Платежное приложение Swish > наличные и биткойны

шведская крона

Итак, еще один пост о Швеции. Я продолжаю возвращаться к Швеции, потому что никакая другая страна не зашла так далеко в избавлении от наличных. Поскольку все мы, судя по всему, движемся по той же траектории, нам, вероятно, стоит интересоваться этой страной.

К счастью для нас, каждые два года Риксбанк – центральный банк Швеции – проводит опрос о платежах и выкладывает его результаты на своем сайте. Один из самых интересных задаваемых вопросов – «какие из следующих платежных методов вы использовали в течение последнего месяца?».

Ниже приведены кое-какие наблюдения.

Swish превосходит наличные

Только 61% шведов  за последний месяц использовали наличные, тогда как всего 8 лет назад было 94%. Но 62% теперь пользуются сервисом под названием Swish. Swish – это мобильное платежное приложение, используемое шведами для перевода друг другу денег в реальном времени и по выходным. Нечто вроде Venmo или Zelle в США или Interac e-Transfer в Канаде. Подобные платежные методы на самом деле редко используются в торговых точках. Они используются для прямых переводов между двумя лицами.

Swish разработали шведские банки, а не какая-нибудь новая технологическая компания. Кстати, Zelle и Interac e-Transfer также принадлежат банкам. (Venmo принадлежит PayPal, финансово-технологической компании). Отсюда видно, что банки не всегда малоподвижные монолиты, какими их многие считают. Они защищают свою территорию.

Сервис Swish появился в 2012 г., примерно тогда же, когда было запланировано заменить все старые шведские банкноты новыми. Сроки, выбранные Риксбанком для перехода, во всех отношениях были неудобными для пользователей наличных. Вместо того чтобы разрешить долговременную замену банкнот (как в Канаде и США) или дать большое окно (как было в Швеции в 1980-х и 1990-х), Риксбанк отвел шведам на обмен лишь один-два года. В случае банкноты в 1000 крон им пришлось осуществить два обмена за 5 лет. Из-за неудобства обмена отказаться от наличных предпочло намного больше шведов. Я уже писал об этом в статье под названием «Предательство по-шведски» (Swedish betrayal).

Риксбанк выбрал такие сроки, поскольку их ему в 2012 г. рекомендовал ряд частных финансовых институтов, включая крупные шведские банки. Тогда же банки представили Swish. Поскольку Swish и банкноты – прямые конкуренты в сфере прямых платежей, неудобный обмен банкнот был весьма полезным для банков.

Таким образом, успех Swish (за счет наличных), вероятно, не был следствием исключительно осознанного выбора потребителей – ему также помог легкий толчок Риксбанка (и частный сектор, консультировавший центральный банк).

Дебетовые карты намного популярнее, чем кредитки

Канада – страна кредитных карт. Согласно недавнему опросу Банка Канады, примерно 39% всех розничных платежей, соответствующих 56% всех потраченных сумм, осуществляется с помощью кредита. На дебет приходится всего 26%. Хотя в США дебет более популярен, кредитные карты не сильно отстают.

Почему же в Швеции так популярно использование дебетовых карт? Думаю, из-за низкой межбанковской комиссии. Межбанковская комиссия – это сумма, уплачиваемая продавцом за каждую транзакцию, совершаемую клиентом с помощью карты. В Швеции межбанковская комиссия для кредитных карт зафиксирована на уровне 0.3%, а для дебетовых – 0.2%. В Канаде межбанковская комиссия для кредитных карт варьируется от 1% до 2.5%, а для дебетовых составляет 0.25%.


Канадские банки могут использовать доход с межбанковских комиссий с кредитных карт для финансирования привлекательных бонусных программ и кешбэка в размере 2%. Шведские банки не могут этого делать, потому что межбанковские комиссии для кредитных карт очень низки. Поэтому, с точки зрения канадского покупателя, зачем делать в магазине покупку на $100 с помощью дебетовой карты, если можно совершить ту же покупку с помощью кредитки и получить кешбэк в размере $2? Шведы с такой платежной математикой не сталкиваются – низкая фиксированная межбанковская комиссия означает, что кредитная карта не может сопровождаться большими бонусами. Поэтому покупка на 1000 крон с помощью кредитки не дает никаких преимуществ в сравнении с дебетовой картой.

Что случилось с платежной революцией биткойнов?

Если вы хотите пример платежной революции, то это Swish, а не биткойны. Только 6 из 2011 опрошенных Риксбанком шведов совершали в течение месяца платежи с помощью биткойнов. То есть, уровень использования составил лишь 0.3%.

Тем не менее это не значит, что биткойны в Швеции не популярны. Шведская биржа NASDAQ/OMX отличается тем, что на ней торгуется Bitcoin Tracker One, первый (и один из немногих) в мире биржевой финансовый продукт, привязанный к биткойнам. Bitcoin Tracker One – один из самых активных индексных сертификатов биржи. На пике бычьего рынка биткойнов в декабре 2017 г. активы продукта взлетели до $600 млн.

Данная статистика иллюстрирует необычный характер успеха биткойнов. Биткойны должны были стать платежной или денежной технологией. Но такое видение не дало результатов. Вместо этого биткойны стали для шведов (и всех остальных) превосходным инструментом для азартных игр. Я развил эту тему в недавней статье для проекта Sound Money:

«Забудьте об онлайн-платежах. Биткойны стали самой успешной технологией для азартных игр, изобретенной с тех пор, как Генри Оренштейн (Henry Orenstein) в 1999 г. придумал карманную камеру для покера. Карманная камера позволила зрителям видеть карты игроков, что произвело революцию в наблюдении за игрой в покер и спровоцировало покерный ажиотаж 2000-х.

В каком смысле биткойны преуспели как технология для азартных игр? В своей сущности биткойны – чистой воды кейнсианский конкурс красоты. Люди пытаются отгадать, что другие люди думают о том, какой другие люди видят стоимость биткойнов. Цена, результирующая из этого конкурса, невероятно нестабильна. Но такой взрывной рост и умопомрачительные падения предоставляют забавный, интересный и вызывающий привыкание предмет ставок как для обычных азартных игроков, так и для состоятельных профессиональных спекулянтов».

Так как первая и главная функция биткойнов – азартные игры, лишь небольшому меньшинству шведов (6 из 2011) удалось использовать их для платежей. Можно провести аналогию с другими продуктами, имеющими альтернативное применение, например, некоторые используют зубную пасту не для чистки зубов, а для удаления пятен с ковра.

Проблема в том, что собственно особенность, делающая биткойны таким замечательным инструментом для азартных игр, – их конкурс красоты – препятствует их полезности в качестве платежной системы. Я не думаю, что эта проблема поддается решению. А жаль, ведь, по крайней мере в теории, биткойны обладают рядом свойств, способных сделать их достойной заменой наличным.

аватар

Конинг, Джон Пол

Koning, John Paul

Финансовый аналитик, дизайнер, эксперт по свободному банкингу, криптовалютам, драгоценным металлам.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.