Производители пива и газировки столкнулись с дефицитом алюминиевых банок
- дата: 25 мая 2021 (источник от 19 мая 2021)
Авторы: Елена Сухорукова, Светлана Бурмистрова
О нехватке алюминиевых банок сообщили РБК два крупных производителя пива в России,
а также несколько источников в компаниях — производителях безалкогольных
напитков.
Дефицит алюминиевой тары фиксирует AB InBev Efes (производитель BUD, Stella
Artois, Velkopopovický Kozel, Corona Extra и др.), говорит представитель
компании в России Ораз Дурдыев. Алюминиевой тары не хватает не только в России,
но и на большинстве рынков по всему миру, отмечает директор по корпоративным
отношениям российского офиса Heineken Алексей Воробьев. Проблемы с алюминиевой
тарой на рынке подтверждает и представитель сети «Лента».
Дефицит алюминиевой банки наблюдается последние три месяца, рассказал РБК
менеджер одного из крупных производителей. По его словам, поставщики
алюминиевых банок в первую очередь стараются обеспечить поставки по контрактам
для крупнейших и наиболее маржинальных брендов — в частности, Coca-Cola и
PepsiCo, но проблемы возникли «у всех» производителей безалкогольных напитков.
Существование дефицита алюминиевых банок подтвердили источники еще в двух
компаниях и в Союзе производителей безалкогольных напитков («Союзнапитки»).
РБК направил запрос представителям Coca-Cola и PepsiCo в России, а также в IDS Borjomi.
Почему возник дефицит банок
Нехватку алюминиевых банок собеседники РБК связывают, в частности, с эффектом
пандемии и изменением поведения покупателей, которые перешли на домашнее
потребление. Из-за закрытых ресторанов, баров и других заведений HoReCa
«перетек» в ретейл, где доля банки традиционно велика, поясняет Дурдыев. Такой
формат упаковки, по его словам, более востребован у потребителя, «поскольку
банка легче и удобнее». Спрос во время пандемии перераспределился, и
потребитель выбрал то, что посчитал наиболее удобным — более компактную и
легкую алюминиевую банку, соглашается Воробьев из Heineken.
Долю продукции в алюминиевой таре вслед за изменением спроса наращивает не
только пиво, но и другие напитки и мощности поставщиков упаковки этот спрос
пока в полном объеме удовлетворить не могут, говорит Воробьев. «Поставщики
оказались не готовы к такому эффекту пандемии», — отмечает Дурдыев.
Производители напитков отмечают, что пиву поставщики тары отдают
предпочтение: в 2020 году из-за пандемии крупнейшие поставщики банок в России
повысили отгрузки производителям именно этого напитка, указывает президент
«Союзнапитков» Максим Новиков. Поставки планировали сбалансировать за счет
ввода новых мощностей, но на текущий момент ситуация, по словам собеседника
РБК, «по-прежнему остается критичной». Источник РБК в крупном производителе
напитков связывает дефицит также с ростом спроса на алюминиевую тару у
производителей пива, а также у некоторых производителей энергетиков и
минеральной воды (например, Borjomi). Стоимость алюминиевой и стеклянной тары
сопоставима: алюминиевая банка объемом 0,45 л стоит производителям напитков
около 8–10 руб., а стеклянная бутылка объемом 0,5 л — около 6–8 руб., но при
этом затраты на логистику при использовании стеклянной тары больше из-за того,
что она больше весит.
По данным ретейл-аудита исследовательской компании NielsenIQ, продажи безалкогольных напитков в алюминиевых банках росли самыми быстрыми темпами: за год с апреля 2020-го по март 2021 года они выросли на 13,6% к предыдущему годовому периоду на 13,6% в натуральном выражении. Для сравнения, продажи напитков в пластиковых бутылках выросли за это же время на 7,3%, а в стеклянных бутылках упали на 9,3%.
