Почему крипто – не инструмент протеста в Аргентине

 Источник: COINDESK.COM

Автор: Лия Каллон-Батлер (Leah Callon-Butler)

аргентина криптовалюты

Идея о том, что рост использование стейблкоинов может решить постоянные экономические и политические проблемы Аргентины, - заблуждение, говорит Лия Каллон-Батлер (Leah Callon-Butler) после недавнего визита.

Я была в Буэнос-Айресе в День независимости Аргентины и поэтому пошла за горячей миской «супа свободы». Это сытное рагу из кукурузы, фасоли и чоризо, называемое локро, было изобретено много веков назад коренными жителями горных хребтов Анд во времена империи инков.

В наши дни аргентинцы едят его на всех своих главных патриотических праздниках, празднуя возрождение своей собственной культуры после того, как они выгнали испанских колонизаторов на во время революции 1810 года. Идеальная еда для комфорта в (крипто) зимний день. Я сидела в уютном местном ресторане и наслаждалась вкусом суверенитета, потягивая великолепный бокал Мальбека.

Но снаружи кипела национальная напряженность. Тысячи людей вышли из своих домов и собрались на улицах для проведения «cacerolazo». Производное от испанского слова cacerola, буквально означающего «горшок для тушения», cacerolazo - это ненасильственная форма демонстрации, когда протестующие стучат по кастрюлям и сковородкам. Меня потянуло присоединиться к ним в прохладном июльском воздухе, и мы вместе пели в ритме метронома под звон тысячи крышек кастрюль:

Ar-gen-tina, tee- tee- teena! Ar-gen-tina, tee- tee- teena!

Ar-gen-tina, tee- tee- teena! Ar-gen-tina, tee- tee- teena!

На протяжении десятилетий аргентинцы твердили о политической дисфункции и нестабильности, повсеместной коррупции, постоянных циклах бумов и спадов и бешеной инфляции. И исторически они наделали достаточно шума, чтобы отстоять свои права, переписать законы и привести правительства к краху. Как и в 2001 году, когда правительство заморозило банковские счета 18 млн. аргентинцев, cacerolazo за три недели свергло четырех президентов. Или в 2012 году, когда другое cacerolazo помешало тогдашнему президенту Кристине Фернандес де Киршнер (Cristina Fernández de Kirchner) изменить конституцию страны, чтобы она могла переизбраться.

Несмотря на эти временные победы, Аргентина по-прежнему остается в состоянии «бардака» в политическом и экономическом плане. Инфляция вышла из-под контроля. Страна едва избежала дефолта по огромному долгу Международного валютного фонда, что было бы 10-м случаем в истории, когда она не смогла выплатить свои долги. Министр экономики с тех пор вывесил белый флаг. А Фернандес, занимающая пост вице-президента с 2019 года, только что пережила покушение на убийство.

На фоне всего этого я видел много статей, романтизирующих роль криптовалют в облегчении агонии Аргентины. В них пишется, что это инструмент свободы. В них пишется, что это приносит экономическую независимость. Они подразумевают, что аргентинцы, хранящие стейблкоины, являются экономическими диссидентами, использующими криптовалюту в качестве оружия для борьбы за новую финансовую парадигму. Что, вероятно, и следовало ожидать. В конце концов, в генезисном блоке биткоина была зашифрована пикантная ссылка на то, что банки были взяты под залог во время мирового финансового кризиса 2008 года, и поэтому криптосообщество всегда любило превозносить свою технологию как инструмент инакомыслия. Но тяга Аргентины к стейблкоинам не является признаком революции.

Гиперинфляция

Чтобы представить это в перспективе: Да, инфляция сейчас везде ужасная. Но в Аргентине она составляет более 70% и скорее всего, достигнет трехзначных цифр к концу года – что звучит безумно, но не является чем-то неслыханным. В период с 1975 по 1990 год, в Аргентине была инфляция в 300%, поскольку правительство печатало песо и распыляло их по экономике в условиях долгового кризиса. Пока я был там, я слышал, что аргентинцы настолько привыкли к тому, что их деньги теряют в цене, что во время параллельного роста зарплат и цен, многие переставали бить в горшки и возвращались к поеданию праздничного супа.

«Практически весь аргентинский народ знает, что валюта плохая; мы как бы выросли с долларами в голове, потому что это валюта намного твёрже нашей», - сказал Мариано Ди Пьетрантонио (Mariano Di Pietrantonio), возглавляющий стратегию в Maker Growth, основном подразделении Maker DAO, кредитной платформы, на которой работает децентрализованный стейблкоин DAIАргентинцы очень любят DAI, и Ди Пьетрантонио указал на валютный контроль в стране, или El Cepo как на причину этого.

