Отношение платина/золото
- дата: 6 ноября 2010 (источник от 30 июля 2010)
Автор: Скотт Райт (Scott Wright)
Как эти два металла соотносятся друг с другом? Сегодня много говорят о золоте, а о платине едва слышно.
Главное сходство между ними состоит в том, что оба эти металла находятся в мощном бычьем рынке, подкрепленном сильными долгосрочными фундаментальными факторами. Платиновый бык начал рост одновременно с золотым в 2001 году, показав рост в 448% на своем пике 2008 года.
Оба эти металла также очень драгоценны, но платина значительно дороже золота. Она достигла своего исторического максимума в марте 2008 года на уровне в $2,273, а сегодня стоит около $1500. Объем добычи платины составляет 6 млн унций (около 188 тонн) в год или 8% от объема золота, что делает ее значительно более редким металлом.
У платины, как и у золота, множество различных применений, но основной ее объем используется в каталитических автомобильных конвертерах и при изготовлении ювелирных изделий. Платина также применяется в турбинных лезвиях, медицинских сенсорах и пользуется большим инвестиционным спросом в виде монет, слитков и акций биржевых фондов (ETF).
С точки зрения трейдера платина и золото поддерживают убедительную техническую связь – см. график.
График демонстрирует очевидную схожесть в их движениях в течение последнего бычьего рынка. До паники 2008 года их движения были тесно коррелированы – когда золото росло, вместе с ним росла и платина и наоборот. Эта корреляция подтверждается не только визуально, но и математически. С 2002 по август 2008 платина сохраняла удивительную корреляцию с золотом platinum с R-квадрат в 95%!
Это означает, что 95% движений цены на платину можно объяснить ежедневными движениями цены на золото – это очень жесткая корреляция. Несмотря на то, что у платины есть собственные фундаментальные факторы, долгосрочная корреляция показывает, что золото является сильным техническим драйвером платины. Благодаря панике на фондовом рынке эта корреляция внезапно прекратилась.
В мрачную осень 2008 года платина пустилась в самостоятельное путешествие и забыла о золоте, а единственным их сходством осталось резкое падение цены. Их R-квадрат упал до 22%, то есть корреляция практически испарилась. Платина и золото рухнули со своих исторических максимумов на 66% и 29% соответственно. Платина была буквально уничтожена, упав до уровней невиданных с 2003 года, но такие страшные, по сравнению с золотом, убытки не были полным сюрпризом, принимая во внимание особенности ее рынка.
Рынок платины очень мал по сравнению с рынками других товарных ресурсов и потому не требуется слишком больших покупок или продаж, чтобы быстро сдвинуть цену на металл. Соответственно эмоции здесь играют огромную роль. Паника заставила трейдеров бросать свои позиции, что привело к резкому падению цены.
В конце концов, трейдеры осознали, что конец света не наступит осенью 2008 года, платина нашла свое паническое дно и быстро стала выздоравливать. У золота ситуация была похожа и платина снова начала оглядываться на желтый металл – с панического дна до сегодняшнего дня R-квадрат их корреляции составил 85%.
Но график также показывает, что золото легко вернуло завоеванную территорию, а платина нет. В сентябре 2009 года золото достигло нового исторического максимума и с тех пор двигается вверх, тогда как платина, хоть и выросла в два раза с панического дна, но все еще далека от исторических максимумов.
Относительная слабость платины по сравнению с золотом вызывает беспокойство платиновых быков, но она легко объяснима, если вспомнить о полезности и применении этих двух металлов.
Учитывая продолжающиеся трудности с добычей обоих металлов, именно спрос является важнейшим драйвером цен на них. И, как известно текущая глобальная рецессия радикально изменила структуру спроса на почти все товары и услуги.
В периоды рецессий спрос в промышленных отраслях особенно страдает. Падение потребления вызывает сокращение производства, и промышленники опустошают склады, тем самым еще более снижая спрос. Поэтому промышленные металлы страдают, а цены и спрос на них падают.
Золото мало используется в производстве (около 10% от суммарной добычи), а инвестиции и ювелирное производство остаются крупнейшими компонентами спроса. Поэтому минимальное давление с производственной стороны, структурный дефицит предложения и растущий инвестиционный интерес широкой публики вызвали к жизни позитивную ценовую динамику.
Если вспомнить про чувствительность платины к экономической ситуации, он уже не покажется таким драгоценным. За последние пять лет в среднем 66% спроса на платину приходилось на производство, главным образом на машиностроение и рецессия, несомненно, вызвала стресс. Снижение объемов автопроизводства привело к тому, что спрос на конвертеры упал в два раза с 2007 по 2009 гг. по данным Johnson Matthey (JM).
