Род Макензи: «Российские золотодобытчики боятся золота?»


добыча золота в россии

Дмитрий Балковский: Добрый день, друзья, с вами снова Дмитрий Балковский, Goldenfront.ru, я представляю вашему вниманию мое интервью с экспертом по золоту и российское золотодобывающей индустрии Родом Макензи (Rhod Mackenzie), оригинал нашей программы можно найти по ссылке в описании ролика (https://www.youtube.com/watch?v=3B64jVtH0yg).

Род – главный поставщик информации о российском рынке золота для консалтинговой компании Metals Focus и он только что выпустил инвестиционный отчет о российской золотодобывающей отрасли Gold Insight Russia для тех, кто интересуется вложениями в российские золотодобывающие компании. Очень рекомендую, ссылку я разместил в описании этого ролика внизу, а также на нашем сайте Goldenfront.ru, где мы опубликовали текстовый транскрипт этого интервью (https://goldinsightrussia.com).

В этом интервью мы говорим о текущем состоянии российского рынка золота и об огромном потенциале, которым российская золотая индустрия почему-то решила не пользоваться, по крайней мере пока.

Кстати говоря, Род, шотландец по происхождению, уже четверть века живет в России в городе Уфа и женат на русской.

И теперь, г-н Макензи, я передаю вам слово.

Род Макензи:Спасибо, Дима, думаю, что нам следует начать c обсуждения самой важной фигуры в российской золотой индустрии, главе российского ЦБ Эльвире Набиуллиной. Похоже, что она господствует в этой индустрии, либо покупая золото, либо давая комментарии о золоте.

Дмитрий Балковский: Аааа, похоже, что она застряла меж двух миров или двух хозяев. С одной стороны, она в России, из России и служит в российском ведомстве, хотя говорят, что Банк России не подчиняется российским законам, но на самом деле это не правда. Организация, которую она возглавляет, покупала золото на протяжении многих лет, по крайней мере с 2005 года до 2020 года. За период было куплено много сотен тонн желтого металла. Они остановили покупки в апреле 2020 года. И я часто слышу, как некоторые западные комментаторы, например, Алисдер Маклауд (Alisdair MacLeod), считают Набиуллину тайной сторонницей австрийской школы экономики, хотя на самом деле это ерунда. Она российский бюрократ, прежде всего.

Род Макензи: Да, Дима, я полностью согласен, что она определенно не сторонница Фридриха Хайека (Friedrich Hayek)

Дмитрий Балковский: …или Людвига фон Мизеса (Ludwig von Mises). Я бы хотел упомянуть, что она по крайней мере дважды, я заметил это дважды, говорила, что золото слишком волатильно и поэтому обычным людям, средним русским его не стоит покупать из-за этой самой волатильности, а это просто ложь.   

Род Макензи: Да, да совершенно верно. Золото – наименее волатильный из возможных инструментов. Тогда как самые волатильные инструменты, как мы знаем, это физические бумажные валюты. Достаточно посмотреть на евро и британский фунт за последние четыре месяца, чтобы понять насколько они волатильные. Обе эти валюты потеряли более 20% своей стоимости за очень короткое время. Не думаю, что мы когда-либо видели, чтобы золото теряло 20% стоимости за такой короткий период времени

Дмитрий Балковский: Да, была пара случаев, но это были исключения, без сомнения.

Род Макензи: Ну, мы совершенно точно не увидим таких скачков для среднего человека. Ты прекрасно знаешь, что золото вероятно – самый ценный актив, который способен сохранить свою стоимость, и он не прыгает как безумный. Имея в кармане несколько золотых монет, с чем ты прекрасно знаком или слитков, ты можешь продать их в какой бы валюте эти монеты ни были отчеканены – кленовые листья, соверены или крюгерранды, где бы ты ни был в мире. Вы просто придете к дилеру, который прекрасно знает сколько в них золота, и он их купит по рыночной цене.

Дмитрий Балковский: Совершенно верно, в любой точке мира, в Африке, Азии, Европе или Австралии и в России, конечно, без всяких сомнений.

Род Макензи: Что касается Набиуллиной, то в роли главы ЦБ ее критиковали не только из-за золотой политики, но и за то, как она обходилась с инфляцией еще 10 лет назад. Давай теперь перейдем от золотой политики Набиуллиной, которая просто абсурдна, и мы об этом поговорили, к общей ситуации с золотом в России. Совсем недавно, как тебе известно, российское правительство отменило 20% НДС на покупку золотых слитков. И насколько я знаю только один банк продал более 20 тонн слитков с апреля по сентябрь…

Дмитрий Балковский: Да, да, да, точно с марта по сентябрь ВТБ продал 20.5 тонн.

