Почему золотой стандарт так и остается лучшим выбором

Исторические свидетельства недвусмысленно говорят о том, что страны, чьи валюты основаны на золоте, как правило, преуспевают. Те же, у кого это не так, обычно сталкиваются с трудностями. Американский доллар был основан на золоте (с перерывами) с 1789 по 1971 гг., и за этот период США стали самой богатой и успешной страной в мире. Вскоре после отмены американского золотого стандарта 15 августа 1971 г. кто-то спросил 31-летнего экономиста Артура Лаффера (Arthur Laffer), какими, по его мнению, будут последствия. «Быть американцем теперь будет не так приятно», – якобы ответил он. Некоторые до сих пор спрашивают «Что же случилось в 1971 г.?» Лаффер всё понимал – см. подробности о том, что тогда случилось на Goldenfront.ru здесь.

Если хотите понять, почему всё так работает – почему Артур Лаффер мог дать такой прогноз и оказался прав, – нужно понимать принцип стабильных денег. Он очень прост: лучшие деньги имеют стабильную стоимость. Их стоимость не растет и не падает, подобно тому, что наблюдается на валютном рынке. Сегодня турецкая лира падает в стоимости, и мы, как правило, считаем, что это плохо. Почему? Но мы также не хотим, чтобы валюты росли в стоимости. Тогда погашать долги будет всё сложнее и сложнее, пока наконец не случится волна дефолтов. Ничего хорошего в этом нет.

цена 1000 долларов в унциях золота

Стоимость американского доллара относительно золота, 1790-2021 гг.

Стоимость $1000 в унциях золота

Можно также сравнить стабильную валюту с измерительной линейкой, не меняющей длину. Стабильное «мерило стоимости» позволяет нам эффективно взаимодействовать в рыночной экономике. «Информация», содержащаяся в ценах, управляющих всеми аспектами денежной экономики, не искажается из-за изменений самой валюты. Данная идея искусно объяснена Джорджем Гилдером (George Gilder) в книге «Скандал денег» (The Scandal of Money) (2016).

Или, как позже сказал Артур Лаффер: «Целью кредитно-денежной политики должно быть обеспечение валюты со стабильной стоимостью сейчас и в далеком будущем.

Ранний экономист Давид Риккардо (David Ricardo) говорил почти то же самое в 1816 г.: «Чтобы валюта была идеальной, ее стоимость должна быть абсолютно неизменной».

Именно поэтому большинство стран сегодня придерживаются простой политики стабильной стоимости. Как правило, они привязывают свои валюты к доллару или евро, строго или частично. Иногда мы можем причитать, что они осуществляют эту политику не настолько искусно, как нам хотелось бы. Но, тем не менее, такова основная идея. Они поняли, что последствия нестабильных денег (как сегодня в Турции) настолько плохи, что их следует избегать.

Вероятно, вы редко слышите обсуждение «стабильной стоимости» как своего рода идеала, хотя большинство стран мира сейчас к этому стремятся. Но крупнейшие центральные банки, похоже, вовсе не придерживаются этого идеала. Они даже не пытаются достичь стабильной стоимости. Неудивительно, что они ее не достигают. И это имеет последствия.


Мы живем в эру «плавающих бумажных валют». Стоимость этих валют по определению то растет, то падает. Центральные банки никогда не говорят о решении этой проблемы. Вместо этого они говорят о кое-чем другом: о манипуляции макроэкономикой посредством того или иного искажения валюты и процентных ставок. И об этом они говорят беспрестанно.

Вся суть валюты со стабильной стоимостью заключается в том, что она «нейтральна». Она не искажает коммерцию, как метр или килограмм не меняет длину или вес. Вся суть плавающей бумажной валюты в том, что она искажает коммерцию.

Все страны, привязывающие свои валюты к доллару или евро, фактически отказываются от «плавающих бумажных валют». Их валюты не плавают; их стоимость привязана к внешнему эталону – доллару или евро. Таким образом, они деполитизированы.

