Причины эпидемии крушений американских военных самолетов

Автор: Дуэйн Норман (Duane Norman)

американские военные самолеты

Недавно стало известно, что Министерство обороны США выпустило извещение для летчиков (NOTAM) касаемо полетов вблизи китайской авиабазы в восточноафриканском государстве Джибути. Извещение выпущено после того, как пилотов якобы атаковали с помощью лазеров с китайской авиабазы:

«3 мая 2018 г. Дана Уайт (Dana White), глава пресс-службы Пентагона, заявила, что лазеры с китайской базы в восточноафриканском государстве от двух до десяти раз преследовали американских авиаторов, что привело к двум неуказанным незначительным травмам у членов экипажа C-130. Она также указала на учащение подобных действий в последнее время, что вынудило американские власти официально пожаловаться на это. Американские военные были вынуждены в апреле 2018 г. выпустить официальное предупреждение для своих летных экипажей, где не уточняется, кто за это ответственен.

“Необходимо спросить китайцев, чем это мотивировано, – сказала Уайт. – Но это серьезно, мы относимся к этому серьезно, и именно поэтому мы выразили им протест».

Ранее предполагалось, будто китайские «хакеры» сыграли роль в ряде аварий Военно-морских сил США в прошлом году. Как следствие, некоторые спекулировали насчет того, что «хакеры» могут быть виновны в недавнем росте аварий американской авиации.

Однако не нужно далеко ходить, чтобы выдвинуть более правдоподобную теорию – отсутствие надлежащего технического обслуживания старых аппаратов, что отчасти может быть связано с сокращением бюджета в 2013 г.

Для начала приведем список аварий американской военной авиации в 2018 г., согласно Википедии:

  • 21 января: AH-64 Apache Армии США разбился во время учений на базе в пустыне Мохаве, Калифорния. Оба находившихся на борту пилота погибли.
  • 15 марта: В Западном Ираке разбился американский военный вертолет HH-60 Pave Hawk; все семеро находившихся на борту погибли.
  • 3 апреля: AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты США разбился в Джибути вскоре после взлета.
  • 4 апреля: CH-53E Super Stallion Корпуса морской пехоты разбился поблизости военно-морского аэродрома Эль-Сентро; все 4 члена экипажа погибли.
  • 13 апреля: Истребитель F-22 Raptor ВВС США поврежден из-за неисправности двигателя во время взлета. Судя по всему, левый двигатель фактически перестал работать при взлете, внезапно лишив пилота достаточной тяги для продолжения подъема, после того как он уже убрал шасси, что привело к принудительной жесткой посадке «на брюхо», длившейся больше мили.
  • 24 апреля: F-16 ВВС США разбился во время аварийной посадки. Пилот безопасно катапультировался.
  • 2 мая: Lockheed WC-130H Hercules 65-0968 156-го авиакрыла Национальной гвардии Пуэрто-Рико в составе ВВС США упал на 21-ю автомагистраль штата Джорджия, в городе Порт-Уэнтворт, после взлета с международного аэропорта Хилтон-Хед, и загорелся; все девять находившихся на борту погибли. Данный полет должен был быть последним для самолета перед отправкой на базу 309-й группы по обслуживанию и ремонту аэрокосмической техники (AMARG) в Аризоне.

Из всех этих аварий больше всего подозрений вызывает крушение самолета вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier, который в ближайшем будущем должны заменить (проблемным) F-35B

американские военные самолеты

Конструкции Harrier больше 50 лет. Википедия насчитывает 172 потери этих аппаратов, но, вероятно, были и другие, не приведенные на странице, связанные со снятием поврежденного самолета со службы или разборкой на запчасти. Хотя среди потеть Harrier есть боевые (в частности, в ходе операции «Буря в пустыне»), большинство потерь связаны с крушениями, обусловленными тем, что конструкция самолета требует частого техобслуживания для поддержания в состоянии летной годности. Кроме того, известно, что Harrier сложнее управлять, что отчасти связано с уникальной (и устаревшей) конструкцией, а также с множественными поверхностями управления полетом.

Таким образом, несмотря на то что американский самолет разбился очень близко к китайской авиабазе, известной направлением лазеров на американских пилотов, сложно отнести очередное крушение Harrier на счет хакеров или внешнего вмешательства.

