Сделка Amazon/Whole Foods – это сделка AOL/Time Warner этого цикла – признак конца вечеринки?
- дата: 6 июля 2017 (источник от 19 июня 2017)
В конце 1990-х технологический пузырь, «новые медиа» – т. е. интернет, – набирал высоту, а старые медиа, такие как журналы, газеты и телевидение, были уже вчерашним днем. Такое положение дел было отражено в относительных ценах акций, что позволило пионеру интернета AOL купить авторитетного медиа-гиганта Time Warner за, как казалось (и теперь можно сказать, что так и есть), сумасшедшую сумму.
Перенесемся в 2017 г. Онлайн-розница вытесняет физическую, что дает Amazon могущественный капитал, позволяющий делать все, что угодно. А что угодно? Очевидно, управлять продуктовыми магазинами и аптеками, купив Whole Foods, легендарную сеть качественного здорового питания.
Сходство этих двух сделок поражает, но прежде, чем мы их обсудим, вот краткий некролог сделки AOL/TimeWarner:
Уроки провального слияния AOL и Time Warner,
15 лет спустя
(Fortune) – Поле слияний и приобретений усеяно провалами, иногда явными катастрофами, проектов, часто чрезмерно раздувавшимися до своего краха. Сегодня 15-я годовщина одной такой катастрофы, когда медиа-гиганты AOL и TimeWarner объединили свой бизнес в том, что часто называют худшим корпоративным слиянием в истории. Но произошедшее тогда, повторится снова, и, как ни парадоксально, по тем же причинам.
Многие думали, что это слияние – гениальный шаг, и опасались, что их собственные компании останутся позади. В то время доткомы были само совершенство, и AOL (AOL) возглавлял стаю в качестве «доминирующего» игрока. Взметнувшиеся до небес цены его акций, подстегиваемые инвесторами в ожидании прибыли, сделали капитализацию молодой компании больше, чем у многих «голубых фишек». Тогдашний генеральный директор Стив Кейс (Steve Case), когда подвернулся вариант TimeWarner, уже приценивался к некоторым другим.
С другой стороны, TimeWarner перед слиянием безуспешно пытался выйти на интернет-рынок. И вот оно – решение. Стратегия выглядела убедительно. TimeWarner (TWC), благодаря AOL, получит десятки миллионов потенциальных новых подписчиков. AOL, в свою очередь, получит доступ к кабельной сети и контенту TimeWarner и сможет добавить поверх них свои «интуитивно понятные» интерфейсы. Все это выглядело «революционно» (но это понятие очень быстро устаревает, когда речь идет о том периоде). Если бы все это сбылось, то мы сегодня могли бы говорить о том, насколько дальновидной была эта сделка.
Слияние культур объединяемых компаний с самого начала было проблемой. Конечно, юристы и специалисты, занимавшиеся слиянием, выполнили традиционную оценку цифр. Но что также нужно было выполнить, и что выполнено не было, – это оценка культур. Агрессивные и, по мнению многих, высокомерные сотрудники AOL «устрашали» более сдержанных и сплоченных сотрудников TimeWarner. Сотрудничество и обещанная согласованность не были достигнуты, поскольку отношения были запятнаны взаимным неуважением.
Через каких-то несколько месяцев после заключения сделки лопнул пузырь доткомов и экономика вошла в рецессию. Рекламные доллары испарились, и AOL в 2002 г. пришлось добровольно списать со счета примерно $99 млрд – эта сумма поразила даже видавших виды авторов Wall Street Journal. AOL также терял подписчиков и доходы с подписок. Суммарный капитал AOL впоследствии сократился с $226 млрд до $20 млрд.
А теперь вернемся к Amazon и Whole Foods. Amazon собирается применить свои продвинутые технологии – онлайн-заказы, быструю доставку, беспилотники, беспилотные автомобили и т. п. – к физическому в своей сущности бизнесу по продаже продуктов питания. И за то, чтобы узнать, хорошая ли это идея, компания платит $13 млрд.
Каким окажется результат – менее важно, чем то, что подобные слияния и приобретения говорят о мышлении привилегированных компаний того или иного цикла. Когда речь идет о немыслимых суммах (как раньше в случае доткомов, а сейчас – больших технологий), меняется восприятие риска. $13 млрд – устрашающая сумма, как для новой и непроверенной идеи, – если только не в контексте почти триллионной долларовой рыночной капитализации, где она кажется совсем скромной.
Но когда начнется следующий медвежий рынок, такая сумма может показаться несколько высокомерной.
Как и в случае множества других недавних экстраординарных рыночных событий (рекордно высокие цены акций при рекордно низкой волатильности, отрицательные ставки по государственным облигациям, растущий долг/ВВП при низкой инфляции), слияние Amazon и Whole Foods вполне может оказаться не поводом для беспокойства. Но сейчас, когда история этого периода только пишется, существует большая вероятность, что это не так.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.