Род Макензи: …и это очень значительный объем золота

Дмитрий Балковский: Да, это огромная куча металла.

Род Макензи: И если посчитать по рыночным ценам, скажем, по $1700 за унцию, то есть $56 млн за тонну, то у нас получается, что они продали золота на более чем миллиард долларов за короткий период времени

Дмитрий Балковский: Банк Открытие также заявил о продаже 1.5 т золота, также в СМИ звучат заявления о том, что в России вырос спрос на золотые монеты и слитки. Но это, конечно, пока не мания.

Род Макензи: И мы понимаем откуда берется такой спрос, ведь нам обоим достаточно лет, чтобы помнить каково было жить в 1990-е, когда российская валюта была уничтожена не раз, не два, а три раза. Банковские счета были опустошены, сбережения уничтожены. И россияне обычно держали иностранные валюты, такие как доллар США и евро в виде наличных под матрасом. И все это было вполне оправдано, потому что они полностью потеряли веру в банки. Поэтому они пользуются возможностью купить физическое золото в небольших слитках или монетах, так как они – хранилище ценности с древнейших времен.

Дмитрий Балковский: И в России движение к золоту то затухает, то усиливается уже многие годы. На октябрь текущего года россияне держат около 15 трлн наличных рублей, эта статистика вышла около двух недель назад. Так что в России есть очень много места для развития этого рынка, он может продолжить углубляться и углубляться. На данный момент мы лишь на самой поверхности. Кстати говоря, если мы обсуждаем золотой рынок в России, то нам следует упомянуть твое последнее исследование о состоянии российской золотодобывающей индустрии.

Род Макензи: Да, Дима, я недавно, как ты знаешь, закончил исследование под названием «Российский золотой отчет», в котором я делаю обзор этой индустрии в России от конца СССР и отслеживаю ее развитие до текущего дня. Это всеобъемлющий индекс, который рассматривает компании, регионы и все аспекты золотодобывающей индустрии в России.

Там много статистики, много фактов и очень много полезной информации, а детали этого исследования можно посмотреть по ссылке в описании этого ролика и там также есть моя биография.

Дмитрий Балковский: Да, да, совершенно верно и мы еще будем говорить о твоем опыте в российской золотой индустрии в наших будущих выпусках, но я очень рекомендую это исследование, я на него взглянул краем глаза и это высококачественное исследование. Я веду русскоязычный сайт золотых новостей уже более 12 лет и я очень хорошо знаком со всеми типами рыночных исследований и по моему экспертному мнению отчета Рода ценный и поможет вам во вложениях в акции российских золотодобывающих компаний.

Род Макензи: Говоря о российской золотодобывающей индустрии нам стоит, во-первых, отметить, что она служит для России вторым крупнейшим источником дохода после нефтегазовой индустрии. Она приносит больше доходов чем алюминий, сталь или даже никель. Золотодобыча приносит России около $20 млрд в год. У этой индустрии не очень публичный профиль, и она встала на ноги только в этом столетии. В 1990-е золотодобывающая индустрия в России переживала депрессию, пользовалась наследием СССР и страдала от дефицита инвестиций. И ни одна из крупных современных компаний, таких Полюс Золото, Полиметалл, Хайленд Голд и Петропавловск, компания Питера Хамбро (PeterHambro) и две из них входят в мировой топ 10-12 золотодобытчиков тогда не существовала.

Дмитрий Балковский: Да, совершенно точно, как и многое другое в России сегодня, эта индустрия сидит в углу, и никто ее не замечает. Она все еще переживает стадию роста и недостаточно развита.

Род Макензи: Согласен, взять, например, Сухой Лог – крупнейшее неразработанное золотое месторождение, которое сейчас переходит в стадию эксплуатации…

Дмитрий Балковский: Оно принадлежит Полюсу, правильно?

Род Макензи: Да, верно, оно было запущено, как совместное предприятие Полюса и Росгеологии, а это государственная организация. Но затем, если почитать мой отчет, то вы увидите разного рода трюки и его почти подарили Полюсу. Золотодобывающая индустрия, государство и банки в России очень тесно сотрудничают, что делает российский золотодобывающий сектор очень необычным. В российской золотодобывающей индустрии участвует только один нероссийский глобальный игрок – Kinross Gold. И эта компания недавно ушла из России из-за санкций. Они были единственными, кому удалось закрепиться в России, в основном из-за российского законодательства. Потому что мировые золотодобывающие гиганты работают в ЮАР, Австралии, Канаде, Южной Америке, Африке и т. д.

Но в России им закрепиться никогда не удавалось в основном потому, что российское законодательство считает все месторождения с запасами золота выше 50 т критически важными национальными активами. А это значит, что компании большая часть или все акционеры в которых иностранцы не могут участвовать в аукционах на эти месторождения. 

