Пытается ли Китай завладеть природными ресурсами по всему миру?

Источник: VOXEU.ORG

Автор: Теодор Моран (Theodore H. Moran)

Китайские компании, поддерживаемые правительством Китая, приобретают акционерные доли в компаниях, добывающих естественные ресурсы, выдают займы инвесторам в горнодобывающей и топливной промышленности и подписывают долговременные контракты на поставки нефти и минералов. Эти действия вызвали опасения по поводу того, что Китай может заблокировать поставщиков природных ресурсов, получить льготный доступ к имеющимся объемам, установить контроль над добывающими отраслями мировой промышленности. 

Эмпирический вопрос

Эмпирический вопрос, который я здесь рассматриваю, состоит в следующем: способствуют ли приобретения китайцами долей компаний, займы и долговременные контракты на поставку консолидированию жестко концентрированной базы снабжения, предоставляя в то же время льготный доступ китайским покупателям? Или эти действия помогают преумножить ресурсы и диверсифицировать базу снабжения, обеспечивая конкуренцию при резервировании объемов для всех покупателей?  

Исследование намеренно имеет узкую и точную направленность. Оно оценивает влияние китайских договоров поставки ресурсов на структуру мировой базы снабжения. Более широкое обсуждение политики в заключительном разделе поднимает другие важные проблемы, включая влияние китайских контрактов на страны-изгои, на авторитарное управление, гражданские войны, уровень коррупции и ухудшение правовых стандартов, а также на окружающую среду. Такие последствия могут поставить под сомнение модели китайских контрактов на поставку ресурсов на совершенно иных основаниях, нежели дебаты о возможном блокировании, привязке и контроле доступа со стороны Китая и китайских компаний. 

В литературе по стратегическому управлению идентифицируются четыре типа структур договоров поставки природных ресурсов для крупного покупателя. 

  1. Приобретение доли для создания «особых отношений» с крупным производителем. Покупатели и/или их правительства покупают долю в крупной компании-производителе, чтобы получить долю акционерного капитала для доступа к добыче на условиях, сопоставимых с условиями для других совладельцев. 
  2. Приобретение доли для создания «особых отношений» с независимыми конкурентами. Покупатели и их правительства приобретают долю в независимой компании-производителе, чтобы получить акционерную долю для доступа к добыче на условиях, сопоставимых с другими совладельцами. 
  3. Предоставление займа крупному производителю для получения выплат по нему в виде добытой продукции. Покупатели (и/или их правительство) выдают кредит определяющим цену производителям в обмен на соглашение о поставке в счет обслуживания займа. 
  4. Предоставление займа независимым производителям, который будет выплачен в виде продукции. Покупатели (и/или их правительство) выдают кредит «не оказывающему влияния на цены» производителю в обмен на соглашение о поставке в счет обслуживания займа. 

Эти четыре категории составляют основу для рабочего определения ограничения или получения льготного доступа к ресурсам. Если договор купли-продажи просто закрепляет законное правовое притязание на данную структуру производства (категории 1 и 3), привязывание или получение льготного доступа к ресурсам имеет нулевые последствия для других потребителей. Важно отметить, однако, что если договор купли-продажи расширяет и диверсифицирует источники производства быстрее, чем растет мировой спрос (категории 2 и 4), речь о нулевых последствиях не идет, так как другие потребители получают более простой доступ к большей и более конкурентной мировой базе ресурсов.  

Таблица 1 демонстрирует 16 крупнейших договоров Китая на поставку, включая ряд случаев, когда китайские компании по производству природных ресурсов приобретают долю для создания «особых отношений» с основным производителем. Но доминирующей моделью является обладание долей и/или подписание долгосрочных контрактов на поставку с независимыми конкурентами. 

Краткий анализ пяти менее масштабных китайских договоров на поставку не предполагает, что при рассмотрении этих 16 крупнейших проектов допущена существенная ошибка выборки. 

Быстрый рост промышленной мощи Китая представляет собой сложную проблему для мировых рынков природных ресурсов. С точки зрения спроса аппетит Китая на огромные объемы энергии и минералов оказывает огромное давление на международную систему предложения. С точки зрения предложения китайские попытки закупить сырье могут усугубить или способствовать решению проблемы высокого спроса.  Какое влияние окажут договоры Китая на поставку, зависит от того, укрепляют ли эти контракты концентрированную систему поставщиков или расширяют, диверсифицируют и повышают конкуренцию в мировой системе поставщиков. Доказательства, предоставленные выше, показывают, что усилия Китая – такие как японское размещение капитала и договоры купли-продажи – в основном попадают в те категории, которые помогают расширить, диверсифицировать и усилить конкуренцию в мировой системе поставок. 


