Пузырь современного искусства

Современное искусство сходит с ума по мере мощного роста предложения денег.

Мы не хотим обсуждать художественные достоинства современного искусства, - лишь скажем, что ничего против него не имеем. Иными словами, нам нравится немало произведений современного искусства и в разных его сферах. Картины, скульптуры, литература, музыка – нам по сердцу очень многое. Конечно, мы не принимаем все подряд, а просто хотим сказать, что для нас искусство не закончилось когда-то в XIX столетии. Нам даже нравится довольно много современной «скрипучей» музыки, которую повсюду так презирают. Как говорится, de gustibus non est disputandum – о вкусах не спорят.

«Собака из воздушных шаров (оранжевая)», (Balloon Dog (Orange)), Джефф Кунс (Jeff Koons)

Однако мы, в отличие от многих любителей этого искусства, не верим, что государство должно его субсидировать. Мы также считаем неправильным заставлять посетителей концертов классической музыки слушать произведения Хельмута Лахенманна (Helmut Lachenmann), «размещая» их между Моцартом и Бетховеном, хотя нам самим они нравятся. Мы прекрасно понимаем, что большинство любителей Моцарта вероятно хлопают только из вежливости, прослушав такой вот ноктюрн.

Однако сейчас мы посмотрим на то, как инфляция предложения денег последних нескольких лет отразилась на ценах на современное искусство, которые становятся все более абсурдными. Первая волна рекордных цен проявилась в пузыре 2003-2008 гг, но те рекорды были побиты в последние несколько лет, особенно в скульптуре. Ниже мы приводим несколько примеров.

Первая волна пузыря (2005-2008)

Если вы скульптор, то вы настоящий победитель, если вас зовут Альберт Джиакометти (Alberto Giacometti). Независимо от этапа гигантского пузыря, в котором мы находимся, за ваши работы заплатят рекордные цены.

«Большая стоящая женщина II» (Grande femme debout II), Альберто Джиакометти – продана за $27.4 млн в 2008 году.

«Голова женщины, Дора Маар» (Tête de femme (Dora Maar), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), -продана за $29.1 млн в 2007 году.

Цены на скульптуры действительно «соскочили с графиков» в фазе пузыря 2009-2013 гг. Картины обычно стоят еще дороже, и на ранних стадиях пузыря они будут стоить заметно дороже скульптур.

«Nr. 5, 1948», Джексон Поллок (Jackson Pollock), – продана за $140 млн в 2006 году.

«Женщина 3» (Woman 3), Виллем де Кунинг (Willem de Kooning), – продана за $137 млн в 2006 году.

«Дора Маар с котом» (Dora Maar au chat), Пабло Пикассо, - продана за $95 млн в 2006 году.

Несколько других работ Пикассо также были проданы по очень высоким ценам в этой стадии пузыря. Первой из них был «Мальчик с трубкой» (Garçon à la pipe), проданный за$104 млн в 2004 году.

«Супрематическая композиция» (Suprematist Composition), Казимир Малевич (Kazimir Malevich), -продана за $60 млн в 2008 году.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» (Portrait of Adele Bloch-Bauer I), Густав Климт (Gustav Klimt), продан за $135 млн в 2006 году и стал самой дорогой современной картиной, проданной в этой фазе пузыря. Кстати говоря, «Портрет Адели Блох-Бауэр II» был продан приблизительно за  $88 млн в том же году.

Вторая волна пузыря (2009-2013)

Ситуация стала еще интереснее с началом второй волны пузыря, особенно в сфере современной скульптуры, где произошел мощный скачок цен. Множество картин также было продано по совершенно потрясающим ценам, но отличия от первой фазы не были такими уж огромными, с одним важным исключением, см. детали ниже. На этот раз Джиакометти действительно стал центром внимания.

Самой дорогой когда-либо проданной скульптурой стала одна из версий его «Идущего человека» (L'homme qui marche), - существует несколько версий большинства его скульптур. Несколько других скульптур Джиакометти также были проданы по рекордным ценам, включая две версии одной и той же работы, «Большая тонкая голова» (Grande Tête Mince), проданных в 2010 и 2013 гг по очень похожим ценам.

«Идущий человек», Джиакометти, - продан за $104 млн в 2010 году.

«Большая тонкая голова», Джиакометти, - продана в 2010 году за $53 млн, тогда как еще одна версия этой работы было продана в 2013 году за $50 млн. Она выглядит точно также как и первая, поэтому нет смысла ее здесь показывать.  

«Голова» (Tête), Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), - продана в 2010 году за $52.6 млн.

«Собака из воздушных шаров (оранжевая)», продана за $58.4 млн в ноябре 2013 года.

Что касается «Собаки из воздушных шаров (оранжевой)», проданной за более чем $58 млн, мы можем только повторить: de gustibus non est disputandum – о вкусах не спорят.

Дальше идут несколько картин, проданных по очень высоким ценам довольно недавно. Мы уже упомянули «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (Three Studies of Lucian Freud) — триптих Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) в более ранней публикации. «Крик» Эдварда Мунка (Edvard Munch) – очень известная картина. Возможно менее известный факт  в том, что существует очень много ее версий. Одна из «четырех самых важных версий» была продана с аукциона в 2012 году почти за $120 млн.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», Фрэнсис Бэкон, - продана за $142 млн в 2013 году.