Стремление Аргентины к стейблкоинам не является симптомом революции

В условиях постоянной рыночной неопределенности аппетит Аргентины к стабильности доллара США стал настолько велик, что начал истощать собственные резервы центрального банка. В ответ правительство установило цену на доллары – цену, из–за которой песо казалось сильнее, чем оно было на самом деле, - и установило предел покупки. В 2011 году он составлял $10 тыс. в месяц. Сегодня это $200 в месяц, а «белый доллар», как его называют, также облагает покупателей налогом в 65%. Это попытка стабилизировать экономику, но все, чего она добилась, - это создание большого черного рынка.

Прогуливаясь по центру Буэнос-Айреса, вы увидите этих жутких людей, приближающихся к вам из тени. За определенную плату они сопровождают туристов (и местных жителей) в маленькие киоски, где «синий доллар» можно купить и продать вне официальных каналов по цене, не навязываемой банками, что означает, что она ближе к той цене, которую рынок на самом деле готов заплатить за песо. Это один из множества вариантов цветного прейскуранта для людей, покупающих доллары в Аргентине.

Торговля долларами вне официальных каналов незаконна, но все это делают. И если аргентинцы не могут поменять песо на доллары, они покупают что-то другое. Они запасаются продуктами, или оплачивают счета, или покупают мебель, или покупают подарки ко Дню матери на следующий год. Они будут покупать все, что позволяет им зафиксировать цену на товар сегодня, опасаясь, что к следующей неделе товара не будет.

Стейблкоин наценка

Не нужно быть крипто «гуру», чтобы понять, что криптовалюта - привлекательная альтернатива в такой кошмарной экономической ситуации, как сегодня. Во-первых, нет ограничений на то, сколько вы можете купить. Кроме того, криптовалюта никогда не спит, поэтому ее можно приобрести в любое время, в отличие от долларов, которые доступны только в рабочее время. Поэтому неудивительно, что после того, как министр экономики объявил о прекращении работы в субботу, аргентинцы купили в три раза больше стейблкоинов, чем обычно в выходные. Вместо того, чтобы сидеть сложа руки, они заплатили комиссию за стабильность. Столкнувшись с очередным политическим кризисом, они понимали, что никакие ухищрения не спасут их сбережения от краха после того, как рыночная неопределенность достигнет пика.


Это было в выходные перед моим приземлением в Буэнос-Айресе в начале июля, и с тех пор аргентинцы изъяли из банковской системы долларовые вклады на сумму более $1 млрд. Трудно проследить, куда делись эти доллары. Большая часть, вероятно, была спрятана под матрасами, но, по крайней мере, часть из них была конвертирована в криптовалюту через централизованные биржи, такие как Ripio, которая сообщила о накачке стейблкоинов. Аргентина требует от криптотрейдеров привязки и верификации банковского счета. Поэтому те, у кого его нет или те, кто не хочет торговать на официальной системе, обращаются к одноранговым биржам (P2P) через низовые группы, процветающие в WhatsApp и Facebook. Хотя все это невозможно измерить, но я подозреваю, что сектор P2P превосходит регулируемый рынок.

Это можно рассматривать как своего рода пассивный протест. И если такие криптовалюты, как DAI, будут достаточно широко распространены через децентрализованные сообщества, существующие вне официальных систем, это затруднит правительству введение антикриптовалютного регулирования без политических издержек. Но такая риторика предполагает, что держатели стейблкоинов делают это с намерением что-то изменить или ликвидировать, тогда как на самом деле они, скорее всего, просто устали от протестов. Стейблкоины ближе всего к тому, чего они действительно хотят, то есть к доллару. Или, лучше, песо, не мешающему им спать по ночам.

Каждый день, когда криптовалюта не регулируется в стране третьего мира, регуляторам будет сложно сделать это без политических издержек

Когда Ди Пьетрантонио возглавил внедрение DAI в Аргентине в 2018 году, ещё до появления USDC, и когда ещё Tetherработал по протоколу Omni, он увидел, что криптобиржи, такие как Binance и Bitfinex, были заняты спекулянтами, покупающими волатильные активы вроде биткойнов. Вместо этого он хотел обратиться к «скрывающимся людям», покупающим криптовалюту не потому, что она может вырасти в цене, а потому, что она не может стать бесполезной. Его стратегия оказалась успешной: Аргентина сейчас входит в топ 10 стран мира по внедрению криптовалют.

