Предсмертный хрип долга?
- дата: 29 февраля 2016 (источник от 12 февраля 2016)
Рауль Иларги Мейер (Raúl Ilargi Meijer)
Толпа у Нью-йоркской фондовой биржи в Черный четверг 24 октября 1929 года
То, что происходит сегодня – как раз и есть то, почему 8 лет назад мы назвали наше новостной блог «Debt Rattle» (игра слов – Death Rattle– предсмертный хрип). Последние рывки вышедшей из строя системы, разрушенной очень похожей на рак динамикой роста долга. Да, это заняло больше времени, чем следовало бы, и чем мы думали. Но это практически неважно, если только вы не пытались разбогатеть на крушении вашего собственного мира. Это всегда благородная цель.
Для отсрочки есть только одна причина: гордыня центральных банков. А сейчас все без исключения разваливается на части. То, что это будет хаотичный процесс, всегда было понятно. У людей, как и у центральных банков, и инвесторов, и всех остальных глаза разбегаются.
Возникает чувство, что наши рынки снова начинают функционировать. Возникает. Руководства центробанков по-прежнему стремятся влезть куда и когда могут, но их роль, по большей части, исчерпана. Трудно определить, что точно стало началом этого, но определенно после того, как “сюрприз» Куроды (Kuroda) с отрицательной процентной ставкой шлепнулся мордой об асфальт, потом провалился в подвал, а впоследствии взлетел в полночное небо, «всемогущего авторитета» существенно поубавилось.
Курода достиг прямо противоположного от желаемого, иена пошла вверх вместо падения, и это отразится на Йеллен (Yellen), Драги (Draghi) и других, потому что они все руководствуются одним и тем же сценарием. А последний на данный момент все еще содержит часть того, к чему они стремились, а не противоположного. И все же можно также убедительно доказать, что виновником было повышение ставок Йеллен. Или даже «в бою все средства хороши» Драги. Это больше не имеет значения.
Хотя должно быть ясно, что именно их вмешательство на рынках, для начала, как чрезвычайно дорогостоящее, так и крайне бесполезное и глупое, было настоящим виновником. Или мы могли бы даже сделать еще шаг назад и указать на кредитные пузыри, надутые на западе до 2008 года. Центральные банки могли бы дать им жить своей жизнью и позволить развиваться естественным путем. Вместо этого они решили раздуть свои собственные балансовые листы. Что могло пойти не так?
Опять же, эти бессмысленные меры, состряпанные группкой банкиров и книжными учеными, которые даже не понимают, как работает их собственная сфера деятельности, давным-давно провалились бы у них на глазах, если бы не решение Китая присоединиться, и даже более того. Более $35 трлн, вот что.
Деньги, долговые обязательства, потраченные на города-призраки и на то, что сегодня превратилось в предприятия-призраки. Фиктивные рабочие места, несуществующее процветание, призрачное будущее. Мы все время поражаемся, что думали люди, когда видели, что за 2011-2013 годы Китай потребил столько же цемента, сколько США за весь XX век (см. график ниже)? Кто-то думал, что это будет продолжаться десятилетиями, даже, вероятно, расти? Мы полностью потеряли способность к адекватной оценке?
Потребление цемента в США за весь XX-й век (слева) - 4.5 гигатон, в Китай с 2011 по 2013 гг (справа) - 6.6 гигатон
Сколько цемента или стали может понадобиться одной стране, даже если она такая большая? Сколько угля и нефти она может сжечь, и уж тем более – запасти? Мы были ослеплены, помимо финансовых махинаций, тем, что, с участием «развитых стран» с 2008 года, по большей части, было чрезмерными инвестициями с избыточной задолженностью, обеспеченными за счет сверхнизких ставок, в сферы промышленности, которые утолят голод Китая более чем навсегда. Слепы? Ослеплены?