Дмитрий Балковский: Да, все это сталинские пережитки. Золото считается активом, необходимым для поддержания национальной безопасности России, как и золотодобывающая индустрия. И законы все еще очень несовершенны. Владение золотом ограничивается огромным количеством запретов.

Род Макензи: Ты прав, когда речь заходит о владении золотом и о том, как работает индустрия. Но с другой стороны, многие страны совершили в этой сфере большую ошибку и позволили золоту, прибылям и другим преимуществам покинуть страну. Посмотрите на месторождение Кумтор в Киргизии по соседству с Россией. Канадцы эксплуатировали это месторождение на протяжении ряда лет, и киргизы заработали лишь копейки на лицензионных платежах. Тогда как канадская компания Centerra Gold заработала миллиарды за эти годы и нанесла огромный вред окружающей среде, по-настоящему тяжелый урон.

Дмитрий Балковский: Да, я помню, что скандал был огромный.

Род Макензи: Так что я прекрасно понимаю важность национальной безопасности и национальных приоритетов, но важно как все это делается на практике и не ради обогащения компаний, банков и государственных инсайдеров.

Дмитрий Балковский: Мы, конечно же, скажем нет беззаконной эксплуатации империалистами и будем биться против нее, но, тем не менее, в этой сфере остается много места для модернизации.

Род Макензи: Совершенно верно, я согласен. В горнодобывающей отрасли есть множество западных технологических компаний, инженерных, IT компаний, которые могли бы работать в России. Например, тяжелогрузные самосвалы, горнодобывающее оборудование, большая часть этих вещей импортируется из Китая, Северной Америки, Европы…

Дмитрий Балковский: Да, да, конечно.

Род Макензи: И эти проблемы придется решать, потому что целый ряд из них ушел из страны из-за санкций.

Дмитрий Балковский: Также на российском золотом рынке наблюдается такая любопытная вещь, и мы об этом говорили до начала программы, а именно крайняя робость среди российских золотодобытчиков, среди владельцев и топ-менеджмента. Потому что если посмотреть на YouTube канал канадского слиткового дилера Kitco и послушать интервью представителей золотодобывающей индустрии, то они всегда говорят, что нас ждет экономический крах, крах доллара США, гиперинфляция через три месяца и тому подобное.

Но в России все ровно наоборот, все это выглядит очень забавно. Золото – сфера стратегических интересов российского государства, поэтому начальство в золотодобывающих компаниях все время выглядит испуганным.

Род Макензи: Да, да, да точно, они очень боятся камеры, и когда речь заходит об обсуждении глобальных проблем так оно и бывает. У них проходит небольшая конференция, которую я посещал и это обычно дружеское событие, где они хлопают друг друга по плечу и говорят, что у них дела идут отлично и какое же прекрасное место наш мир. Если бы правительство могло снизить размер платежей и комиссий, которые мы платим, потому что мы работаем в очень трудных условиях на крайнем Севере и в Сибири и все очень тяжело, и мы заработали только $5 млрд в прошлом году…

Дмитрий Балковский: Как говорят у нас в России, они как сыр в масле катаются, поправь меня, если я ошибаюсь, но они очень и очень неплохо зарабатывают, они не на хлебе и воде сидят. Есть такой человек по фамилии Несис, один из представителей самой верхушки в российской золотодобывающей индустрии. И я публиковал его прогнозы цены на золото пару лет назад, и он прогнозировал цену золота для 2024 года на отметке $1,500. И это такая необычная позиция для золотодобытчика говорить, что золото подешевеет через пять лет. Обычно они говорят, что золото будет стоить $50,000, Запад ждет крах, но здесь в России они такие скромные, просто удивительно.

Род Макензи: Да, они обычно смотрят на темную сторону, в небе у них всегда только темные тучи и ни одного светлого облачка.

Дмитрий Балковский: Да, да ты абсолютно прав.

Род Макензи: Теперь о российском рынке золота. Как ты упомянул ранее, центральный банк был крупнейшим покупателем золота или, если они не были крупнейшим покупателем, его посылали в Лондон, в Лондонскую ассоциацию участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association) (LBMA) для продажи на торгах или в Швейцарию. В конце марта и начале апреля LBMA наложила эмбарго на все золото, переработанное в России, и теперь его невозможно отправлять в Лондон для получения статуса хорошей поставки. Русские очень дорожат членством в Ассоциации и им важно иметь возможность переправлять золото, переработанное в Красцветмете, для дальнейшего аффинажа в Лондон через различные каналы.

Русские были поставлены в тупик. И глава Российского союза золотопромышленников заявил, что российскому правительству следует купить золото, потому что у российских золотодобытчиков большие проблемы.

