Разыскиваются владельцы шести тонн золота оставленных в исторической Армении

Автор: Эдмонд Адазян (Edmond Y. Adazian)

Каждый раз, когда ностальгирующий армянин путешествует по земле своих предков, в настоящее время занятой Турцией, его или ее окружает толпа проводников-добровольцев, предлагающих свои услуги по поиску  спрятанных сокровищ. Хачик Мурадян (Khatchig Mouradian) из Armenian Weekly, недавно посетивший город Диярбакыр, вспоминает свой опыт поиска сокровищ и цитирует Гранта Динка (Hrant Dink), который говаривал: «Вы копаете и ищете клады под землей и отказываетесь понимать, что истинное сокровище ходило по этим землям и было истреблено».

Моя мать однажды ездила в дом в Адане, где она родилась; жильцы  этого дома, по-прежнему не получившие документ о передаче прав собственности, спросили у нее, где семья спрятала свои сокровища, после того, как проявили щедрое турецкое гостеприимство. Многие турки рады, что армяне приезжают как туристы, но намного больше в наши дни ищут возможность открыть золотое месторождение с помощью ностальгирующих туристов. И в самом деле, когда армян депортировали, им редко приходило в голову, что их отправляли на «окончательное решение», принятое Талаат-Пашой (Talaat Pasha). Их всех заставили поверить, что это некая временная мера, а затем они вернутся в свои города и дома в конце войны. Таким образом, они либо зарывали свои ценности в землю, либо оставляли их своим надежным друзьям-мусульманам, как многие армяне и греки, описанные в книгах Кемаля Ялчина (Kemal Yalçin).

Недавно в Швейцарии «всплыла» история о шести тоннах золота, отправленного из исторической Армении в Женеву для размещения в банке Credit Suisse, который отказывается передать клад турецкой семье, претендующей на право собственности.

Впервые новость появилась 17 октября в турецкой газете Hurriyet. В турецкой же газете был опубликован комментарий профессора Кагри Эрхана (Cagri Erhan), который, вместо того, чтобы задаться вопросом о происхождении клада, интересуется мотивами Credit Suisse Bank, отказывающегося отдать золото бизнесмену из Элязыга (исторический армянский город Харперт) по имени Саид Али Байраки (Sayid Ali Bayraki).

Тюрколог Хагоп Чакерьян (Hagop Chakerian) перевел статью для ежедневной газеты Azg в Ереване, приправив ее собственными комментариями. Большая часть информации о развитии этой истории изложена в статье г-на Чакерьяна, опубликованной в выпуске Azg за 11 ноября 2011 года. Бизнесмен из Элязыга, Саид Али Байраки (Sayid Ali Bayraki), много лет боролся, чтобы вернуть 800000 турецких золотых монет, унаследованных им от отца. Швейцарский посол в Турции, Раймонд Кунтц (Raymond Kuntz), приезжал в Элязыг на переговоры по поводу этого золота, происхождение которого по-прежнему окутано тайной.


Разве это не совершенно удивительная история? Но как мог кто-то перевезти 800000 турецких золотых монет, которые весят шесть метрических тонн, из Турции в Швейцарию? По словам г-на Байраки, его отец переправил шесть тонн золота в Швейцарию, путешествуя по земле и по морю. Сегодня 800000 турецких золотых монет стоят $3,5 млрд.

Помимо швейцарского посла, в защиту г-на Байраки в этом деле выступил сам премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan). По словам истца, его отец отправил шесть тонн золота прямо накануне государственного переворота 12 ноября 1986 года во главе с генералом Кенаном Эвреном (Kenan Evren), установившим в Турции военную диктатуру. Несложно сделать вывод, что отец г-на Байраки состоял в «глубоком государстве», которое создало в Турции власть террора. Сегодня паутина преступлений «глубокого государства» оказалась в центре расследований по делу организации Эргенекон.

Профессор Кагри утверждает: «Насколько мне известно, в первые годы существования республиканской Турции таких монет не было ни у кого из граждан. Например, когда в 1924 году был основан Işbank, весь его капитал составлял 250000 турецких лир. Спрятать такие деньги от правительства – серьезная проблема». По словам г-на Байраки, его отец заработал эти деньги с помощью бизнеса, а золото он прятал в яме, вырытой под домом. Сомнительно, что можно заработать золото, занимаясь бизнесом, потому что после учреждения Турецкой Республики бизнес больше не пользовался турецкой валютой. Похоже, что отец г-на Байраки доверил золото швейцарскому банку, полагая, что банковская система, тайно хранившая золото нацистов, так же поступит и с его состоянием. Но он не учел тот факт, что золото, размещенное в швейцарских банках, не принадлежало нацистам, оно принадлежало евреям.

