Сделка Amazon/Whole Foods – это сделка AOL/Time Warner этого цикла – признак конца вечеринки?

В конце 1990-х технологический пузырь, «новые медиа» – т. е. интернет, – набирал высоту, а старые медиа, такие как журналы, газеты и телевидение, были уже вчерашним днем. Такое положение дел было отражено в относительных ценах акций, что позволило пионеру интернета AOL купить авторитетного медиа-гиганта Time Warner за, как казалось (и теперь можно сказать, что так и есть), сумасшедшую сумму.

Перенесемся в 2017 г. Онлайн-розница вытесняет физическую, что дает Amazon могущественный капитал, позволяющий делать все, что угодно. А что угодно? Очевидно, управлять продуктовыми магазинами и аптеками, купив Whole Foods, легендарную сеть качественного здорового питания.

Сходство этих двух сделок поражает, но прежде, чем мы их обсудим, вот краткий некролог сделки AOL/TimeWarner:

Уроки провального слияния AOL и Time Warner, 15 лет спустя (15 years later, lessons from the failed AOL-Time Warner merger)

(Fortune) – Поле слияний и приобретений усеяно провалами, иногда явными катастрофами, проектов, часто чрезмерно раздувавшимися до своего краха. Сегодня 15-я годовщина одной такой катастрофы, когда медиа-гиганты AOL и TimeWarner объединили свой бизнес в том, что часто называют худшим корпоративным слиянием в истории. Но произошедшее тогда, повторится снова, и, как ни парадоксально, по тем же причинам.

Многие думали, что это слияние – гениальный шаг, и опасались, что их собственные компании останутся позади. В то время доткомы были само совершенство, и AOL (AOL) возглавлял стаю в качестве «доминирующего» игрока. Взметнувшиеся до небес цены его акций, подстегиваемые инвесторами в ожидании прибыли, сделали капитализацию молодой компании больше, чем у многих «голубых фишек». Тогдашний генеральный директор Стив Кейс (Steve Case), когда подвернулся вариант TimeWarner, уже приценивался к некоторым другим.

С другой стороны, TimeWarner перед слиянием безуспешно пытался выйти на интернет-рынок. И вот оно – решение. Стратегия выглядела убедительно. TimeWarner (TWC), благодаря AOL, получит десятки миллионов потенциальных новых подписчиков. AOL, в свою очередь, получит доступ к кабельной сети и контенту TimeWarner и сможет добавить поверх них свои «интуитивно понятные» интерфейсы. Все это выглядело «революционно» (но это понятие очень быстро устаревает, когда речь идет о том периоде). Если бы все это сбылось, то мы сегодня могли бы говорить о том, насколько дальновидной была эта сделка.

Слияние культур объединяемых компаний с самого начала было проблемой. Конечно, юристы и специалисты, занимавшиеся слиянием, выполнили традиционную оценку цифр. Но что также нужно было выполнить, и что выполнено не было, – это оценка культур. Агрессивные и, по мнению многих, высокомерные сотрудники AOL «устрашали» более сдержанных и сплоченных сотрудников TimeWarner. Сотрудничество и обещанная согласованность не были достигнуты, поскольку отношения были запятнаны взаимным неуважением.

Через каких-то несколько месяцев после заключения сделки лопнул пузырь доткомов и экономика вошла в рецессию. Рекламные доллары испарились, и AOL в 2002 г. пришлось добровольно списать со счета примерно $99 млрд – эта сумма поразила даже видавших виды авторов Wall Street Journal. AOL также терял подписчиков и доходы с подписок. Суммарный капитал AOL впоследствии сократился с $226 млрд до $20 млрд.

А теперь вернемся к Amazon и Whole Foods. Amazon собирается применить свои продвинутые технологии – онлайн-заказы, быструю доставку, беспилотники, беспилотные автомобили и т. п. – к физическому в своей сущности бизнесу по продаже продуктов питания. И за то, чтобы узнать, хорошая ли это идея, компания платит $13 млрд.

Каким окажется результат – менее важно, чем то, что подобные слияния и приобретения говорят о мышлении привилегированных компаний того или иного цикла. Когда речь идет о немыслимых суммах (как раньше в случае доткомов, а сейчас – больших технологий), меняется восприятие риска. $13 млрд – устрашающая сумма, как для новой и непроверенной идеи, – если только не в контексте почти триллионной долларовой рыночной капитализации, где она кажется совсем скромной.

Но когда начнется следующий медвежий рынок, такая сумма может показаться несколько высокомерной.

Как и в случае множества других недавних экстраординарных рыночных событий (рекордно высокие цены акций при рекордно низкой волатильности, отрицательные ставки по государственным облигациям, растущий долг/ВВП при низкой инфляции), слияние Amazon и Whole Foods вполне может оказаться не поводом для беспокойства. Но сейчас, когда история этого периода только пишется, существует большая вероятность, что это не так.

аватар

Рубино, Джон

Rubino, John

Основатель портала DollarCollapse.com, соавтор вместе с Джеймсом Терком книги Крах доллара (The Collapse of the Dollar, Doubleday), и автор книги Чистые деньги: в поисках успешных акций в зеленых технологиях (Clean Money: Picking Winners in the Green-Tech Boom, Wiley).

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.