Дмитрий Балковский: Да, да, речь-то все-таки идет о золоте.

Род Макензи: Ведь Россия второй крупнейший производитель золота в мире и спрос на золото в мире бесспорно превосходит объем добычи золота в России. И ведь все, что им требуется сделать, просто посмотреть, кто крупнейший потребитель золота в мире. И это не LBMA и не биржа Comex, крупнейший центр золотой торговли находится на Ближнем Востоке через Дубайскую золотую биржу, в Индии, на Шанхайской золотой бирже и т.д. Есть также покупатели, действующие через нефтяные биржи.


Поступали предложения обменивать золото на нефть, или получать юани или физическое золото в обмен на нефть. Все это для стран, желающих избавиться от доллара. Если вы читаете финансовую прессу, то вам все это должно быть знакомо. И как только вы поняли, что нас ждет нечто подобное, сразу надо было начать смотреть на другие рынки. Если навскидку сказать, золотой рынок какой страны является крупнейшим в мире?

Дмитрий Балковский: Индийский рынок

Род Макензи: Да, правильно. Я видел статистику, у них 25,000 тонн золота в руках частных граждан. И речь идет не о золоте в хранилищах ЦБ, а о простых гражданах. Сколько людей живет в Индии?

Дмитрий Балковский: Около 1.3 млрд человек.

Род Макензи: 1.3 млрд человек, это значит, что практически у всех есть какой-то объем золота в собственности. Можно было бы подумать, что российские золотодобывающие компании взялись бы за телефоны или сели на свои частные самолеты и полетели в Шанхай или Дубай, или Нью-Дели или в Мумбаи, где находится фондовая биржа и золотая биржа и организовали поставки российского золота через них. Я однажды говорил с индийцем на выставке Minex в 2018 году и он спросил меня, знаю ли я где можно купить 300 т золота и я сказал, ты понимаешь, что это почти полный объем годовой добычи в России. Я представил его человеку по имени Джон Манн (John Mann), директору Хайленд Голд с ежегодным объемом добычи в 15 т.

Дмитрий Балковский: Да, Хайленд Голд были и остаются небольшой компанией.

Род Макензи: И тем не менее она входит в шестерку крупнейших российских золотодобывающих компаний и 15 тонн в денежном выражении это около $700 млн.

Дмитрий Балковский: Да, ситуация просто смехотворная…

Род Макензи: Российская золотодобывающая индустрия ведет себя как мелкая лавочка, тогда как ее размер $20 млрд в год.

Дмитрий Балковский: К тому же у нее гигантский потенциал, потому что роль золота будет только возрастать…

Род Макензи: Да, конечно, золото потеряло значительную часть своего блеска, потому что государства и центральные банки говорят: «Ой, золото, да оно вам не нужно, это вообще никакой не инструмент». Они пытаются отодвинуть золото в сторонку, сделать его незаметным. Просто потому что они знают, что если люди владеют золотом, то они не верят валютам, они не верят банкам, они не верят правительствам…

Дмитрий Балковский: Да, да, да, конечно, есть очень много места для развития. Я не понимаю, почему у России, которая постоянно борется с Австралией за второе место в рейтинге мировых золотодобытчиков, нет аналога LBMA в Москве. У нас есть офисные здания и интернет, зачем оставаться в такой зависимости от Лондона.

Род Макензи: Без сомнения. В Петербурге есть нефтяная биржа, где торгуется бензин, нефть, газ и т. д. Поэтому никто не может запретить России учредить аналог Лондонской металлической биржи. Россия – важнейший производитель никеля, меди и других металлов. Так что никто не может помешать России торговать с другими странами, не входящими в Большую Семерку. Если Евросоюз не хочет торговать с Россией себе в ущерб, то в мире есть еще 160 стран, это называется ООН, с которыми Россия может торговать. И организация механизма для этой торговли кажется вполне разумным предложением.

Дмитрий Балковский: И это не полет на Юпитер, это не так уж сложно организовать.

Род Макензи: Да, это вполне достижимо. Также стоит посмотреть на различные организации, которые уже этим занимаются – БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества. Китай в этом смысле впереди планеты всей, у него есть Шанхайская золотая биржа, он делает много всего через проект Шелкового пути. России следует быть активней.

Дмитрий Балковский: Совершенно верно, мягко говоря, России нужен хороший пинок.

Род Макензи: Чтобы продолжить развивать этот рынок

Дмитрий Балковский: Да, это очень российская ситуация России просто необходимо это сделать. И на этом мы завершаем нашу программу, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь и спасибо Роду Макензи, надеюсь побеседовать с тобой еще и уже очень скоро. Спасибо и до свидания.

Род Макензи: Спасибо, до свидания.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.