Несмотря на это он говорит, что нет местного сообщества DAI в том смысле, что Гэри Ви (Gary Vee) проповедовал бы его. «Они не DAI-харды,» - сказал он мне, признав, что для аргентинцев стейблкоины - это просто товар. До тех пор, пока он будет сохранять свою ценность, они будут использовать DAIUSDCUSDT - все, что наиболее ликвидно. «Честно говоря, особой разницы нет» — сказал он.

Кроме того, в стране, изголодавшейся по стабильности, где приблизительно 40% населения находится за чертой бедности, держатели DAI, скорее всего, не майнили их, поскольку люди, майнящие алгоритмический стейблкоин с избыточным обеспечением, обычно имеют... большой залог. По словам Ди Пьетрантонио, средняя сумма майнинга по протоколу MakerDAOсоставляет около 100 тыс. DAI. Конечно, это не доверительный протокол, и поэтому нет никакого способа узнать, кто эти люди, но они, скорее всего, не соответствуют профилю аргентинского «ходлера».  Мариано сказал, что средняя местная транзакция составляет от $200 до $700.

Исходя из этого, я также предположил, что аргентинцы были активными потребителями DAI, но не инвесторами в MakerDAO, заинтересованными в запуске протокола и, следовательно, владении токеном MKR для участия в управлении.

«Нет», - сказал Ди Пьетрантонио, когда я спросил его мнение по этому поводу. «Управление и DAOs - это еще один монстр».

Никаких протестов

В любом случае, криптовалюты, безусловно, привлекли внимание правительства. Вот пример: В этом году правительство Буэнос-Айреса объявило, что позволит резидентам платить налоги в криптовалюте. Этот шаг вызвал аплодисменты блокчейн-евангелистов по всему миру, но когда я спросил об этом местных жителей, они закатили глаза и сказали, что нет ни одного настолько глупого аргентинца, который попался бы на этого троянского коня. Помимо идиотизма, связанного с привязкой адреса кошелька к удостоверению личности, выданного правительством, эта инициатива совершенно не учитывает привлекательность хранения стейблкоинов в условиях инфляции.

«Мы используем твердую валюту для сбережений, а не для платежей» - сказал Ди Пьетрантонио, ссылаясь на закон Грешема. Следуя теории, согласно которой люди будут использовать плохие деньги вместо хороших для оплаты покупок, он рассуждает так: Если бы у вас были DAI, доллар и песо, что бы вы использовали для покупки гамбургера?

Если бы вы ответили песо, вы были бы правы, потому что никому не нужны аргентинские песо.

Что касается политического сигнала, вице-президент Фернандес, заявила, что она открыта для принятия Аргентиной биткойнов. Но Ди Пьетрантонио предупредил, что это не следует воспринимать как знак того, что правительство хочет расширить возможности своего народа.

«Им все равно, хорошо ли это для людей, им важно только то, что хорошо для них,» - сказал он, перечисляя некоторые партийные лозунги, которые политики любят приводить, например, «Мы не будем ограничивать криптовалюту», или «Мы не будем душить инновации, бла-бла-бла».

«Это просто шаг для всенародного голосования, особенно среди избирателей из высшего среднего класса, владеющих криптовалютой исключительно потому, что у них есть определенный уровень благосостояния, требующий защиты. Каждый день, когда криптовалюта не регулируется в стране третьего мира, регулирующим органам будет трудно делать это без политических издержек», - сказал Ди Пьетрантонио.

Криптосообщество любит раздувать истории усыновления, подобные аргентинской, но иногда скромный кусочек пирога не помешает. Есть разница между активным, политически заряженным протестом, требующим реальных изменений, и мерами по преодолению трудностей, принимаемыми нами по необходимости, чтобы выжить в условиях, в значительной степени находящихся вне нашего контроля. Криптовалюта - это безопасное убежище, бомбоубежище, душевное спокойствие и хранилище ценностей для людей, оказавшихся в ловушке в месте, где «ценность» быстротечна. И криптовалюта отлично справляется с этой задачей.

Но это не предотвращает рост цен, не снижает политическую напряженность, не останавливает коррупцию и не позволяет быстрее погасить долг страны перед МВФ. Когда я была там, заблудившись внутри cacerolazo вместе со всеми старушками и их кастрюлями и сковородками, я испытывала чувство патриотизма. У аргентинцев много DAI, но еще больше у них надежды в лучшую Аргентину. А для настоящей революции кухонная утварь все еще говорит больше, чем волшебные интернет-деньги.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.