Эта версия «Крика» Эдварда Мунка была продана за $119.9 млн в 2012 году.

Пабло Пикассо также вновь оказался курицей, несущей золотые яйца в текущей фазе пузыря, установив свежие рекорды в начале 2013 года.

«Сон» (Le Rêve), Пабло Пикассо, - продан за великолепные $155 млн в марте 2013 года.

И наконец, Энди Ворхол (Andy Warhol) также продолжает привлекать большие деньги. Его картина (ниже) «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)» (Silver Car Crash (Double Disaster) была продана за $105 млн в 2013 году.

Вывод:

Последствия огромной денежной инфляции последних лет пока отражаются в основном на ценах на активы. Современное искусство привлекает очень многих инвесторов, поэтому создается впечатление, что на данном этапе оно стало действительно огромным пузырем. Произведения искусства уникальны, хотя современные работы уникальны лишь частично, так как во многих случаях существует множество их версий, как мы отметили ранее. Поэтому не существует надежного эталона, опираясь на который можно было бы сказать, что они переоценены. Отметим лишь, что сегодняшние цены во много раз превосходят цены не такого уж далекого прошлого.


Когда в 1987 году японская страховая компания купила картину ван Гога (van Gogh) «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» (Vase with Fifteen Sunflowers) за $39.7 млн, весь был повергнут в шок из-за того, что такая огромная сумма была выплачена за одну картину. В то время на это смотрели как на один из симптомов японского пузыря 1980-х. Сегодня это смотрится как отличная инвестиция. Никто больше и глазом не моргнет, услышав, что произведение искусства продано за более чем $100 млн.

Так что если вы задаетесь вопросом относительно существования и роста инфляционного пузыря, то ответ очевиден – он есть. Мы, кстати, не упомянули картину Сезанна (Cezanne) «Игроки в карты». Она оказалась за гранью категории «современного» искусства, так как была написана в конце XIX века, а мы хотели включить работы только с начала XX века. Она была продана за более, чем $259 млн в2011 году, тем самым став самой дорогой картиной в истории –по крайней мере на данный момент. Это, несомненно, великая картина, хотя мы можем назвать ряд работ, которые нам нравятся больше. Но $259 млн? Это уж слишком.  

Комментарии 6

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

хрясЪ 08.01.2014 в 11:27
Большую часть изображенного здесь хлама я и бесплатно не возьму в свой дом. Не получается ли так что сегодня ты у меня купил кусок какашки за 100 млн а завтра я у тебя. И так по кругу эта мафия от искусства друг другу продает пока кто то со стороны богатенький не купит этот "шедевр" за большие деньги. Гомосапиенс это человек разумный, назвать разумным того кто платит за это такие деньги я не могу. Я не спорю о вкусах, но не путайте искусство с лажей.
nubie 08.01.2014 в 11:40
beetle это он за счет англо-франко-амерских кредитов сдабривал :) а как пришла пора отдавать кредиты, оказалось, что своя экономика на это не способна, потому пришлось переходить к проверенной временем набеговой экономике - захватывать земли, грабить, угонять рабов
Neo 09.01.2014 в 01:14
То хрясЪ. Вы, кстати, очень верно сказали. Сам постоянно сталкиваюсь с самыми изощеренными прибамбасами по облапошиванию на нумизматических аукционах. Все заранее оговорено, все работает в большой семье проходимцев, которая монотонно во времени, но очень согласованно пялит цены вверх с одной лишь целью - приучить потенциальных клиентов к тому, что этот процесс неизбежен.
Ryback Casey 09.01.2014 в 01:43
Не-а..хрясЪ--насчёт:"я и бесплатно не возьму в свой дом"-тут Вы погорячились.Думаю была бы такая возможность,то хватанули бы и на утёк,аж пятки бы по заднице ляпали.А так-ДА,"ХЛАМ".В этом мире,многое-условно,вся жизнь-игра,но ценится пока,до поры до времени.А кто покупает за 20-100млн $.,так это от их состояния- 0.1-0.8%.Вы бы купили, что либо от своих доходов по такой цене?При этом, окружающие ещё бы Вами восхищались,уважали и завидовали,что Вы обладатель этого "дерьма".Вот где-то,так.
nubie 09.01.2014 в 12:14
читал историю, как к Генри Форду пришли арт-дилеры, чтобы поддержать рынок картин, который лежал на боку :) пришли они к нему, принесли офигенно изданный альбом с репродукциями, он с интересом ознакомился а когда ему стали ненавязчиво намекать, что, мол, это очень хорошая инвестиция, престижно и вообще круто, то он сказал, что уже посмотрел отличные картинки бесплатно :))
склизкое дело 09.01.2014 в 06:38
Склизкое это дело-искусство покупать. Говорят, что до половины предметов-фальсификации. В мире искусства забавно устроено... Однажды хотел купить в магазине этюд Маковского. Мне показали заключение некоего эксперта о подлинности. Обычная бумажка, каких можно еще сто нарисовать. На утюг документов больше. Аргумент продавца-разве Вы не видите, что это настоящий Маковский-как-то не подействовал. Ну,говорит, можно специальную экспертизу в институте Грабаря заказать, но стоить она будет сравнимо с этюдом. Короче, не купил я ничего. Вскоре попалась на глаза заметка о скандале с фальшивыми заключениями экспертов в том-же институте. Похоже на легендарное-ты бери,бери, а я себе еще нарисую.