Почему мы не переживем медвежий рынок акций. Часть 1: Бюджеты штатов лопнут
- дата: 8 сентября 2015 (источник от 26 августа 2015)
Когда баланс в обществе был устойчивым, в периодах медвежьего рынка не было ничего страшного. Падение средней акции из индекса S&P 500 на 20% может напугать инвесторов и вызвать некоторое снижение потребительских расходов и правительственного налога на прирост капитала, но экономика в целом едва ли заметит эту небольшую заминку.
Но так было давно. Подобно человеку с нарушениями иммунной системы, сегодняшний развитый мир использует настолько высокие дозы стимуляторов, что потрясение любого рода грозит катастрофическими последствиями. Вот почему правительства и центральные банки сейчас реагируют на каждый появляющийся кризис быстрым вливанием вновь создаваемых денег и снижением процентных ставок. Мы больше не можем рисковать, позволяя рынкам быть рынками.
Среди многих неприятностей, которые могут случиться, если акции будут обычным образом колебаться - вероятный серьёзный ущерб для бюджетов штатов и муниципалитетов, зависящих от налогов с продаж и с доходов с капитала - то и другое сейчас тяготеет к медвежьему рынку.
Спад фондового рынка препятствует восстановлению бюджетов штатов
Постепенному восстановлению бюджетов американских штатов, у которых в этом году ожидалось совокупное увеличение доходов на 3.1%, может помешать спад фондового рынка, через нехватку налогов на прибыль - основного источника их доходов. С 2011 года штаты восстанавливали программы в сферах образования, здравоохранения и других, которые были сокращены во время экономического спада. В этом году, согласно вашингтонской Национальной ассоциации государственных служащих, тенденция продолжалась.
Снижение индекса Standard & Poor’s 500 на 3.9% в понедельник, продолжившее худшее падение индекса после кризиса 2009 года, ведёт к неприятностям для таких штатов, как Калифорния, чья зависимость от налогов с прироста капитала делает их уязвимыми по отношению к колебаниям рынков акций. Коррекция рынка началась после падения цен на нефть, что было ударом по таким штатам, как Аляска и Техас, которые опираются на доходы от добычи нефти.
«Ещё полторы недели назад эти штаты были в лучшем относительном финансовом положении с конца Великой рецессии, - говорит Артуро Перес (Arturo Perez) из Денвера, директор по бюджетным программам ассоциации законодательных собраний штатов. - Это большая игра на выживание».
Ревизия, проведённая налоговыми органами всех 50 штатов между февралём и апрелем, показала, что штаты рассчитывали потратить на 3.1% больше в год, начинающийся с 1.07. Это меньшая скорость роста, чем 4.6% за год, закончившийся 30.06.
Американские акции упали на максимальную величину почти за четыре года после того, как Китай 11 августа неожиданно девальвировал юань, что вызвало опасения по поводу степени замедления второй по величине экономики в мире. Падение китайских акций ударило по активам развивающихся стран и столкнуло вниз цены сырьевых товаров, от нефти до металлов.
Риск может быть наибольшим для Калифорнии, где резкое снижение налогов с прироста капитала во время спада в 2009 году привело к понижению кредитного рейтинга агентствами Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings. Этот самый густонаселённый штат переместился на нижнюю строку рейтинга. Калифорния однозначно является уязвимой, потому что более 11% налоговых поступлений в прошлом году составляли налоги на прирост капитала - по данным министерства финансов, это самая высокая доля в стране.
«Происходящая рыночная коррекция - это суровое напоминание о том, что это чувствительный фактор для доходной базы Калифорнии, - сказал Петек (Petek). - Пока они не смогут снизить зависимость от налогов с прироста капитала, лучше относиться к этому с большой осторожностью».
Падение доходов на Уолл-стрит может отразиться на нью-йоркском бюджете, куда в 2014 году поступило около $13.2 млрд, или около 19% всех корпоративных и персональных налогов от фирм Уолл-стрит и их сотрудников.
Бюджет на финансовый год, закончившийся 31.03, предусматривает увеличение личных подоходных налогов на 5.8%, после увеличения на 3.2% в 2015 финансовом году. В то же время бюджетом предусмотрен совсем незначительный рост корпоративных налогов, включая банковские налоги.
Калифорния - большой и много расходующий штат. В этом финансовом году, расходы по оценкам, составят $113 млрд. В то же время изменение прибылей с капитала с уровня 2014 года до уровня 2009-го может образовать в бюджете весьма ощутимую дыру в $8 млрд.
А текущая коррекция, если она перейдёт во что-то более критичное, отправит в стратосферу пенсионные обязательства, в которых уже налицо сильно выраженный дефицит обеспечения. При честном управлении это может потребовать либо масштабного сокращения льгот, либо огромных вливаний денег налогоплательщиков, со всеми волнениями, сопутствующими подобным мерам. Вот пенсионные обязательства некоторых штатов:
Необеспеченные пенсионные обязательства некоторых штатов: Канзаса, Коннектикута, Алабамы, Иллинойса, Калифорнии, в $ млрд
Так что сегодня связанное с медвежьим рынком падение прироста капитала вызовет двойной кризис: снизятся инвестиционные доходы пенсионных фондов (уменьшится обеспечение обязательств) и сократятся налоговые поступления, что уменьшит способность штатов поддерживать программу финансирования пенсий.
При таком сценарии, лишающем губернаторов сна, накопление необеспеченных обязательств приведёт к повышению процентных ставок по муниципальным облигациям, выпускаемым штатами и городами для покрытия текущих расходов, что ещё сильнее разбалансирует бюджеты и отправит самых злостных нарушителей в смертельную спираль, оканчивающуюся дефолтом. Будущее других штатов при следующем медвежьем рынке можно видеть на примере Иллинойса.
То, что волнения рынка уже невозможно «переваривать», объясняет реакцию Европы на греческий кризис - годы переговоров и долговой акробатики, когда сильный, уверенный валютный союз просто бы вышвырнул правонарушителя. Это объясняет и серию девальваций юаня Китаем, программу покупок акций на многие сотни миллиардов долларов и резкое снижение процентных ставок и банковских резервных требований. Управление рынками стало обычной работой с полной занятостью для избранных официальных лиц, чьи предшественники не уделяли этому особого внимания.
И будет ещё хуже. Каждое вмешательство подразумевает больше долга авансом или поощряет большие заимствования в будущем. Финансовое стимулирование и слабость возрастают, что делает грядущий кризис ещё более опасным, а вмешательство ещё более необходимым.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.