А теперь нам конец. Если Илон Маск (Elon Musk) скоро не вернется с мириадами маленьких зеленых марсиан, чтобы перенять эстафету у Китая, нам всем придется лицом к лицу столкнуться с тем, каким искаженным благодаря СМИ стало наше видение экономического будущего, и как больно будет исправлять это искажение.
Именно это сейчас сваливается на матушку-землю. И потерю «всемогущего авторитета» центральных банков не стоит недооценивать. Это побуждает таких людей, как Кайл Басс (Kyle Bass) бросить вызов Народному банку Китая и потребовать показать, что у него осталось, даже если, как сказал Басс, у него, может быть, имеется всего один миллиард, чтобы противостоять многотриллионным китайским государственным ветряным мельницам Пекина. Это не должно иметь значения, но оно имеет. Потому что ветряные мельницы рушатся.
Басс не будет единственным, кто бросит вызов центральным банкам. И это, вероятно, хорошо. Без людей вроде него мы бы никогда не дождались необходимой системы сдержек и противовесов для некогда всемогущих. У Куроды почти ничего не осталось – или даже и того меньше. Драги и Йеллен только и остается, что перейти на отрицательную территорию, и это как минимум означает, что подавать какие-либо экономические показатели под положительным соусом становится все труднее, как и верить в них.
Правда, они все еще могут прибегнуть к вертолетным деньгам – и некоторые так и сделают. Но это определенно будет последний шаг, и они это знают. Сбрасывать бесплатные деньги в гниющую выгребную яму долга настолько же бесполезно и смертельно, как все предыдущие количественные смягчения, вместе взятые.
В то время как мы наблюдаем, как мир эпически рушится – и это даже еще не первый раунд – люди уже ищут дно всего этого (бессмысленная трата времени). Но если и есть в экономике один закон, то она такой: когда пузырь лопается, это всегда заканчивается ниже, чем началось. Так что смотрите, какие уровни были до того, как был надут пузырь, а потом смотрите еще ниже.
Хотите возразить, что это не пузырь? Удачи. Это мать всех пузырей.
Знаменитые рыночные мании
Лунный Новый год, и передышка, которую он принес Пекину – хотя мы уверены, что у персонала НБК вряд ли много времени для отдыха с семьей – похоже, стал благоприятным моментом для критической оценки многочисленных кризисов, которые одновременно и дружно, очертя голову, разогнались в новом году. И надо же, остальной мир решил не дожидаться Китая, получилось ли у него? Для тех, кто предвидел это и/или не внес свою лепту, это забавная игра в whack-a-mole («попади по кроту»). Для остальных, возможно, не такая уж и забавная.
Отступая на несколько шагов назад: если вы когда-либо верили, что после 2008 года было какое-то восстановление, или, если уж на то пошло, оно вообще теоретически было возможно, вам придется постараться, чтобы понять, что сейчас происходит. Если вы давным-давно поняли, что все произошедшее за последние 8 лет бесконечного КС и раньше, было ничем иным, как «долгом, выдаваемым за рост», то вам будет намного проще.
Все поначалу испытывают шок, видя, что «рыночная стоимость» мировых разведанных запасов нефти упала с лета 2014 года примерно на $120 трлн. И это действительно крупная сумма, индекс S&P потерял «всего» $2 трлн в 2016 году. Но значение имеет скорость, с которой эта цифра доходит до сознания, и эта скорость зависит от системы координат каждого из нас. Подобным же образом, вероятно, самым важным в этих якобы отдельных кризисах, разворачивающихся перед вашими глазами, является то, как они влияют друг на друга.
Или, скорее, как все они оказываются одним и тем же кризисом, похожим на идеальную игру в «попади по кроту», где крот всего один, но поймать его все равно невозможно. Так что попытайтесь и попадите по этим кротам. Или, что еще лучше, попробуйте представить, как этим занимаются руководители центральных банков или министры финансов, мастера пиар-манипуляций. Они настолько потеряны, что это было бы даже забавно, если бы только у них не было власти заставить вас платить за свою глупость.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.