Стареющие аппараты часто требуют более основательного техобслуживания. К сожалению, сочетание неспособности Конгресса действовать и плохих решений Пентагона привело к существенному пренебрежению аппаратами, больше всего в этом нуждающимися, как отмечает The War Zone:

«Продолжающаяся неспособность Конгресса принять официальный годовой бюджет только усугубила ситуацию, усложнив для американских военных осуществление серьезного долгосрочного планирования и надлежащей расстановки приоритетов расходов. Американские госслужащие и законодатели неоднократно указывали на то, какое разрушительное воздействие это оказывало и будет оказывать на боевую готовность, безопасность и пригодность военно-воздушного флота.

Данные проблемы дополнительно усугубляет плохое принятие решений по многим сервисам. Новые системы вооружения неоднократно имели приоритет над вопросами боевой готовности, такими как плановая подготовка, профилактическое техобслуживание и поддержка логистической цепочки для существующего оборудования. В 2016 г., к примеру, такая сознательная небрежность помешала десантникам одновременно использовать более 30% своих тяжелых транспортных вертолетов CH-53 – один из которых разбился в апреле 2018 г., в результате чего четыре десантника погибло.

Мы также знаем из публичных заявлений, что общая пригодность некоторых типов летательных аппаратов упала до ужасных уровней. В ноябре 2017 г. Корпус морской пехоты сообщил Конгрессу, что коэффициент пригодности вертолетов CH-53 все еще ниже 40%. Ранее в 2017 г. сообщалось, что в любой отдельно взятый день более 60% всех самолетов F/A-18 Hornet и Super Hornet Военно-морских сил и Корпуса морской пехоты непригодны к использованию».

Неудивительно, что в вышеприведенной цитате упоминается несколько американских аппаратов, разбившихся в 2018 г., – старых аппаратов, на смену которым приходят более дорогие «малозаметные» самолеты, требующие, как ни странно, более высоких издержек на техобслуживание, несмотря на меньший возраст.

И хотя среди потерпевших аварию в этом году был «новый» самолет F-22, приземлившийся «на брюхо» после отказа двигателя…

американские военные самолеты

…похожий инцидент случился в 2012 г. из-за ошибки пилота-курсанта F-22:

«31 мая 2012 г.  пилот-курсант во время своего второго самостоятельного полета на F-22 не подал достаточно питания перед уборкой шасси во время взлета. F-22 упал и прокатился по взлетной полосе на брюхе, после чего остановился. Стоимость ремонта этого самолета составила целых $35 млн, и на это ушло шесть лет».

Не исключено, что в официальных подробностях случившейся в этом году аварии скрываются реальные причины, особенно учитывая проблемную историю F-22:

ОБНОВЛЕНИЕ от источников: «Информация о происшествии с Raptor в Фоллоне: авария случилась при взлете. Судя по всему, отказал левый двигатель, когда пилот увеличивал подачу топлива для взлета. Когда он понял, что двигатель мертв, он уже убрал шасси и несколько секунд находился в воздухе. Самолет примерно 1500 футов подпрыгивал и затем 5000 футов скользил. Вчера ночью его поставили на шасси и убрали, так что взлетная полоса свободна. Тем не менее руководство пытается это замалчивать. Очевидно, это совсем свежее происшествие. Но, похоже, это второй отказ двигателя у самолетов «Эльмендорфа» за неделю». – Объединенная база «Эльмендорф-Ричардсон» (официальная страница)

американские военные самолеты

американские военные самолеты

Учитывая, что F-22 может летать даже с одним двигателем, и что похожий инцидент списали на ошибку пилота, возможно, ВВС США пытаются перенести вину за ошибку пилота на Конгресс из-за недостаточного выделения средств на техобслуживание. Даже если инцидент можно отнести на счет отказа двигателя, F-22 сняли с производства после выпуска 187 самолетов, и ему на смену пришел плохо сконструированный F-35, так что возможно, что доллары, предназначенные для техобслуживания, тратятся на F-35, и перед Lockheed стоит риск сокращения или прекращения проекта.


Учитывая все проблемы, возникающие у ВВС США в связи с сохранением в строю старых аппаратов, и географию всех авиационных аварий, маловероятно, чтобы какие-либо из этих инцидентов можно было списать на хакеров или внешнее вмешательство со стороны другого государства. Хотя важно отметить, что такое возможно, и среднестатистический гражданин никогда не узнает, связаны ли потери летательных аппаратов с китайским или российским вмешательством…

американские военные самолеты

Законы полета F-35

Деньги

Еще больше денег; Правда

Реальность

…намного более вероятно, что недавние крушения обусловлены неспособностью Пентагона компенсировать немного сокращенные Конгрессом бесконтрольные расходы на оборону. К сожалению, конечным результатом всего этого, похоже, будут новые контракты на крупные суммы для пополнения американских резервов низкопробными системами вооружения.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.