Слабый промышленный спрос привел к появлению излишков металла в 2009 году и если бы ювелирный спрос из Китая (2 млн унций) не спас ситуацию, то излишков было бы больше, чем 285 тыс унций по оценке JM. Гарантировала ли цена на платину возврат к максимумам как в случае с золотом? Вовсе нет.
Неправильно делать вывод, что из-за временных проблем металла, вызванных экономической ситуацией, его пост-панический рост – это случайность и долгосрочные фундаментальные драйверы больше не работают. По сведениям JM, с 1999 года существует дефицит предложения платины в 2,1 млн унций, даже с учетом прошлогодних излишков. Платина также испытывает сокращение объемов добычи уже в течение трех лет.
Если инвестиционный спрос (подстегиваемый ETF с ресурсным обеспечением) и ювелирный спрос из Китая продолжат расти, а экономика не закончит выздоровления, то дефицит снова появится, и цены значительно вырастут.
Что же можно ожидать от платины, если временные трудности перестанут ее сдерживать? Для этого вновь стоит взглянуть на золото. И в пропорции платина/золото мы видим техническое взаимоотношение, которое идет дальше простой корреляции. Пропорция получается с помощью деления цены на платину на момент закрытия торговой сессии на такую же цену на золото. Данные, полученные в результате такого анализа, демонстрируют удивительную картину.
Пропорция платина/золото (ППЗ) показана синей линией. Когда ППЗ растет, платина или переигрывает золото или медленнее снижается, когда она падает, золото побеждает платину или дешевеет медленнее. Результат – это количество унций золота, которое требуется для покупки одной унции платины в определенный момент времени.
График ясно показывает, что до паники у платины было четкое отношение с золотом. В течение шести лет ППЗ находилось в горизонтальном торговом канале с границами на нижнем уровне
1,75 и 2,10 на верхнем. Когда платиновые трейдеры излучали оптимизм, пропорция приближалась к верхней границе и в двух случаях даже заметно превзошла ее. Когда они были напуганы, ППЗ падала до линии поддержки, который был очень силен. За шесть лет среднее значение пропорции равнялось 1,95. То есть в течение большего отрезка текущего бычьего рынка вам бы понадобилось 2 унции золота для покупки унции платины.
К концу шестилетнего периода в первой половине 2008 года драгоценные металлы испытали огромные ралли и трейдеры были на подъеме. В таком крохотном рынке не потребовалось много усилий, чтобы загнать этот металл вверх, что и показало ППЗ на уровне 2,30.
Во второй половине года ситуация в корне изменилась и платина также переиграла золото, но уже по направлению вниз. К началу сентября ППЗ пробило линию поддержки и продолжало падать, пока не достигло дна на отметке 0,97 в декабре. Случилось невероятное – платина достигла паритета с золотом.
Такая ситуация случалась очень редко за последние десятилетия, последний раз в 1996 году на очень короткий промежуток времени. Последний раз платина была дешевле золота в течение длительного периода времени 25 лет назад. За эти 25 лет только 2% торговых дней платина была дешевле и лишь не намного.
ППЗ в 0,97 последний раз наблюдалась в январе 1992 года, что еще раз показывает насколько платина была перепродана. Трейдеры быстро распознали эту аномалию, и платина взлетела вверх на 128% к апрелю, что значительно превзошло 58% роста золота за тот же период. ППЗ показал соответственный рост за последние полтора года.
Но даже если сегодня ППЗ движется в правильном направлении, ей еще придется поработать, прежде чем она вернется в шестилетний канал. Чтобы достичь этой цели платина должна подорожать до $2300 по сегодняшней цене золота, что будет означать новый исторический максимум. А если золото подорожает еще, платине нужно будет стать еще дороже чтобы достичь ППЗ в 1,95.
Что же говорит нам такой низкий ППЗ (1,5) о будущем платины? Если он вернется к норме, платине придется переиграть золото. Я считаю, что это возможно, учитывая спекулятивную природу платины и ее исторически более высокое плечо к золоту. Но чтобы это случилось, платине нужна поддержка фундаментальных факторов и, основываясь на наших знаниях этого рынка, мы считаем, что он скоро появится – дефицит уже не за горами.
Если это произойдет ППЗ останется надежным инструментом даже в пост-панический период. В изоляции ППЗ не имеет никакого значения, но мы не можем просто отбросить шесть лет отношений между золотом и платиной. За такой длительный период происходит фильтрация шума, чтобы делает более вероятной гипотезу, что это значение ППЗ базируется на фундаментальных факторах.
Значит ли это, что ППЗ должен сегодня находиться в докризисном канале? Скорее всего, нет. Платине потребуется время для выздоровления. Но не слишком много. В общем, по нашему мнению, нас ждут куда более высокие цены на платину.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.