Политическая история серебра в Америке
- дата: 22 сентября 2021 (источник от 7 сентября 2021)
Источник: AIER.ORG
Автор: Джоаким Бук (Joakim Book)
«Золото – главное средство сбережения для тех, кто не доверяет правительству, но серебро остается предпочитаемым убежищем для большинства, так как оно более дешевое и доступное».
Профессор Нью-Йоркского университета с подходящей фамилией Уильям Зильбер (William Silber) (Silber – серебро по-немецки) хотел назвать свою книгу «Зильбер о серебре» (Silberon Silver), но издатель убедил согласиться на заголовок «История серебра: как белый металл сформировал Америку и современный мир» (The Story of Silver: How the White Metal Shaped America and the Modern World). Остроумное упоминание об этом в «благодарностях» лишь один из множества примеров насмешливой иронии и веселых историй, изобилующих в этом замечательном вкладе в историю монетарных товаров. Несмотря на то что оно всегда играло вторую скрипку, статус серебра как актива и как денег не менее увлекателен, чем более известная история золота.
В основном фокусируясь на США и на трех ключевых эпизодах, когда серебро играло роль денег или твердого денежного актива, Зильбер показывает, как цена серебра всегда была крайне политизированной темой. Данная история не может не очаровать, с такими героями, как Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan), Рузвельты (Roosevelt), братья Хант (Hunt) в 1960-70-х и Уоррен Баффетт (Warren Buffett) в конце 1990-х.
Многие сторонники золотого стандарта часто отмахиваются от утверждений, что классический золотой стандарт примерно 1870-1914 гг. был политическим творением. Политики того времени якобы просто законодательно закрепили то, что уже было общепринятой практикой: преимущественно использовать в торговле золото или обеспеченную золотом валюту. Однако Зильбер показывает, что в предыстории всего этого есть куда больше нюансов, так как серебро было относительно переоцененными деньгами и поэтому копилось и хранилось, а не использовалось в транзакциях:
«На протяжении десятилетий, предшествовавших Монетному акту 1873 г., мало кто из американцев пользовался возможностью платить по обязательствам серебром, потому что белый металл был более ценным в физическом виде… Серебро большую часть известной истории преобладало над золотом в качестве предпочитаемой валюты, в основном потому, что оно было редким, но не слишком редким и поэтому сохраняло свою стоимость, но было доступно в достаточных количествах, чтобы поддерживать расширяющуюся торговлю».
Золото было законодательно закреплено как основные американские деньги, лишив серебро равноправного статуса, существовавшего при биметаллизме, как раз в те десятилетия, когда из рудников по всему миру лился вновь обнаруженный желтый металл. С 1850 по 1875 гг. в мире было добыто столько же золота, как за предыдущие 350 лет. Вот и вся вековая сложившаяся практика золота – исторически о свободно-рыночных деньгах речи не шло.
Можно проиллюстрировать гениальное повествовательное искусство Зильбера другим эпизодом, способным дополнить познания многих золотых жуков о том, что было с монетарными металлами в Великую депрессию. В конце 1933 г., после того как золото уже было национализировано и конфисковано, Казначейство США начало вмешиваться в серебряный рынок, платя двойную рыночную цену за новое серебро, добытое внутри страны – в обмен на поддержку Нового курса Франклина Рузвельта (Franklin D. Roosevelt) политиками из западных горнодобывающих штатов. Спустя девять месяцев, «когда цена серебра достигла максимума с 1929 г. и спекулянты-быки сорвали куш», Рузвельт и его правая рука, министр финансов Генри Моргентау (Henry Morgenthau), национализировали физическое серебро, находившееся в частном владении. Опять же, это последовало за хорошо известной историей с золотом, но сегодня об этом осведомлены меньше, даже те, кто считает президентский указ №6102 преступлением века.
В соответствии с Законом о покупке серебра правительство приобрело десятки тысяч тонн серебра, значительная часть из которого была помещена под усиленную охрану в Вест-Пойнте. В то же время Казначейство выпустило сертификаты, внешне напоминавшие теперь уже неконвертируемые банкноты ФРС, но с пометкой «серебряный сертификат», которые обращались, принимались в уплату налогов и, главное, были обеспечены серебром, хранившимся в Вест-Пойнте. Привязка к монетарному металлу, разорванная, когда США отказались от золотого стандарта в 1933 г., оставалась слабым и зыбким обещанием этих серебряных сертификатов до достижения серебром точки окупаемости $1.29. Пришлось ждать добрых три десятилетия, чтобы такая арбитражная удача вызвала монетарный хаос.