Что говорят производители алюминия
В Алюминиевой ассоциации (в нее входят такие производители банок, как Ball и
CanPack) отмечают, что спрос на алюминиевую тару растет, и производители
наращивают мощности, но пандемия «внесла коррективы» в планы развития
производства: адаптация к новым реалиям, сложности с приездом из-за границы
специалистов для монтажа оборудования увеличили сроки реализации проектов. В
2019 году алюминиевая банка как вид упаковки обошла стекло и вышла на второе
место по частоте использования в пивной отрасли. Локдаун и ограничение
зарубежного туризма способствовали повышению спроса на напитки, а с ним и на
алюминиевую баночную упаковку, говорит представитель ассоциации. В организации
указывают, что покупатели выбирают напитки в алюминиевой банке не только из-за
ее удобства, но и потому, что это экологичная упаковка, которая
перерабатывается на 100%.
Повышение спроса на банку для напитков — результат нескольких факторов, говорит представитель одного из крупнейших мировых производителей алюминия UC Rusal. В теплое время года спрос на прохладительные напитки растет, а теперь на него дополнительно повлияли изменение структуры потребления из-за пандемии, развитие внутреннего туризма, а также развитие новых сегментов напитков, разливаемых в банку (это, в частности, вода, соки, вино).
Что происходит с алюминием
Цены на алюминий выросли на 20% за 2020 год, прибавив еще 11% в первом квартале
этого года. В мае цены на металл на Лондонской сырьевой бирже достигли
максимумов за 10 лет — $2500 за тонну на фоне ослабления доллара, сокращения
запасов и перебоев в поставках в Китае — крупнейшем потребителе и производителе
алюминия.
Нехватка алюминиевых банок наблюдается и в других странах. Во втором квартале 2020 года один из крупнейших мировых производителей этой продукции корпорация Ball отчитывалась, что пандемия вызвала резкий рост потребительского спроса на алюминиевые банки: высокое домашнее потребление и жесткие условия спроса и предложения привели к тому, что спрос превысил объемы производства. В октябре прошлого года компания сообщала, что в США в 2020 году не хватает примерно 10 млрд банок (около 9% от общего объема продаж 2019 года), поскольку цепочка поставок продолжает ощущать на себе последствия пандемии.
Чем грозит дефицит
В алюминиевые банки разливается примерно треть всего пива, которое производится
в России, говорит Дурдыев. Дефицит банок оказывает, по его словам,
«существенное негативное влияние»: производители вынуждены были
перераспределять объемы в другие виды упаковки и из-за этого нести «убытки в
виде упущенной выгоды», поскольку это не соответствует запросу потребителя.
Воробьев из Heineken предупреждает, что из-за нехватки алюминиевой упаковки есть
риск того, что производители пива не смогут удовлетворить спрос, и цены на
продукцию вырастут. Прогноз, как долго производители смогут сдерживать цены в
условиях дефицита, по его словам, давать преждевременно. Рост стоимости
упаковки влияет на себестоимость производства и на конечную стоимость продукции
для потребителей, и «бесконечно сдерживать цены не удастся», отмечает Дурдыев.
Переключение производителей на другой вид тары с высокой долей вероятности приведет к задержкам поставок и росту цен, отмечает источник РБК в одном из крупных ретейлеров.
Из-за дефицита алюминиевых банок многие игроки рынка безалкогольных напитков
могут недопоставить напитки в банке в самый разгар летнего сезона и понести
значительные убытки, говорит Новиков.
По словам одного из собеседников РБК в компании — производителе безалкогольных
напитков, «проблема критична», особенно для тех категорий напитков, которые
выпускаются только в такой упаковке, например для энергетиков. Источник в
другой крупной компании заверяет, что хотя дефицит алюминиевой тары и
наблюдается, у нее есть «альтернативные источники» ее поставки, «в том числе в
сотрудничестве с партнерами и другими странами», что обеспечит непрерывность
бизнес-процесса. Самым популярным типом упаковки у безалкогольных напитков, по
данным NielsenIQ, остается пластиковая бутылка, занимающая 82,6% продаж в
категории. В алюминиевых банках продается около 9,8% безалкогольных напитков.
В Алюминиевой ассоциации ожидают, что в ближайшее время ситуация выправится и
спрос на алюминиевую банку и ее предложение достигнут баланса.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.