Половина россиян не поддержали создание властями биометрической системы
- дата: 4 января 2021 (источник от 28 декабря 2020)
Авторы: Владислав Скобелев, Евгения Чернышова
Половина россиян не поддерживают создание Единой биометрической системы, следует из результатов опроса НАФИ: они боятся слежки и не уверены в защите данных. Но треть опрошенных не могут объяснить недоверие к системе.
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Ровно половина (50%) россиян не поддерживают создание российской Единой биометрической системы (ЕБС), и лишь 19% граждан уже разместили в ней свои данные, выяснили эксперты аналитического центра НАФИ в результате опроса, проведенного в октябре этого года (всего были опрошены 1,6 тыс. человек в 53 регионах России). С материалами исследования ознакомился РБК.
Что такое ЕБС
ЕБС работает с 2018 года, в нее можно загрузить фото лица и запись голоса для
дистанционного подтверждения личности и получения цифровых услуг, которые ранее
оказывались только по паспорту. Оператором системы является «Ростелеком». В
августе этого года (последние данные) в ЕБС были зарегистрированы 150 тыс.
пользователей. Сейчас систему используют в первую очередь банки, с ее помощью
можно взять кредит или открыть вклад. В среду, 23 декабря, Госдума приняла в
третьем чтении законопроект о расширении использования ЕБС для удаленной
идентификации при получении финансовых и государственных услуг — в частности,
станет возможной оплата «по лицу» покупок в магазинах.
Согласно исследованию НАФИ, среди тех, кто еще не загрузил в базу свои
биометрические данные, только каждый пятый опрошенный готов сделать это в
будущем. Чаще всего на это согласны люди в возрасте 18–24 лет (25% опрошенных
из тех, кто не сдавал подобные данные) и 25–34 лет (22%), меньше всего — люди
старше 60 лет (81% ответили отрицательно на вопрос о готовности), а также в
категории 35–44 года (80%).
При этом около трети респондентов в этой категории не смогли ответить, почему
именно они не готовы сдать биометрические данные в систему. Остальные, как
правило, не видят в этом необходимости или не уверены в сохранности и
конфиденциальности информации. Каждый десятый из не загрузивших свои данные не
использует ЕБС, потому что боится слежки и не хочет числиться в базе или же
считает эти данные слишком личными.
В исследовании также указано, что больше трети респондентов впервые слышат о
возможности сдать биометрию в банке. Среди москвичей и жителей Санкт-Петербурга
этот показатель достигает 36%, при этом в других городах-миллионниках об услуге
не слышали 28% жителей. Кроме того, лишь 14% респондентов из Москвы и
Петербурга уже загрузили свои данные в ЕБС, а в городах-миллионниках — вдвое
выше. Респонденты, живущие в селах, также регистрировались в ЕБС чаще москвичей
и петербуржцев (16%), но почти половина их них (43%) впервые слышали о такой
системе.
Представитель «Ростелекома» объяснил РБК, что сегодня существует множество
мифов о биометрии «и это порождает ряд страхов и недоверия со стороны граждан».
По его мнению, чем больше граждан узнают о том, что такое биометрия, как ее
применять и как она может упростить повседневную жизнь, тем больше людей будут
готовы ее использовать.
Персональные данные в зашифрованном и обезличенном виде хранятся в базе ЕСИА
(на портале госуслуг), а в ЕБС хранятся только математически обработанные
модели лица и голоса граждан, объяснил представитель оператора. «По этим данным
восстановить фотографию или голос невозможно — можно сравнить поступающие в
систему запросы с этими моделями и подтвердить, является ли человек тем, за
кого себя выдает, или нет», — указал он.
По мнению Дмитрия Дырмовского, гендиректора группы компаний ЦРТ («Центр речевых технологий», занимается распознаванием речи, идентификацией лица и голоса) причины недоверия россиян к биометрии, как и к любой другой технологии, кроются в неочевидной личной выгоде от использования и непонимании технологической основы. Он отметил, что первая проблема решится с появлением у людей опыта использования биометрии: они поймут, что проходить «по лицу» в офис или фитнес-центр удобно, а в условиях пандемии коронавируса биометрия помогает получать банковские услуги безопасно и бесконтактно.
Также «цифровое недоверие, а
зачастую даже нигилизм» провоцирует обилие информации о различных утечках и
атаках, хотя «информационная безопасность и защита биометрии находится в фокусе
ключевых глобальных поставщиков». Дырмовский подчеркнул, что пока большая часть
цифровой аудитории — миллениалы, но «ее возраст кратно расширяется, этому
способствует внедрение биометрии в финансах, телекоме, ретейле, активное
применение в других сегментах».
Глава Русского биометрического общества (ассоциация, которая включает в себя
крупнейших разработчиков систем распознавания объектов) Данила Николаев
считает, что недоверие связано с отсутствием официального и открытого
подтверждения надежности той или иной системы. Он подчеркнул, что
биометрическое распознавание является вероятностным и подвержено ошибкам,
некоторые из них не зафиксированы в юридическом поле. Соответственно, риски
некорректного распознавания пока не застрахованы, подчеркнул Николаев.
Российские банки активно разрабатывают собственные биометрические системы, и они зачастую пользуются у клиентов большей популярностью, чем ЕБС. Например, «Сбер» собрал данные нескольких миллионов клиентов, ВТБ — более 130 тыс.
Представитель ВТБ не согласился с выводами исследования НАФИ: по его словам,
клиенты доверяют банкам и готовы делиться своими биометрическими данными.
«Основным стимулом при этом является четкое понимание, для чего эти данные
будут использоваться (к примеру, доступ к повседневным продуктам и сервисам), а
также гарантия их надежной защиты», — заявил он.
В свою очередь, представитель «Сбера» рассказал, что все пользователи
банковской биометрической системы «отмечают повышение скорости и удобства
обслуживания при ее использовании, как в банковских сервисах, так и в каналах
партнеров». Он добавил, что их система «соответствует всем требованиям
безопасности, предъявляемым к банковским сервисам, и все данные клиентов
защищены».
Представитель банка «Русский стандарт» рассказал РБК, что средний возраст
клиентов, сдавших у них данные в ЕБС, составляет 25–40 лет. По его мнению,
популяризации биометрии будет способствовать повышение информированности
населения о перспективах, конфиденциальности и новых возможностях использования
системы. Зампред правления Московского кредитного банка Сергей Путятинский
считает, что ЕБС не получила широкого распространения, потому что ЦБ хочет быть
уверен в надежности и бесперебойности системы, прежде чем запускать технологию
масштабно.
По его словам, до сих пор остается ряд нерешенных вопросов по
использованию биометрии: например, кража идентичности (когда кто-то может
украсть отпечаток пальца и воспользоваться им). «Варианты решения: либо
договориться, что биометрия — это совокупность отпечатка пальца, сетчатки,
голоса и чего-то еще, либо отключать от биометрической системы людей со
скомпрометированными данными, чтобы они возвращались в обычный удаленный режим
либо режим личного присутствия», — объяснил он.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.