Серебро достигло этой цены в 1961 г., при содействии такого маловероятного союзника, как Джон Кеннеди (John F. Kennedy) и существенного дефицита добычи в сравнении с потреблением. В начале 1962 г. администрация Кеннеди доложила Конгрессу, что «для американского правительства экономически невыгодно держать большие количества полезного серебра в стерильной форме валютных резервов». Тогда непогашенные серебряные сертификаты на $2.1 млрд были обеспечены 1.7 млрд унций серебра. Подобно монетному дефициту 2020 г., зимой 1962-63 гг. возникла нехватка серебряных монет, что вынудило политическую машину снова взяться за серебро. Летом 1963 г. президент Кеннеди подписал отмену Закона о покупке серебра – торговля этим древним товарным ресурсом снова стала законной. Зильбер пишет:
«Впервые со времен Великой депрессии американцы смогли покупать физическое серебро, как граждане других стран, чтобы защититься от политической неопределенности или инфляции, вместо того чтобы прятать свои намерения за подсвечниками или чайными сервизами в кухонном шкафу».
Что более важно в нашей истории о серебре и арбитраже:
«Свободный рынок вскоре осуществил то, чего не могло сделать столетие политических интриг и манипуляций: в понедельник, 9 сентября 1963 г., растущий спрос на серебро побудил трейдеров толкнуть цену на белый металл к $1.29, легендарной монетарной стоимости, установленной Александром Гамильтоном (Alexander Hamilton)».
Трейдеры и производители теперь могли получить серебро не только с западных или иностранных рудников, но также приобретая серебряные сертификаты и обменивая их на металл Казначейства. До конца 1960-х спекулянты и коллекционеры собирали монеты в 5, 10, 25 и 50 центов с различным содержанием серебра, усугубив монетный дефицит и подготовив почву для одних из самых изощренных сделок в долгой истории метала – в исполнении Генри Ярецки (Henry Jarecki) и братьев Хант.
Все они вовремя поняли, что фиксирование правительством цен в мире меняющихся фундаментальных факторов всегда ведет к трагедии, и воспользовались этим.
В книге Зильбера полно подобных историй о несколько напряженных отношениях Америки с серебром. В этом один из недостатков книги: это американская история серебра, к тому же очень современная – не ожидайте древней торговли на больших расстояниях или завоевания испанцами Потоси. Начиная с «преступления 1873 г.», когда серебро перестало быть официальными государственными деньгами, отношения Америки с белым металлом были нестабильными – и именно эти политические хроники исследует «История серебра», а не финансовую или монетарную историю металла вообще. Зильбер любезно приводит краткую биографию ведущих политиков, законы Конгресса, а также подробности голосования за различные предложения, которые повлияли (или могли повлиять) на статус и рынок серебра.
Полностью раскрыта подноготная эпизода с братьями Хант, с подробностями о слушаниях в Конгрессе, меморандумах, изощренных сделках на фьючерсном рынке, а также судебных заседаниях по делу о рыночной манипуляции в 1980-х. Данному переоцененному, но чрезвычайно интересному эпизоду посвящена большая часть второй половины книги. Хотя ему уделено слишком много внимания, он очень поучителен с точки зрения рынка товарных ресурсов. Те из нас, кто любит изобретательные сделки и интересуется механизмами работы финансов, оценят ясные и назидательные описания Зильбера. Если у вас нет личного опыта работы в торговых залах Нью-Йорка или Чикаго или если вы не застали бурные 1960-е и 1970-е, рассказ Зильбера о динамике спота и фьючерсов, кредитном плече, маржинальных требованиях и физической поставке – лучшее, что можно найти.
История металлов как монетарных товаров долгая, сложная и очень неоднозначная. Благодаря своей «Истории серебра» Уильям Зильбер заслужил место в этой части библиотечной полки.
Комментарии 4
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.