Очевидец о великой распродаже британского золота в 1999 году
- дата: 25 июня 2023 (источник от 12 октября 2020)
Автор: Ларри Вайт (Larry White)
В начале этого года мы сделали увлекательное интервью с Робертом Принглом (Robert Pringle), только что издавшим новую книгу «Сила денег» (The Power of Money). Роберт не одно десятилетие работал с центральными банкирами со всего мира. Он был директором «Группы тридцати» (G30). Он также возглавлял отдел публичной политики во Всемирном совете по золоту (ВСЗ). Роберт может рассказать о событиях и ключевых фигурах из личного опыта, что делает его наблюдения чрезвычайно ценными. Мнение Роберта будет интересно всем, кто следит за рассматриваемыми нами вопросами о кредитно-денежной системе, включая влияние на нее золота.
Имея это в виду, мы процитируем статью Джереми Уорнера (Jeremy Warner) за 6 сентября 2020 г., опубликованную в The Telegraph. В статье говорится о том, как из-за последних событий и кредитно-денежной политики центральных банков золото снова привлекает внимание всего мира. Мы все знаем, что золото недавно достигло исторически рекордной цены в американских долларах. Ниже приведено несколько отрывков и ключевых наблюдений из статьи. Я отправил статью Роберту Принглу, и он любезно предоставил интересную историческую перспективу касаемо упомянутой в статье распродажи британского золота в 1999 г., очевидцем которой он был.
Роберт Прингл, известный по G30 и ВСЗ
Из статьи The Telegraph:
«Среди сверхбогатых сейчас относительно обычное дело диверсифицировать свое богатство, вложив хотя бы небольшую его часть в золото. Можно назвать это страховкой на случай «смерти денег», если перефразировать название превосходной истории веймарской гиперинфляции от Адама Фергюссона (Adam Fergusson)… валюта сейчас обесценивается практически везде из-за растущих расходов на борьбу с коронавирусным кризисом, и это вызывает тревогу».
«Но не только богачи используют золото, чтобы застраховаться от обесценивания доллара. Китайские власти несколько лет стабильно наращивали свои золотые резервы, что привело к масштабному перемещению металла с запада на восток».
«Как бы то ни было, золоту свойственно сохранять свою стоимость со временем, в отличие от национальных валют, подтачиваемых инфляцией и политической манипуляцией».
«Британия всё еще владеет 310 т золота, находящегося в хранилищах Банка Англии. Но могло быть намного больше, если бы не решение Гордона Брауна (Gordon Brown) в конце прошлого века диверсифицировать «варварский пережиток» – как в свое время назвал драгоценный металл Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) – корзиной бумажных валют. Такой шаг определенно спас ряд банков из разорительных коротких позиций по металлу и помог Китаю существенно увеличить свои резервы, как позже оказалось, по заниженной цене, но дорого обошелся Британии. Если судить по сегодняшней цене, потери на продажах составили порядка £10 млрд, – довольно дорогой просчет».
Как можно видеть, в статье The Telegraph утверждается, что золото исторически лучше сохраняло покупательную способность, чем национальные бумажные валюты. Также там говорится следующее:
- текущая политика центральных банков в ответ на COVID-19 обесценивает валюты;
- наименее болезненный способ справиться с избыточным долгом – инфляция;
- «золотые жуки» могут оказаться правы насчет будущей инфляции, несмотря на нынешнюю угрозу дефляции, с которой борются центральные банки;
- Великобритания продала большую часть своих золотых резервов по намного более низкой цене, чем сейчас.
Дно Брауна: противоречивая распродажа золота Гордоном Брауном в 1999 г.
Поскольку Роберт Прингл был очевидцем распродажи британского золота в 1999 г., он по нашей просьбе любезно прочитал статью The Telegraph и поделился интересными наблюдениями об этом событии, основанными на его личном опыте и воспоминаниях:
«Я достаточно активно участвовал в организации общественного сопротивления этой распродаже под лозунгом «Руки прочь от золота!». ВСЗ заказал в популярнейших газетах рекламу на целую страницу, чтобы выразить протест. Министрам это очень не нравилось.
Затем меня вызвали в Казначейство Ее Величества, где я получил личный выговор от Гаса О'Доннелла (Gus O’Donnell), старшего советника Брауна, а позже – главы Управления государственной службы и ведущего советника трех премьер-министров. Он был сильно раздражен. Он сказал мне: «Так влиять на министров не положено!».
Мы также организовали колл-центр. В первый день колл-центр, где на звонки отвечало 20 агентов, уже через 20 минут был перегружен. Мы также пришвартовали на Темзе напротив Палаты общин баржу с плакатом с надписью «Гордон Браун и компания: торговцы металлоломом» и нарисованными золотистым цветом кастрюлями и сковородками. На следующее утро ее фотографии появились на первых страницах ведущих национальных газет.
Распродажа была личным решением Гордона Брауна по совету чинуш из Казначейства. Он думал, что покажется «современным», но, конечно, всё окончилось провалом, преследовавшим его до конца карьеры и остающимся одним из главных пятен на его репутации.
Я также пытался убедить центральные банки что-то сделать с падением цены золота, когда они установили нижний порог рынка позже в том же году, – но это уже совсем другая история (о ней можно прочитать в моей книге «Сила денег»)».
– Роберт Прингл
Примечание Ларри Уайта (Larry White):
Благодарим Роберта за эти воспоминания. Подобные наблюдения от того, кто непосредственно принимал участие в событиях, очень ценны, так как их сложно найти. Возможно, Роберт когда-нибудь расскажет больше о том, как центральные банки в 1999 г. договорились ограничить продажу золота. Он пишет об этом в своей книге. Благодаря Роберту я понял, что в подобных событиях можно лучше разобраться, если о них расскажет кто-то из непосредственных участников.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.