Идея золотого стандарта аналогична. Стоимость валют привязана к золоту – внешнему стандарту. Мы не утверждаем, что золото – совершенно неизменный идеал «стабильной стоимости». Но за столетия (а точнее, тысячелетия) опыта в этом вопросе мы установили две вещи:

1) Оно достаточно хорошо. Изменения стоимости золота всегда были незначительными. Оно очень хорошо работает.

2) Лучшей альтернативы нет. Никто не нашел мерила «стабильной стоимости», лучшего, чем золото.

Золото также имеет то, что можно назвать политическими преимуществами. Допустим, умники в Федеральной резервной системе придумают какую-нибудь статистическую уловку и заявят, что она еще стабильнее золота. Такого до сих пор не случалось, отчасти потому, что они даже не пытались. Но допустим, что, хотя это кажется невозможным, это всё же случится. Что тогда?

Какой бы чудесной ни была эта статистическая уловка, она сразу же подвергнется политическому давлению. Так или иначе, будут попытки подкорректировать результаты так, чтобы повлиять на макроэкономику, – например, перед выборами. Если посмотреть на непрерывную череду корректировок индекса потребительских цен, сложно представить, чтобы какая-либо статистическая уловка не была подвержена похожему процессу корректировок, чтобы подогнать ее то под одну, то под другую повестку.

Во-вторых, другие страны не будут спешить ее заимствовать. Для них это будет означать объявление своего рода политической приверженности, что может быть рискованно, как мы видели в Еврозоне. Золото – единый стандарт, с которым в прошлом все смогли согласиться, потому что оно не принадлежит какому-либо правительству.

Легко увидеть, почему сегодняшние самые популярные криптовалюты не могут служить мерилом стабильной стоимости. Их стоимость вовсе не стабильна; она сильно колеблется. Однако современные криптовалютные инновации определенно можно включить в систему золотого стандарта. Уже разработаны «стейблкойны», привязанные к золоту, включая Tether Gold, Kinesis Gold и Coro.

«Деньги» – это инструмент, как молоток. Мы делаем молотки из стали, потому что стальной молоток ближе всего к тому, чего мы ожидаем от молотка, – то есть он твердый и тяжелый. Мы делали деньги из золота, потому что золото ближе всего к тому, чего мы ожидаем от денег, – к стабильной стоимости. Мы считаем стоимость денег стабильной, даже если знаем, что это не так. Например, когда цена нефти поднимается с $70 до $80, мы предполагаем, что стоимость нефти выросла на 14% относительно денег со стабильной стоимостью. Мы не предполагаем, что стоимость валюты упала на 14%, тогда как нефть осталась стабильной, хотя не исключено, что именно это и произошло. Это называется «иллюзией денег». Именно это делает эффективной макроэкономическую манипуляцию посредством плавающих валют. Люди предполагают, что стоимость их денег стабильна, тогда как на самом деле это плавающие бумажные валюты. Так центральные банкиры побуждают людей делать то, чего они не делали бы, если бы стоимость валюты была стабильной, – инвестировать, брать взаймы, тратить, нанимать работников.

Если понять, что стоимость денег должна быть стабильной, свободной от человеческого вмешательства, и осознать, что привязка стоимости денег к золоту всегда была лучшим способом достичь этой цели, то единственный вывод, к какому можно прийти, – это система золотого стандарта.

аватар

Льюис, Нейтан

Lewis, Nathan

Глава компании New World Economics, автор труда о монетарной роли золота Gold: the once and future money - "Золото: деньги прошлого и будущего".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 3

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Цыган 13.01.2022 в 02:43
О каких стабильных деньгах может щас идти речь?! Тем более о золотом стандарте , когда мир стоит на пороге посткапитализма , нас ведут к мировому тоталитаризму , людей лишат собственности , прав и свобод, щас уже видны очертания этого светлого будущего , пандемия это искусственный триггер для тотального контроля над людьми , Нейтан льюис на необитаемом острове штоли сидит его ещё не привили и не поставили ему куаркод?! О чем пишет этот Человек?
Анатоль76 13.01.2022 в 11:31
Циану салют!
Анатоль76 13.01.2022 в 11:32
Скорее он говорит что альтернативы нет в этом бешеном мире!!! И предлагает использовать проверенный механизм