Российским торговым центрам не хватает магазинов

торговые центры

Авторы: Александра Мерцалова, Анатолий Костырев

Резкий отказ ритейлеров от планов развития на фоне кризиса вынуждает девелоперов массово переносить открытия торгцентров. В этом году могут не открыться 30–50% заявленных объектов. Но перенос сроков ввода не поможет собственникам спасти экономику проектов, констатируют участники рынка. Проекты невостребованных объектов девелоперам придется перепрофилировать в мебельные, развлекательные и спортивные центры.

Девелоперы массово переносят открытия торгцентров: в этом году в России не будут введены 30–40% от общего объема заявленного предложения (около 2 млн кв. м), свидетельствуют данные Knight Frank. Консультанты отмечают, что пока эти объекты перенесены на будущий год, но есть вероятность дальнейшей корректировки, и ввод всех заявленных проектов может растянуться на пять лет. В Cushman & Wakefield прогнозируют, что в России в этом году суммарно введут 400 тыс. кв. м из 1,3 млн кв. м заявленных торгцентров. Этот прогноз был скорректирован на 30%: еще в начале года ожидалось появление 600 тыс. кв. м новой торговой недвижимости.

400 тысяч квадратных метров…

…составит площадь торгцентров, которые построят в России в 2020 году, прогнозирует Cushman & Wakefield

Президент Союза торговых центров Булат Шакиров говорит, что не менее 50% владельцев торгцентров перенесли запуск объектов с этого на будущий год. В некоторых регионах, например в Сургуте и Красноярске, торгцентры в принципе открылись только несколько недель назад, во многих объектах до сих пор не работают фуд-корты и развлекательные зоны, указывает он. По словам господина Шакирова, в целом по стране посещаемость торгцентров восстановилась на 60–80% от прошлогоднего уровня, а обороты объектов упали на 50–60%. При этом многим арендаторам были предоставлены скидки и каникулы, добавляет он.


Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова поясняет, что среди объектов, открытие которых было перенесено в течение третьего квартала, 70% приходится на сравнительно крупные торгцентры площадью от 40 тыс. кв. м. Это часто продиктовано проблемами с заполняемостью. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева также связывает перенос сроков ввода с оптимизацией ритейлерами числа магазинов: сейчас сети с осторожностью подходят к открытию в новых локациях.

Руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев поясняет, что перенос ввода на 2021 год поможет девелоперам более ясно понять ситуацию.

«Вторая половина этого года покажет, в каком направлении будет двигаться рынок и как себя будут вести потребители, а потенциальные арендаторы смогут строить дальнейшие стратегии, опираясь на этот опыт»,— рассуждает он. Коммерческий директор NP Group Александр Яковлев добавляет, что многие бренды, планировавшие развитие в этом году, заморозили эти проекты. Еще часть потенциальных арендаторов, по его словам, решила вообще закрыть бизнес. «Оставшиеся часто готовы заключать договоры по сниженной ставке, эти условия не всегда могут быть выгодны собственникам»,— говорит господин Яковлев. Хотя управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов сомневается, что открытие объекта может быть перенесено, если для строительства привлекались кредитные средства. Это может негативно сказаться на отношениях с банком, отмечает он.

По словам господина Ванчугова, торгцентрам нет смысла открываться, если к этому готово менее 40% арендаторов: такой объект не сможет генерировать трафик, что скажется на показателях работающих магазинов.

Он уверен, что со сложностями в поиске арендаторов сейчас столкнулись в основном объекты с плохой локацией, для которых в следующем году принципиально ситуация не улучшится. Алексей Ванчугов предполагает, что многим из них придется перепрофилировать деятельность, например, в мебельные, батутные или развлекательные центры. Булат Шакиров соглашается, что кризис лишь усугубит тенденцию увеличения в торгцентрах доли общественных и развлекательных пространств. Кроме того, по словам эксперта, в объектах начали появляться складские помещения, арендаторами которых выступают интернет-магазины, а также такие сервисы, как «Мои документы». Эта тенденция, по его словам, в ближайшие годы будет только развиваться.

аватар

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТ

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.