Нацистов, уничтоживших миллионы евреев и захвативших их собственность, особенно интересовало золото, которое их жертвы хранили в швейцарских банках.

В 1990-х разразились международные скандалы по поводу золота в банках Швейцарии, и правительство было вынуждено  выдать некую секретную информацию американскому и британскому правительствам. Многие организации, имеющие отношение к жертвам Холокоста, охотятся за этими банками. Если в швейцарской финансовой организации хранилось 800000 золотых монет, имитирующих «нацистское золото», это должно вызвать подозрения, потому что их источник неизвестен. Талаат-Паша написал в своем «секретном файле», что из Элязыга были выселены 70 тысяч армян. Никто из них в этот город не вернулся. Состоятельные армянские семьи тоже были депортированы.

Почти все высланные семьи прятали свое золото в укромном месте или доверяли своим соседям-мусульманам, надеясь когда-нибудь вернуться. На протяжении многих лет существуют истории о тайных армянских кладах. Кроме того, многие армяне также приезжают на родину своих предков, чтобы найти их спрятанные сокровища.

Профессор Кагри завершает свои заметки следующим высказыванием: «2015 год не за горами. Армяне придают огромное значение 100-летней годовщине «так называемого» Армянского геноцида. Несомненно, армянское лобби, которое не упускает случая, уже обратило особое внимание на золото «неизвестного» происхождения. В банке Credit Suisse уже называют дело «скандальным» и считают, что «за всем этим стоит какая-то тайная организация». Поэтому мы видим, к чему это все может привести, и не стоит привлекать премьер-министра. Это может создать неловкую ситуацию для всей страны».

Вероятно, профессор Кагри намекает на армянских юристов, упоминая лоббистов, которые отыскали французские и немецкие банки и провели внушительную работу по возвращению средств, принадлежащих жертвам Геноцида. К счастью, добрый профессор не в курсе, что те же юристы в данный момент забыли о турках и подают в суд друг на друга, вгрызаясь в глотки коллег.

Невозможно рассеять подозрения о тайной организации, когда юристы, нападавшие на турков и Турцию, направили оружие друг против друга. Аналогичным образом щедрые благодетели, первоначально жертвовавшие внушительные суммы на постройку Музея Геноцида, также готовы перегрызть друг другу глотки, подавая друг на друга в суд и ставя под угрозу своевременное завершение постройки музея к 2015 году.

Тем временем, многие группы жертв подают в суд на Турецкое государство, и правительство утопает в тысячах исков. Европейский суд по правам человека завалили судебными делами. В прошлом году там рассматривалось 5000 дел. В этом году цифра выросла до 7000. Турция проигрывает почти все иски.

Недавно министр иностранных дел Ахмед Давутоглу (Ahmad Davutoglu) присоединился к министру юстиции Садулле Эргину (Sadoulla Erguin) на пресс-конференции с разъяснениями по поводу этих судебных дел. Он заявил, что шквал исков в Европейском суде означает, что у Турции заболевание, нуждающееся в лечении.

«Турции следует перейти на новую стратегию, чтобы предотвратить такое количество исков. Нам нужно изменить методы защиты, потому что мы проигрываем почти все дела», - сказал он. Он классифицировал иски по трем категориям: 1) иски, вызванные международной политикой Турции. Агрессия Анкары и оккупация территории Кипра привела к целой лавине судебных разбирательств; 2) устаревшее местное законодательство Турции, не считающееся с правами граждан и меньшинств привело к появлению 19000 исков; 3) иски, связанные с подавлением свободы слова и прессы (вроде 301 статьи уголовного кодекса).

Мир подает в суд на Турцию и выигрывает эти дела, в то время как армянские адвокаты дерутся друг с другом. Шесть тонн золота лежат в швейцарском банке. На золото много претендентов, и оно может принести Армении значительную пользу. Мы должны выступить с протестами.

Настало время покончить с междоусобными дрязгами и отправиться за золотом.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.