Про пустые щи и мелкий жемчуг: почему сократились продажи ювелирных изделий
- дата: 2 марта 2023 (источник от 27 марта 2023)
Автор: Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Анна Романовская относится к числу ювелиров, которые должны были выиграть от трендов прошлого года. Ей принадлежит бренд серебряных украшений. По данным Росстата, потребители меньше покупали золотые украшения, предпочитая им серебро. Санкции затронули отрасль меньше, чем других. Золото и драгоценные металлы в России свои, крупные бриллианты тоже. Мелкие и цветные камни традиционно закупаются в Индии, так что с этим проблем тоже нет. Тем не менее статистика тревожная, говорит предпринимательница.
В российской ювелирной отрасли сокращается количество малых и средних предприятий, занятых и в производстве, и в продаже. За год их стало на 8,4% меньше:
- 9 марта 2022 года был принят 47-й закон, по которому был снять НДС при покупке золотых слитков при покупке их в банке. К нему была пристегнута поправка, по которой ювелирным компаниям было запрещено применять упрощенный налоговый режим налогообложения. Таким образом весь малый бизнес попал под гильотину.
Ювелирные изделия – это не картошка и не колбаса. Они так быстро не продаются. Иногда кольца и цепочки могут находится на балансе предприятий несколько лет. Магазины получили их по одной системе налогообложения, а теперь налоговая потребует заплатить за товар по-новому, с учетом НДС.
- Ювелирные изделия -долгоиграющий товар, он может продаваться годами, поэтому запасы у всех довольно приличные, накопленные за несколько лет. Сейчас к концу квартала люди будут вынуждены заплатить 40% оборотного налога, потому что к зачету им нечего предъявить. Это вводит отрасль в депрессию, - говорит Анна.
Государство отменило НДС на покупку слитков драгметаллов инвесторами и по факту ввело НДС для обычного рядового потребителя. Это вызвало бурю недовольства у участников рынка, так как налоговая нагрузка выроста в 5-6 раз, а спрос упал, подтверждает слова коллеги Эдуард Уткин, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»:
- Магазинам, чтобы не входить в убыток, пришлось поднимать цены. В среднем цены поднялись на 20-25%. Это большой удар по отрасли . Кроме того, проявилось большое социальное недовольство. Слитки покупают себе те, кто может позволить их купить. Килограммовый слиток стоит около 4 миллионов рублей. Тот, кто покупал ювелирные изделия, теперь вынужден покупать их на 20% дороже, в том числе, изделия из серебра.
Как водится, пострадали и переплатили не самые богатые.
А богатым цена до лампочки
Напротив, в сегменте «лакшери» потребление только выросло. Те люди, которые привыкли по несколько раз в год ездить за рубеж, сейчас вынуждены оставаться в стране. У них есть лишние деньги и возможность купить отечественное в отечественном магазине. По счастью для отрасли, бриллианты – это не Мерседесы или Феррари, поэтому вместо «Тиффани» российские богатые покупают отечественные украшения, оттого и падение отрасли было не настолько ощутимым.
Не пострадали и российские производители люксовых украшений. На рынке известно, что те, кто серьезно работает в этом сегменте, давно имеют производство за рубежом. Поскольку ювелирные украшения поставляются из Китая или Таиланда, им санкции не страшны.
На фоне сокращающегося спроса по рынку ходят слухи, что введение НДС пролоббировали крупные ювелирные компании, избавляясь от мелких конкурентов.
- Как только закроются маленькие розничные магазины, за ними потянутся маленькие производства. Им будет некуда девать свою продукцию, на это все и рассчитано. Однако и сами крупные производства ощутили на себе, потому что от них уходят оптовики и маленькие сети, и они тоже начинают ощущать нехватку розничного сбыта. Те, кто сидит на закрытом цикле от приема лома до розницы, этого не ощутят, и они главные интересанты во всем этом, - уверена Анна Романовская.
Так ли это или нет, неизвестно. Но если вдруг правительство решит отменить НДС на ювелирные украшения из серебра, не все предприятия малого и среднего бизнеса доживут – за год закрылось около 300 из 3700 производств, около 200 фирм в оптовой торговле и 450 магазинов.
Есть и другие причины, почему дешевле не станет, говорит Эдуард Уткин:
- Для производства, кроме металлов и камней, требуются расходные материалы. Это резина, воск, фрезы, всевозможный инструмент, который требуется все больше и больше – вот с этим беда. Это ничего не производится в России. Сейчас все предприятия живут на старых запасах. Когда это все закончится, есть возможность получать это обходными путями, но все это будет дороже. Соответственно, вырастет стоимость продукции.
Для потребителя это будет означать только одно – украшения будут дорожать. Впрочем, кто в нашей стране когда-то ожидал, что будет лучше? Ценовое ралли, которое проехали, например, автодилеры за последние два года, никого еще насмерть не шокировало. Если народ платит за китайские поделки по "старой" цене мерседесов и БМВ, то переживет как-нибудь и новые ценники на кольца, брошки и цепочки.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.