"Селигдар" планирует добывать на якутском месторождении Кючус 10 тонн золота в год

 Холдинг "Селигдар" благодаря якутскому месторождению Кючус планирует ежегодно добывать 10 тонн чистого золота. Реализация проекта позволит удвоить всю золотодобычу компании и создать в регионе дополнительно 1 500 рабочих мест. Об этом корреспонденту "Российской газеты" сообщил советник генерального директора компании Магомед Гехаев на полях международного форума "АтомЭкспо-2024", который с 25 по 26 марта проходит на федеральной территории "Сириус", примыкающей к городу-курорту Сочи.

Магомед Русланович, одна из основных тем "АтомЭкспо-2024" использование атомной энергетики для развития новых территорий. Ранее с АО "Русатом Оверсиз", входящей в состав ГК "Росатом", было подписано соглашение, которое предполагает разработку золоторудного месторождения Кючус за счет применения уникальной атомной станции малой мощности (АСММ) ГК "Росатом". На какой стадии сейчас находится проект?

- "АтомЭкспо-2024" - хороший повод сверить часы, лично обсудить с партнерами промежуточные итоги совместно реализуемых задач. Золоторудное месторождение Кючус, одно из крупнейших в России и второе по величине в Якутии, расположено за полярным кругом в двух районах республики: Усть-Янском и Верхоянском.

Что касается процесса освоения Кючуса, то мы идем в соответствии с графиком. В 2023 году наши специалисты закончили комплекс геологоразведочных работ. За два года пробурено более 110 тыс. погонных метров. Завершено формирование базы данных и литолого-структурное и ресурсное моделирование месторождения. Сейчас проходим стадию проектирования инфраструктуры и производственных комплексов. Буквально на днях на участок вышли первые единицы строительной техники. В общем, мы, в соответствии с графиком, выполняем ранее взятые обязательства. Параллельно с нами в Усть-Янском районе специалисты ГК "Росатом" ведут работы по строительству АСММ.

Какие вопросы сегодня являются ключевыми в связи с началом реализации проекта?

- Кючусское рудное поле расположено в малоосвоенном арктическом районе Якутии. Расстояние до ближайшего морского порта более 200 километров, а до ближайшего крупного населенного пункта - города Якутска - в пять раз больше. Сегодня остро стоит вопрос с логистической инфраструктурой, которая значительно осложняет организацию завоза грузов. Наблюдается нехватка барового флота, продолжается процесс обмеления реки Яна, на которой из-за низких уровней воды регулярно образовывается скопление ожидающих разгрузки судов. В плохом состоянии находится взлетно-посадочная полоса на местном аэродроме, где могут садиться только самолеты Ан-24. Требуется также строительство новых дорог, в дополнение к действующим зимникам (дороги, эксплуатация которых возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. - Прим. "РГ"). Иными словами, территория нуждается в создании новой инфраструктуры круглогодичного пользования.

добыча золота в якутии

Советник генерального директора ПАО "Селигдар" Магомед Гехаев Фото: ПАО Селигдар

Что касается обеспечения производственного комплекса специалистами, то у компании уже подписан ряд соглашений с ведущими инженерно-техническими и горными вузами, прежде всего Хабаровска, Астрахани и Владикавказа. Кадрового дефицита нет. Есть только проблемы, связанные с логистикой и энергетикой. Например, из Москвы приходится лететь до Якутска 6,5 часов, затем пересаживаться на полярную авиацию или преодолевать тысячу километров по зимнику, но второй путь возможен только с октября по март. Конечно, основная ставка на порт, который позволит наладить грузопоток.

Вопросы развития транспортного и энергетического комплекса как раз недавно обсуждал Президент России Владимир Путин с главой Якутии Айсеном Николаевым на недавней встрече в режиме видеоконференции…

- Проблемы, которые озвучивал Айсен Сергеевич на онлайн-встрече, общеизвестны и с ними сталкиваются все компании, которые зашли сейчас в этот регион. Арктическая часть Якутии обладает колоссальным потенциалом. Мы провели собственную оценку нераспределенного фонда недр. Кроме Кючуса, там есть еще семь крупных проектов. Есть все предпосылки для того, чтобы этот район стал новой территорией опережающего развития. Поэтому нужно развивать не только логистику, но и энергетику. К 2028 году планируется запуск реактора АСММ. Однако уже сегодня для многих становится очевидно, что для будущего развития нужен не один, а два реактора, что позволит увеличить мощность с текущих 55 до 110 кВт.

Работа АСММ даст мощный импульс для развития арктического района Якутии. Она позволит обеспечить работу промышленных производств, а также в перспективе заместить действующие дизельные электростанции, что очень важно с точки зрения экологии.

В рамках своего доклада Айсен Николаев также отдельно просил помощи в уменьшении тарифов на энергоресурсы как для населения, так и бизнеса. Насколько для вас актуален этот вопрос?

- Каждый проект в регионе уникален. Мы ведем диалог с ГК "Росатом" по тарификации для нашего проекта на Кючусе. Однако если говорить на перспективу в части освоения новых проектов, например, добычи олова, то его рентабельность возможна при тарифе не более 18 рублей за кВт/ч. Это с учетом того, что на эту территорию либо распространяются условия созданных в Якутии ТОР, либо будет создана новая зона с преференциями для бизнеса.


Когда в регион заходят такие крупные инвесторы, это автоматически подтягивает социальную составляющую: поддержку муниципалитетов, создание новых рабочих мест, развитие местной инфраструктуры.

Агломерация "Тикси-Найба" - один из фокусов долгосрочной стратегии развития властей Якутии. Какой может быть ее эффект как опорной зоны в прохождении северного морского пути?

- Без поддержки государства бизнесу никак не справиться. Мы находимся в постоянном контакте с командой Айсена Сергеевича Николаева. Ведем продуктивный диалог в частности с председателем правительства Якутии Кириллом Бычковым, министром промышленности и геологии региона Максимом Терещенко. По сути, это совместная работа, которая направлена на дальнейшее развитие инвестиционной привлекательности региона. У нашей компании есть лицензионные обязательства по освоению месторождения и их необходимо четко выполнять. Вопрос состоит в том, насколько оптимальным будет баланс затрат и доходности.

Создание агломерации "Тикси-Найба" способно повысить привлекательность региона. Подчеркну еще раз - богатого региона, потому что там сосредоточие золота, олова, меди, вольфрама, редкоземельного металла (группы из 17 похожих по свойствам элементов серебристо-белого оттенка: скандий, иттрий, лантан и 14 лантаноидов. - Прим. "РГ"), что помогло бы привлечь дополнительные инвестиции в регион.

Мы надеемся, что в рамках планируемого визита главы государства в Якутию будут обсуждены эти вопросы и приняты соответствующее решения, в том числе и по морскому глубоководному порту в Найбе, откуда будет организован зимник, расстояние до которого составляет около 250 километров.

В Советском Союзе это был крупный промышленный центр, где провели огромный объем геологоразведочных работ. Есть открытые месторождения, стоящие на госбалансе. Однако на сегодняшний день рентабельность бизнеса оценивается в несколько процентов. Опять же из-за отсутствия инфраструктуры и возможности быстро реализовывать эти проекты. Вы только представьте, на 200-300 километров жизни нет, это добавляет сложности. Это обширные территории, где бизнес в одиночку не сможет потянуть развитие таких масштабных проектов, именно поэтому важна поддержка государства и получение дополнительных преференций.

аватар

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.