Почему власти хотят и могут контролировать расходы россиян

налоги

О возможности введения системы контроля расходов населения в четверг заявила замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина. Министерство готовит доклад о легализации бизнеса и планирует предложить рассмотреть такую идею, сказала она (цитаты по «Прайму»). Тема «трепетная», признала Панина, «но первый шаг выявления теневого дохода – контроль соотношения доходов и расходов».

До 2003 г. в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы людей. В 1990-е гг. даже существовала специальная декларация о расходах – граждане должны были отчитываться за покупку недвижимости, машин, акций и долей в уставном капитале, а также золота в слитках. 

Но определить, откуда у человека доход, тогда было трудно, вспоминал бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник. Норма не работала как раз потому, что не было практик и методик, объясняет партнер EY Антон Ионов: «Когда налоговики спрашивали, откуда доходы, человек отвечал, что накопил – и сложно было доказать обратное».

В мире контроль расходов есть – например, в Великобритании закон обязывает человека доказать происхождение средств и, если он не может этого сделать, счета замораживают, а недвижимость могут отобрать.

Россия тоже движется в этом направлении, считает исполнительный директор UFG Wealth Management Андрей Пожитков: когда человек покупает квартиру, автомобиль или кладет в банк крупную сумму, органы регистрации и банки выясняют, откуда у него деньги, но пока формально.


Данных у Федеральной налоговой службы (ФНС) для такого контроля достаточно, считает Костальгин. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам – для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, также у ФНС есть доступ к данным загсов, а с ЦБ налоговики обмениваются данными. В июле 2018 г. ФНС даже предложила Минфину дать ей право запрашивать у банков информацию о счетах россиян без налоговых проверок для «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности». На практике банковской тайны фактически не существует – по запросу налоговики получают любую информацию и даже из других стран, напоминает Ионов.

Вопрос в необходимости такого массового контроля и затратах на него, говорит другой федеральный чиновник: выявить людей, чьи расходы превышают доходы, можно, но расходы на такой поиск вряд ли окупятся. 

В отношении каждого человека придется проводить проверку, чтобы доказать, что доход не был задекларирован. Проблему решит применение презумпции «виновности» в налоговых спорах, когда закон обязывает самого человека доказать происхождение средств.  

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.