Опять опоздали, или маленькие хитрости рейтингового агентства S&P

Единственное, что показалось нам еще более смешным, чем запоздалый полудаунгрейд американского суверенного долга агентством S&P, это реакция рынка на это заявление. Действительно ли мы узнали нечто, чего мы не знали раньше? В любом случае шаг S&P должен стать сигналом к пробуждению для всех тех, кто ухитрился проспать невиданные долговые катаклизмы последних нескольких лет.

Агентство публично сомневается  в способности Конгресса разрешить долгосрочные фискальные проблемы, - почему же оно делает вывод, что США заслуживает кредитный рейтинг ААА? Самый высокий из возможных рейтингов должен присваиваться фискально ответственным странам, чье финансовое будущее кристально ясно. Если S&P действительно тревожится по поводу того, что США не сможет справиться со своими бесконтрольными дефицитами, то ему сейчас же следует отобрать рейтинг ААА.

S&P само открыто признает, что не уверено в способности Конгресса принять меры, необходимые для приведения в порядок американского фискального дома. С такой неуверенностью агентству следует немедленно снизить рейтинг американского долга на несколько ступеней ниже ААА. Если Америка приведет свои дела в порядок, то его можно будет вернуть. Если, с другой стороны, ситуация усугубится, то нужно будет провести дополнительные снижения.

ААА – это самый высокий рейтинг в обойме  S&P. Это эквивалент рекомендации Уолл-стрит «обязательно купить». Если у фондового аналитика есть серьезные сомнения по поводу платежеспособности компании, то он вряд ли станет давать акциям компании рекомендацию «покупать» из-за того лишь, что есть вероятность, что компании все-таки удастся избежать банкротства. Объяви компания о банкротстве, стал бы аналитик сокращать рейтинг с «обязательно покупать» до «накапливать»?

На самом деле, если существует даже самая отдаленная вероятность банкротства, то рейтинг следует снизить до, в лучшем случае, «держать». Только если прогноз улучшится до уровня, на котором банкротство полностью исключается, рейтинг акции можно увеличить до «покупать». Рейтинг «держать» (рейтинг нерешительных аналитиков, так как держать можно только то, что ты уже купил. – Ред.) по крайней мере пошлет сигнал потенциальным покупателям о том, что проблемы все-таки существуют. Если компания таки обанкротится, она хотя бы не сделает это щеголяя рейтингом «покупай».

Несомненно, что с помощью использования негативного прогноза S&P попытается убить двух зайцев. Рейтинг ААА будет оправдан в том случае, если Конгресс будет действовать ответственно, что очень маловероятно, и попытается восстановить фискальное благоразумие. С другой стороны, если бесконтрольные дефициты приведут к прямому дефолту или гиперинфляции, то у S&P будет возможность указать на своевременное предупреждение с помощью негативного прогноза. Это как фондовый аналитик, дающий акции рекомендацию «покупать», но квалифицирующий этот рейтинг как спекулятивный.


Короче говоря, рейтинг ААА для американского суверенного долга – это чистая политика. У S&P просто не достаточно чистые руки для того чтобы дать честный рейтинг долгу США. У него слишком тесные связи с американским правительством и Уолл стрит, чтобы угрожать статус-кво. Учитывая степень вины рейтинговых агентств в разжигании финансового кризиса, можно подумать о существовании негласной договоренности о том, что пока у США остается рейтинг ААА рейтинговые агентства продолжат пользоваться своим монопольным статусом и против них не будут возбуждены гражданские и уголовные расследования, из-за массовой неверной оценки ипотечных облигаций.

Вспомним, что S&P поддерживали высший инвестиционный рейтинг на бесчисленные ипотечные облигации до самого последнего момента, пока бумага не превратилась в прах. Удивительно, но рейтинговым агентствам удалось сохранить свой статус и способность двигать рынками после того как пыль улеглась.

Сегодня они допускают такую же ошибку с американскими казначейскими облигациями. Когда всем станет очевидно, что США либо объявят дефолт по своим долгам, либо инфлируют их в небытие, агентство возможно снизит их рейтинг до AA+. Такой шаг принесет мало пользы владельцам облигаций.

S&P традиционно включает в свой анализ американской платежеспособности способность правительства «выпечататься» из любых фискальных проблем. В результате в анализе инвестиционного риска они применяют совершенно иные критерии, чем в случае с частной компанией или правительством, чья валюта не обладает резервным статусом. Но агентство совершенно не обращает внимания на то, как бесшабашное печатание денег повлияет на саму ценность доллара. Оно может уверять инвесторов, что с ними рассчитаются, но агентство не акцентирует внимания на том, что кредиторы смогут купить на эти доллары. 

аватар

Шифф, Питер

Schiff, Peter

Президент и главный глобальный стратег инвестиционной компании Euro Pacific Capital Inc.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.