Осколки искусства на Тайване и изумруд со дна океана: новости арт-рынка

Автор: Александр Быковский

редкий колумбийский изумруд

 Картины «Голова женщины» Пабло Пикассо и «Мельница» Пита Мондриана (Фото Costas Baltas / Reuters)

Искусственный интеллект подтверждает авторство Рембрандта, в греческий музей вернулись украденные картины Мондриана и Пикассо, в Париже на торгах продали работы Рабина, Целкова, Кабакова. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Число коллекционеров-миллионеров за год выросло почти вдвое, русских снова продают

Аналитики Art Basel и UBS опубликовали отчет о том, как пандемия повлияла на покупательскую активность коллекционеров (в опросе приняло участие порядка 2700 человек). Результаты показывают: арт-рынок восстановился, а расходы коллекционеров выросли с допандемийных времен: в первой половине 2022 года каждый из опрошенных потратил на искусство в среднем $180 000. В 2001 и 2020 годах этот показатель составлял $164 000 и $100 000 соответственно. Число коллекционеров, готовых покупать работы на суммы свыше $1 млн, за год выросло почти вдвое.

Британский аукционный дом Bonhams усиливает свое присутствие в Европе. На торги с поэтическим названием «Бунтарский дух» 8 ноября в Париже было выставлено более 70 работ Оскара Рабина, Василия Ситникова, Владимира Вейсберга, Эдуарда Штейнберга, Олега Целкова и Ильи Кабакова — советских нон-конформистов, многие из которых были вынуждены эмигрировать по политическим причинам, как указывает пресс-релиз аукциона. Общие продажи аукциона составили €322 421. Среди топ-лотов — «Букет в пейзаже в Лианозово», 1957, Оскара Рабина, ушедший за €60 000 (эстимейт €50 000-70 000); «Две зеленые головы» Олега Целкова из частной коллекции из Сан-Франциско ушли за €28 050 при эстимейте €24 000-34 000; «Композиция», 1978, Эдуарда Штейнберга, выставленная нью-йоркской Claude Bernard Gallery, вдвое превысила верхнюю планку эстимейта (€10 000-12 000) и была продана за €28 050.

Sotheby’s выставит на продажу редкий колумбийский изумруд, который пролежал на дне Атлантического океана более 350 лет. Камень весом 6,25 карата находился на борту испанского галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа», затонувшего в результате шторма у берегов Флориды в сентябре 1622 года. Останки судна вместе со всеми сокровищами (24 тонны серебряных слитков, 180 000 серебряных монет, 125 золотых слитков и 70 фунтов колумбийских изумрудов) были обнаружены и подняты из океанских глубин только в 1985 году. Большая часть драгоценностей была передана в дар Смитсоновскому институту. Свою часть клада получил и финансировавший экспедицию американский бизнесмен-птицевод Фрэнк Пердью, директор Perdue Farms (7-е место в рейтинге богатейших семей в 2015 году, $3,2 млрд). Одним из изумрудов Пердью украсил кольцо, подаренное будущей жене. Это кольцо будет выставлено на ювелирные торги Sotheby’s 7 декабря с эстимейтом $50 000-70 000.


В $20-30 млн эксперты Sotheby’s  оценили первое издание Конституции США, которое пустят с молотка 13 декабря. Будет продан один из двух находящихся в частных руках редких экземпляров исторического текста, который был издан в сентябре 1787 года для участников Континентального конгресса. Из общего тиража в 500 экземпляров до наших дней дошло всего 13 копий, 11 из которых хранятся в государственных музеях и библиотеках. В ноябре прошлого года экземпляр, принадлежавший девелоперу, коллекционеру Говарду Гольдману, был куплен на Sotheby’s Кеннетом Гриффином с двукратным превышением оценочной стоимости, за $43,2 млн. Лот установил рекорд как самый дорогой текст в аукционной истории. На предстоящие торги выставлен экземпляр, принадлежащий наследникам букиниста Адриана ван Синдерена. Заниженный эстимейт объясняется не столь идеальной сохранностью, которой отличался экземпляр Говарда-Гриффина.

На 22 ноября запланированы парижские торги Christie’s, топ-лотами которых станут предметы антиквариата, принадлежавшие Марии-Антуанетте. Один из них — лакированный комод в китайском стиле (эстимейт €800 000-1 200 000). Пара комодов была выполнена по личному заказу королевы и доставлена в Компьенский дворец. Один из комодов сегодня находится в Версале. Стул в этрусском стиле, украшенный замысловатой резьбой, оценен экспертами аукционного дома в €100 000-200 000. Он стоял спальне Марии-Антуанетты вплоть до 1793 года. В прошлом году два принадлежавших королеве бриллиантовых браслета были проданы на Christie’s за €7,2 млн.