Попытки Китая установить контроль над добычей редкоземельных элементов могут стать серьезным исключением. Термин «редкоземельный», по данным «Американского геологического исследования» «это исторически ошибочный термин; выживание термина отражает скорее невежество, нежели реальную редкость». США автономно добывали редкоземельные элементы до середины 1980-х, теперь более 90% объема импортируется из Китая (в 2008 году – на $127 млн). Редкоземельные минералы имеют огромное значение для развития ряда гражданских и военных продуктов. Исторически индустрия добычи редкоземельных элементов характеризовалась чрезмерной производительностью и избытком предложения. В августе 2009 года Министерство промышленности и информационных технологий Китая выпустило проект закона, устанавливающего годовую квоту на экспорт в размере 35 000 тонн, потенциальный запрет на экспорт не менее пяти видов редкоземельных элементов и ряд шагов, контролирующих добычу и улучшающих защиту окружающей среды. Эти действия могут быть направлены на обеспечение контроля над международными рынками; в то же время они применяются как инструмент для привлечения новых иностранных инвестиций и роста смежных индустрий в материковом Китае. Обеспокоившись из-за доступа к ресурсам, добывающие компании и покупатели проявили интерес к разработке новых месторождений во Вьетнаме, Казахстане, Швеции и Канаде, а также возобновлению производства в США. Тем временем Китай проводит агрессивную политику, приобретая акционерные доли в новых компаниях-производителях, особенно в Австралии. 

Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) однажды заметил, что в то время как у Ближнего Запада есть нефть, у Китая есть редкие элементы. Как должны реагировать национальные органы власти на перспективу китайского инвестирования в офшорные компании по добыче редкоземельных элементов? Аналитика иностранных поглощений в секторе редкоземельных элементов прекрасно вписывается в сложившуюся ситуацию; следует поощрять китайские инвестиции в мелкого независимого производителя, чье влияние лишь способствует формированию предложения и привносит в индустрию конкуренцию; при этом следует настороженно относиться к китайским инвестициям в более крупного производителя, который, возможно, позволит китайским владельцам (и китайскому правительству) контролировать или ограничивать производство. 

Влияние активности китайцев в поставках на структуру индустрии снабжения – это, однако, лишь один из аспектов трудностей, создаваемых китайским поглощением сферы природных ресурсов. Стратег в этой индустрии, прилетевший с Марса, мог бы поаплодировать китайской энергичной поддержке нефтедобычи в Судане или Иране, а также транспортировки нефти, природного газа и добыче минералов в Мьянме. Но США и их союзники справедливо возмущены последствиями регионального конфликта, поддержкой террористических групп, нарушением прав человека и тиранией. В конце концов, предоставление акционерного капитала и займов в обмен на природные ресурсы формирует часть более широкой стратегии Китая в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и Южно-Тихоокеанском регионе. 

ССЫЛКИ:

Moran, Ted (2010), “Is China trying to “lock up” natural resources around the world?”, This study is being prepared as a Working Paper for the Peterson Institute of International Economics.

Silk, Mitchell (2006), "Are Chinese Companies Taking Over the World" Chicago Journal of International Law.

Figure 1. Scorecard of China’s procurement arrangements

I. Take an Equity Stake to Create a “Special Relationship” with a Major Producer

10. CNOOC Acquisition of 45% Ownership of Akpo Field, Nigeria 2006

13. Sinopec, CNOOC in Angola 2004

II. Take an Equity Stake to Create a “Special Relationship” with the Competitive Fringe

1. CNPC – South Azadegan Gas Field in Iran 2009

2. CNPC-Development of South Pars Gas Field in Iran 2009

3. Sinopec Proposed Acquisition of Addax Petroleum for $7.2 billion in 2009

4. Chinalco-Rio Tinto 2008-2009 (aborted)

7. Socomin Joint Venture in the Democratic Republic of Congo to Finance $9 billion in Infrastructure 2008

8. Sinopec and the Yadavaran Oil Field in Iran 2007

9. Chalco-Aurukun Australia Bauxite Project 2007

11. CNOOC-Unocal 2005 (aborted)

12. China National Petroleum Company (CNPC) and PetroKazakhstan 2005-2009

14. CNOOC-North West Shelf Ventures LNG Exports from Australia 2002

15.China National Petroleum Corporation (CNPC) and Sinopec with PetroDar Operating Company, Sudan 2001

16. China National Petroleum Corporation (CNPC) and Greater Nile Petroleum Operating Company (GNPOC) in Sudan 1996

III. Loan Capital to a Major Producer to be Repaid in Output

6. Rosneft and Transneft of Russia

IV. Loan Capital to be Repaid in Output from the Competitive Fringe

5. Sinopec-Petrobras 2009

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.