал собственный прогноз, то при сегодняшней (май 2017 г.) цене биткойнов ~C$3000 мой скромный запас стоил бы целых C$72,000. Ох. Невесело такое читать.
С учетом такого невероятно большого промаха, самое время пересмотреть мои аргументы в пользу нулевой цены биткойнов. Стоит ли мне спрятать голову в панцирь и оставить свой прогноз, или же лучше его обновить?
Вот как я рассуждал об этой проблеме.
В нашем мире есть два типа активов. Активы Типа А могут приносить своему текущему держателю доход только в случае привлечения потока новых инвесторов, покупателей или участников. В числе примеров – схемы Понци, «письма счастья» и пирамиды. Активы Типа Б, с другой стороны, могут приносить своему владельцу доход, даже если никто больше этот актив покупать не будет. Хорошие примеры активов Типа Б – золото, земля, акции и банкноты, эмитируемые центральным банком.
Допустим, рынок актива Типа Б внезапно поразила нехватка покупателей. Все одновременно хотят продать, поэтому актив предлагается за $0. Появляется возможность спекуляции. Так как этот актив либо имеет доходность (как в случае акций), либо может использоваться в декоративных целях (как золото), либо может быть выкуплен эмитентом по положительной цене (например, когда центральные банки изымают банкноты, продавая активы), тот, кто купит его за $0, получает что-то даром. По мере того как люди соревнуются за эту халяву, цены снова пойдут вверх, пока шанс не исчезнет. Поэтому активы Типа Б характеризуются ценовыми минимумами, и нехватка покупателей для них не смертельна.
Но в случае нехватки покупателей у актива Типа А аналогичной возможности спекуляции нет. Допустим, Берни Мадофф (Bernie Madoff) выпустит билеты, дающие их держателям место в пирамиде. Спустя несколько дней никто не хочет покупать билеты Мадоффа. Конечно, теперь их можно купить за $0, но так как у них нет собственной стоимости, вы сможете выиграть только в том случае, если продадите их другому покупателю, скажем, по $1. Для этого вам (или кому-то другому) потребуется понести издержки на рекламу схемы, т. е. на превращение уже и так разозленных продавцов в покупателей. Но задача эта не из легких, и вряд ли оно стоит того, чтобы тратить больше, чем $0. Вероятно, проще создать совершенно новый актив Типа А, чем пытаться перезагрузить неудавшийся старый. Суть в том, что так как активы Типа А не имеют спекулятивного механизма и их реклама затратна, нехватка покупателей быстро приближает конец игры. Здесь нет минимума.
Биткойны – это актив Типа А. Поскольку в центре схемы нет злого гения наподобие Мадоффа, это не осознается. В каком-то смысле все получилось спонтанно.
Как и у других активов Типа А, у биткойнов нет ценового минимума. Когда наступит нехватка покупателей биткойнов и предложения покупки на биткойновых биржах испарятся, биткойны в вашем кошельке не будут стоить ни гроша. Они не обеспечены никаким бизнесом, способным приносить дивиденды, или центральным эмитентом, способным аннулировать ненужные токены. Конечно, вы всегда можете купить биткойны за $0, но чтобы что-то выиграть, вам нужно убедить кого-нибудь купить их по $10. То есть, нужно восстановить ажиотаж, возбуждение и веру, изначально породившие положительную цену биткойнов. Если вы не хотите тратить на эти усилия время и деньги, вам лучше надеяться, что этим будет заниматься кто-нибудь вроде Андреаса Антонопулоса (Andreas Antonopoulos). Как бы то ни было, любые попытки вернуть биткойны в положительное пространство будут затратны.
Поскольку нехватка покупателей – предвестник гибели активов Типа А, критически важно привлекать непрерывный поток новых покупателей. В случае биткойнов такое привлечение было простым. Ни одна пирамида не может похвастаться такой увлекательной мифологией, как у биткойнов, с отважным и загадочным Сатоси Накамото (Satoshi Nakamoto), радикальной децентрализованной цифровой валютой, угрожающей уничтожить существующую финансовую систему, и лозунгом «мы верим в математику». Поскольку эти идеи очень захватывающи, мифология, по сути, продавалась сама по себе – невероятно эффективный способ привлечения новых участников. Каждый раз, когда покупки биткойнов затихали и цена падала, она опускалась не до нуля. Всегда откуда ни возьмись появлялись новообращенные, вдохновленные последним видео Андреаса Антонопулоса на YouTube.
Несмотря на свою силу, мифология давно уже разошлась среди тех, кого увлечь легко, т. е. либертарианцев и айтишников. Новую целевую аудиторию, где многие не согласны с базовой философией этой мифологии, не так уж просто убедить стать в очередь на покупку. Что касается Сатоси Накамото, то за десять лет он уже стал выдыхаться. А одно из основных обещаний мифологии – рождение общепринятой цифровой валюты – не сбылось. Народ начинает уставать.
К счастью, у биткойнов всегда был намного более соблазнительный инструмент для завлечения – быстрорастущая цена. Тогда как технология и мифология биткойнов способны мотивировать лишь немногих ботаников, скачок цены на 50% – это универсальный наркотик. Прошлая прибыль обещает прибыль в будущем, и волны новых покупателей толкают цену еще выше. Но у этого процесса есть свои пределы. Чем выше биткойны поднимаются, тем больше нужно новообращенных для дальнейшего повышения цены. Рано или поздно их рыночная капитализация станет настолько большой, что популяция покупателей, необходимых для продолжения игры, будет исчерпана. И когда биткойны не смогут больше демонстрировать, что они предлагают превосходный доход, наступит нехватка покупателей, поскольку все одновременно бросятся продавать, и цена упадет к нулю.
Поэтому, хотя я оказался ужасно неправ, я все равно стою на своем. Для того чтобы я отказался от своих взглядов насчет падения биткойнов к нулю, вы должны убедить меня, что актив Типа А может существовать вечно. Я не вижу, как такое возможно. Из опыта мы знаем, что активы Типа А непрочны и недолговечны. Нет ни одной пирамиды или схемы Понци, существующей с 1800-х, 1920-х или даже с 2001 г. Пирамида Берни Мадоффа, раскрытая в 2008 г., – возможно, самый долгоиграющий актив Типа А в истории, появившийся, как считается, еще в начале 1970-х. То есть, он просуществовал больше 30 лет. (Государственные пенсионные схемы не в счет, так как правительство может принуждать к участию в них). Если существует причина, почему биткойны могут избежать такой участи, пожалуйста, объясните ее в комментариях – возможно, вам удастся меня просветить.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.