Датированная 2005 годом абстракция Сая Туомбли «Без названия» станет топ-лотом вечернего аукциона Phillips 15 ноября. Масштабное полотно относится к серии работ, названной именем древнеримского бога виноделия Вакха. Спиралевидный узор, напоминающий кровавые потеки, передает неистовство вакханалий. Оценочная стоимость картины составляет $35-45 млн. Помимо работ Туомбли, на торгах — произведения Пабло Пикассо, Рене Магритта, Виллема де Кунинга.

Топ-лотами намеченных на 17 ноября торгов аукционного дома «Литфонд» станут редкий экземпляр сборника повестей Николая Гоголя «Миргород» (стартовая цена — 4,5 млн рублей) и письмо Марины Цветаевой от 1925 года, в котором она рассказывает о своем отношении к Октябрьской революции (стартовая цена — 2,5 млн рублей). В письме есть такие строки: «...первым моим ответом на октябрьскую революцию был плевок на флаг, задевший меня по лицу; [...] флаг выцвел, плевок остался».

В Национальную художественную галерею в Афинах  вернулись работы Пабло Пикассо и Пита Мондриана, украденные 10 лет назад. Прошлым летом греческая полиция обнаружила обе картины в ущелье на окраине Афин. Судя по всему, похитителям так и не удалось продать их на черном рынке. Датированная 1939 годом «Женская голова» кисти Пикассо представляет собой портрет Доры Маар, музы и возлюбленной художника. Картина была передана в дар музею художником в 1949 году. «Ветряная мельница» Мондриана — яркий образец ранней (1905), все еще реалистической живописи художника.

По итогам проверки, проведенной в Тайваньском национальном дворце-музее по инициативе местного парламента, стало известно о трех экспонатах, которые были разбиты за последние полтора года. Несмотря на то что датируемые XV—XVII веками миска, чаша и тарелка классифицируются хранителями как объекты культурного наследия «невысокого исторического значения», их суммарная стоимость составляет порядка $77 млн. Руководство дворца уже обвиняют в том, что оно пыталось замести следы произошедшего и купить молчание сотрудников. В ответ директор музея утверждает, что были приняты все необходимые меры для проведения максимально открытого расследования. По его словам, один из трех инцидентов стал результатом небрежного обращения с экспонатом, а причины двух других пока неизвестны. Разрешить загадку не помогли даже записи с камер видеонаблюдения за последние 10 лет.

Фасад бывшего Гамбургского вокзала, который используется как филиал Новой национальной галереи, с 1996 года украшает работа  американского художника-минималиста Дэна Флавина, прославившегося своими инсталляциями из флуоресцентных ламп. Недавно стало известно, что с середины октября по решению руководства музея работу Флавина отключили от электричества. «Мы посчитали немаловажным подать пример мировым музеям, внеся свой посильный вклад в дело разумного потребления скудеющих ресурсов», — заявил директор музея.

Руководство гаагского Музея Бредиуса признало работой Рембрандта картину, авторство которой долгие годы приписывалось одному из его последователей. Набросок «Воздвижение креста» хранится в собрании музея с 1921 года. Впервые о возможном авторстве Рембрандта год назад заговорил искусствовед Йерун Гилтай, изучавший картину для своей монографии о творчестве голландского мастера. Ранее кажущаяся композиционная небрежность не позволяла исследователям приписать этот эскиз кисти Рембрандта. Но результаты проведенного в ходе реставрации инфракрасного и рентгенологического исследования показали, что художник несколько раз менял изначальную композицию. Это говорит о более вдумчивом подходе и позволяет экспертам утверждать, что его «автором мог быть только Рембрандт».

Компания Art Recognition провела цифровой анализ картины Тициана «Вечерний пейзаж с парой» из собрания цюрихского Кунстхауса. Это единственная работа художника, хранящаяся на территории Швейцарии. Сравнив ее с оцифрованными изображениями трехсот других произведений Тициана, алгоритм, использующий AI-технологии, пришел к выводу, что она была создана другим автором. Вероятность этого искусственный интеллект оценил в 80%. Музей, со своей стороны, заявляет, что не давал Art Recognition разрешения на анализ картины и не планирует пересматривать атрибуцию экспоната.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.