Пустые слова больше не работают. Чего ждать в ближайшем будущем

Краткое содержание последних нескольких месяцев:

Акции обваливаются.

Политики, бюрократы и банкиры, зависящие от искусственно завышенных цен активов, начинают паниковать.

Федеральная резервная система (ФРС) объявляет, что, возможно, ей больше не нужно повышать процентные ставки, а президент США объявляет временное перемирие в торговой войне с Китаем.

Рынки восстанавливаются, из-за чего некоторые приходят к выводу, что худшее уже позади и можно снова покупать на спаде.

Все больше людей приходят к выводу, что изменения политики – на самом деле лишь пустые слова. Никаких реальных действий предпринято не было.

Акции снова начинают падать. Сейчас мы находимся здесь – на момент написания этих строк, во вторник, 4 декабря, индекс Доу – Джонса опустился примерно на 300 пунктов.

Что будет дальше?

Представьте себе последние несколько месяцев как первое действие драмы, разыгрываемой практически в каждом экономическом цикле, где последующие действия следуют предсказуемому сценарию. Вот как, скорее всего, ситуация будет развиваться в этот раз:

На смену словам приходят скромные действия (начало 2019 г.). Когда рынки поймут, что пустые обещания не меняют основополагающую реальность замедляющегося роста, падающей прибыли корпораций и растущих дефолтов по займам, они вернутся в режим паники. Тогда правительства будут вынуждены реально что-то делать, чтобы попытаться остановить отток. В текущем случае США это значит, что ФРС объявит, что с повышением ставок покончено и скоро они начнут понижаться. Между тем Трамп (Trump) заключит с Китаем торговое соглашение, мало чего достигающее, но снимающее будущую неопределенность.

Рынки встретят это еще несколькими днями эйфории, после чего наступит осознание, что, опять же, ничего существенно не изменилось. Акции возобновят падение. Назовем это «назад в 2008 г.».

индекс Доу

Промышленный индекс Доу – Джонса

Янв. – дек. 2008 г.

Действия становятся серьезными (середина 2019 г.). Теперь Уолл-стрит, Кремниевая долина и Вашингтон (т. е. 1%) войдут в полноценный режим паники и будут готовы предпринимать радикальные шаги, чтобы спасти себя. ФРС, всего несколько месяцев назад заявлявшая, что ставки «нейтральные», т. е. как раз нормальные, начнет усердно их понижать. На горизонте появляются нулевые процентные ставки, а председатель ФРС в своей речи о «всем возможном» обещает отрицательные ставки.

ФРС также вернет количественное смягчение, но с небольшими изменениями. Оно будет либо иметь большие размеры, либо будет шире и охватит, помимо облигаций, акции и недвижимость, либо и то, и другое.

Правительство начнет списывать студенческие кредиты и, возможно, автомобильные ипотеки. Конгресс одобрит сокращение налогов, а также инфраструктурные расходы, затмевающие все предыдущие программы строительства дорог и мостов.

Федеральный дефицит превысит $2 трлн, и Вашингтон заверит граждан, что он будет оставаться таким высоким, пока не удастся восстановить «нормальные рынки».

Затем станет по-настоящему интересно (2020 г. и дальше). На данной стадии в обычном сценарии ситуация начинает стабилизироваться. Приток государственных денег в финансовые активы более-менее компенсирует отток частного капитала, и цены перестают падать. Кредиты с практически нулевыми издержками начинают вновь завлекать бизнесы и частных лиц в экономику, и долг частного сектора перестает сокращаться и начинает расти. Возвращается «норма».

Но в этот раз стоит вопрос о том, существует ли предел у агрессивного денежного смягчения. В прошлый раз понадобились десятки триллионов долларов, чтобы стабилизировать замедляющуюся экономику. За последнее десятилетие глобальный долг существенно вырос, что подразумевает, что следующие дотации должны быть еще больше. Сработает ли это, или же рынки навсегда отпрянут от работающих на полную мощность электронных печатных станков? Перетечет ли капитал из финансовых активов в реальные товары, которые правительства не могут создать одним щелчком компьютерной мыши? И дестабилизирует ли систему это бегство от валюты? Вот как описывает этот процесс экономист австрийской школы Людвиг фон Мизес (Ludwig von Mises):

«Но затем массы наконец проснутся. Они вдруг осознают, что инфляция создается преднамеренно и будет продолжаться бесконечно. Произойдет сбой. Начнется ажиотажный бум. Все будут спешить обменять свои деньги на «реальные» товары, независимо от того, нужны ли они им и сколько денег придется за них заплатить. За очень короткое время, за несколько недель или дней, то, что использовалось в качестве денег, перестанет быть средством обмена. Оно превратится в макулатуру. Никто не захочет ничего на него отдавать».

Что же нас ждет, стандартное финальное действие или ажиотажный бум? К сожалению, это станет ясно лишь по факту. Если последний цикл нулевых и отрицательных процентных ставок и количественного смягчения не привел к ажиотажному буму, вполне возможно, что следующее, еще более экстремальное повторение такой политики «сработает» не хуже. Но может и не сработать.

В любом случае золото и серебро – надежный вариант.

аватар

Рубино, Джон

Rubino, John

Ветеран золотой и серебряной аналитики.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.