Сегодняшняя резервная валюта – это завтрашние обои

электронные военные действия

Мир продолжает вращаться, нравится вам это или нет. Сегодняшний гегемон становится завтрашним аутсайдером. Сегодняшняя резервная валюта становится завтрашними обоями. Сегодняшний боевой петух становится завтрашним ужином.

Эй, мы не создавали эту систему. Нам она даже не особенно нравится. Просто так оно всё и есть

Вернёмся к этому чуть позже.

Во-первых, отметим, что вчерашние рынки были плохими практически для всех. Индекс Доу потерял 68 пунктов. Золото упало на $4 за унцию. Теперь вернёмся к нашим размышлениям о деньгах - те же мысли, кстати, у нас возникали в семейном офисе консалтиноговой фирмы по семейному благосостоянию Bonner & Partners. Мы с моим старшим сыном Виллом создали её в 2009 году, чтобы помогать семьям в деле сохранения капитала и передачи его по наследству.

Если вы уже сделали состояние, или трудитесь над его созданием, следует очень осторожно подходить к тому, в какой валюте, или валютах оно деноминировано.

Конец истории?

Правительства были созданы, чтобы управлять. Правящие элиты силой оружия учреждают законы, регламент и армии, чтобы никто не смог занять их место.

Их богатства, власть и положение должны быть сохранены любой ценой. Но в XVIII и XIX веках повсеместно распространилось огнестрельное оружие. Элитам стало труднее удерживать свою власть над массами.

У каждого фермера на американской границе была винтовка. Группа повстанцев из американских колоний могла победить лучшую армию в мире (с помощью французского флота). Безработный актёр мог купить пистолет и застрелить президента.

Будучи не в состоянии осуществлять контроль только за счёт силы, правительства прибегают к мошенничеству. Обычным гражданам было предоставлено право голосовать за тех, кто будет ими править. Им также было обещаны плоды труда других, если они будут правильно голосовать.

Некоторое время казалось, что эта новая модель - социальная демократия под управлением пламенных политиков и профессиональных функционеров - победила все другие.

Советский Союз, который полагался на тупую старомодную силу, чтобы управлять своей экономикой, рассчитанной на рабов, капитулировал в 1989 году. Маоистский Китай сдался десятью годами раньше, когда «верховный вождь» Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) объявил, что «быть богатым - это достойно». (Теперь историки утверждают, что он никогда не говорил такого. Но это точно передаёт его видение Китая.) А Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama), галлюцинируя, задался вопросом, не пришёл ли конец истории. В этом случае доллару, Феду и министерству финансов больше не о чем беспокоиться. Но если делать ставки на историю и бакс, выигрывает история. Скорее всего, история покатит дальше. И юань объединится с долларом, или заменит доллар как мировую резервную валюту, в какой-то момент до конца XXI века.

Но как именно это произойдёт? Никто не знает... но имперские элиты редко уступают первенство без боя. Когда они видят угрозу своей власти, своему статусу и своему богатству, они, как правило, находят повод к войне, надеясь прихлопнуть новичка, пока не стало слишком поздно.

Ловушка Фукидида

Это явление известно историкам как «ловушка Фукидида». Политолог Грэм Аллисон (Graham Allison) объясняет:

Когда быстро растущая соперничающая сила бросает вызов силе правящей власти, приходят невзгоды. В 11 из 15 случаях, когда это происходило в течение последних 500 лет, итогом была война. Великий греческий историк Фукидид (Thucydides) определил эти структурные напряжения как основную причину войны между Афинами и Спартой. Часто цитируют его слова «Подъём Афин и страх, вызванный этим подъёмом у Спарты, сделал войну неизбежной».

Примечательно, что Фукудид называет два фактора: растущее соперничество и страх перед этим ростом. Китай растёт. Правящая элита США боится этого роста, и не зря. Обладание мировой резервной валютой - «чрезмерная привилегия», как писал Шарль де Голль (Charles de Gaulle).

Это позволяет американцам покупать товары за границей, даже не оплачивая их реально. Вместо оплаты мы посылаем кусочки бумаги. Эта бумага затем лежит в иностранных хранилищах как резерв. Или вновь одалживается нам.

С экономической точки зрения, эта система (созданная Ричардом Никсоном (Richard Nixon) в 1971 году) безумна. Китайцы притворяются, что у них есть хороший клиент. Американцы притворяются, что у них есть хороший кредит. И все притворяются, что становятся богаче... на основе обещаний рассчитаться когда-нибудь в будущем.

На практике, никто не хочет, чтобы пришёл час расплаты. Потому что все они знают, что имеется намного больше требований на завтрашние средства, чем завтра можно удовлетворить. Между 1971 годом и сегодняшним днём американцы получили товаров примерно на $10 трлн больше, чем отправили за границу. Эти деньги – неоплаченное требование на существующее американское имущество США и будущую продукцию. Есть еще, хотя и с некоторым перекрытием, около $17 трлн долгов правительства США, что также является требованием на будущие плоды деятельности американской экономики. И это лишь часть общего долга кредитного рынка в размере $55 трлн. (Не говоря уже о необеспеченных обязательствах федерального правительства.)

Чтобы оплатить эти претензии, США должны иметь профицит бюджета. (Когда? Как?) Но вместо этого у нас дефицитный бюджет. Например, в этом году ожидается дефицит федерального бюджета $744 млрд. Текущий дефицит бюджета примерно $500 млрд. О профиците речь даже и не идёт.

На пути к расплате

Вместо движения к расчёту, все основные правительства, по-видимому, хотят ухудшить ситуацию.

США побуждают своё население покупать больше китайских товаров. А Китай побуждает своих производителей делать больше вещей для людей, на самом деле не могущих себе их позволить. Обе стороны создают себе проблему.

Американцы «подсели» на расходы. Они потребляют свой капитал ... и даже больше. Китай «подсел» на производство. С развитием технологий и ростом производительности труда он становится всё более конкурентоспособным. Он не только может производить больше потребительских товаров по более низким ценам, но и производит новейшую военную технику.

Использование этого боевого снаряжения в деле – лишь вопрос времени. По крайней мере, об этом свидетельствует история.

Что будет в случае возникновения военного конфликта?

США тратят на «оборону» в три раза больше, чем Китай. Преимущество: Пентагон. Но как обнаружили персы в своих войнах с греками, большая численность и лучшее финансирование армии не обязательно обеспечивают преимущество. Это скорее вызывает инертность, благодушие и самонадеянность.

Американское военное ведомство - это, возможно, самый откормленный, самый зомбированный бюрократический аппарат в мире. Оно страдает от изобилия ресурсов. Оно содержит войска стоимостью $1 млн в год на каждого солдата по всему миру.

Оно создаёт боевые системы, которые зачастую устаревают до того, как принимаются на вооружение. Оно кормит армии лоббистов, консультантов, пенсионеров, прихлебателей и симулянтов. Этот бюрократический аппарат, как и любой другой, заботится прежде всего о себе. Забота о безопасности страны находится далеко на втором плане.

Его 11 огромных авианосцев, например, чудесно создают контракты, сборы и расходы. Они также могут служить превосходным средством демонстрации военной силы США в мелких конфликтах по всему миру.

Но в столкновении с врагом, обладающим новейшей электронной военной техникой... Что будет?

Возможно, мы это узнаем...

аватар

Боннер, Билл

Bonner, Bill

Глава инвестиционной компании Bonner and Partners.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.