Швейцарский золотой референдум в деталях
- дата: 5 ноября 2014 (источник от 21 октября 2014)
Швейцарский золотой референдум заставит Швейцарский национальный банк купить больше, чем он продал в 2000-2008 годах...
Швейцарский золотой референдум в ноябре - «надо ли мне беспокоится?», спрашивает пользователь BullionVault, владеющий металлом в Цюрихе.
Вопрос не праздный. Правительства делают гадкие вещи, когда им нужно купить или удерживать актив.
Примером служит обязательная скупка золота в апреле 1933 года... и запрет на накопление, вывоз и торговлю золотом.
Большое отличие состоит в том, что швейцарцам предоставлено право голосовать о предмете, который обуславливает подобные меры. Благодаря системе петиций наркоманы в стране получают наркотики по рецепту... а минареты запрещены. На голосование 30 ноября выносятся изменения, призванные заставить Швейцарский национальный банк:
- хранить весь золотой запас в Швейцарии;
- повысить золотой запас до 20% всех резервов Швейцарского национального банка;
- никогда больше не продавать золото.
Решать швейцарцам, и если франк снова будет фактически «обеспечен» золотом (при положительном решении), в самом деле, не нам, британским простакам... которые зарабатывают и копят британские фунты стерлингов... указывать, должен ли другой народ голосовать за Рождество.
Хотя лично я не сторонник накапливания золота центральным банком. Обычно этим ознаменованы темные времена ещё более тёмные планы со стороны правительства.
Швейцарское правительство на самом деле выступает против этого нового золотого плана. Всё же, я считаю, куда лучше, когда золото циркулирует свободно... вне государственных хранилищ и в частных руках... так, как было при истинном классическом золотом стандарте.
Но оставим в стороне мой безнадёжный идеализм и экономическую мудрость (или наоборот) идеи золотого стандарта в стиле 1930-х (а это он и есть). Будут ли сильно отчаиваться швейцарские власти, если голосование утвердит предложения? Иными словами, какое влияние — это может оказать на баланс спроса/предложения в мире, и следовательно, на цены?
Во-первых, сохранность золота в Цюрихе или Берне, под бетонной площадкой в Клотене или под перевалом Сен-Готтард. У Швейцарии очень открытая экономика, финансовые услуги обеспечивают огромную часть её налоговых поступлений, в этой сфере занято около 6% трудоспособного населения. Её банковская репутация, наверное, пострадала в последние годы (и её законы о сохранении банковской тайны, похоже, скоро падут жертвой преклонения Евросоюза перед мощью США). Но хранение физического золота, также как переработка импортируемого металла для экспорта, остаётся важнейшей отраслью в Швейцарии.
По нашим подсчётам, с 2009 по 2013 год мировые инвесторы добавили 1,400 т золота в частные и банковские хранилища Швейцарии. Среди небанковских хранилищ физического золота она по-прежнему далеко впереди по предпочтениям пользователей BullionVault. Примерно 75% нынешнего рекордного объёма золота клиентов находится в Швейцарии. Насколько мы можем судить, никакое другое государство не пользуется таким доверием иностранного капитала, всецело оправдывая это доверие.
Даже во времена кризиса платёжного баланса Великобритании 1970-х годов здесь был разрешён свободный ввод и вывод металла, принадлежащего иностранным владельцам, в обход налога на добавленную стоимость с продаж и валютного контроля, блокирующего владение золотом в Британии. Лондон всё так же центр мировой торговли металлом, Швейцария всё так же место хранения №1. Действительно, трудно представить себе попытки экспроприации, обязательной скупки, валютного контроля или штрафного налогообложения - особенно в отношения золота иностранных владельцев.
Таким образом, при очень невысокой вероятности кражи (особенно на фоне популярности успешного референдума в пользу золота), может ли Швейцарский национальный банк спешно начать скупку золота в декабре после голосования 30 ноября? Есть осложняющие ситуацию факторы, начиная с самого процесса референдума. Этот опрос населения не определяет временные рамки для покупки дополнительного золота и для репатриации существующего запаса из-под опеки иностранных центральных банков.
Но если избиратели отнесутся к этому внимательно (а этому будет способствовать рекламная кампания золотого референдума, которая должна начаться с середины ноября), то увидят, что в сопроводительных документах устанавливается двухгодичный срок для возврата золота домой, и срок 5 лет для исполнения заданной цели в 20%. Однако, отсчёт начинается с даты «принятия решения». Но это принятие решения избирателями (т. е. 30 ноября) или парламентом и кантонами (т. е. швейцарским законодательством)?
Это важно, потому что швейцарские референдумы, в случае положительного голосования, приобретают законную силу через три года. Так что весь процесс... если Швейцарский национальный банк примет свою судьбу и не будет вместе с правительством принимать меры с целью отклонить, отвергнуть или каким-то образом отозвать решение швейцарского народа... может занять до 8 лет.
Следует ожидать отсрочек. Президент Швейцарского национального банка Джордан (Jordan) много говорил о референдуме, а вице-президент ШНБ Дантин (Danthine) говорил о нём в этом месяце, упоминая угрозу дефляции и связанную с еврозоной рецессию. Это неизбираемые официальные лица, так что референдум представляет собой популярное, если не популистское противодействие технократам. Но избранные политики также против этой инициативы, даже в большей степени. В случае положительного голосования дух новых правил будет сдерживаться людьми, отвечающими за их утверждение и исполнение.
ШНБ также является подписантом четвёртого соглашения центробанков по золоту. Оно действует 5 лет, начиная с 27.09.2014, обязывая 22 участвующих центральных банка «продолжать координировать сделки с золотом во избежание рыночных потрясений». Ожидаемыми сделками являются, конечно, продажи (первое соглашение центральных банков по золоту было подписано после внезапного и грубого объявления Великобританией распродажи золота в середине 1999 года). Но этот договор только даёт дополнительное прикрытие для отсрочки, замедления или иного смягчения влияния скупки.
Наглядный урок - сопротивление центральных банков репатриации золота Германии. План Будесбанка получения примерно 300 т из Нью-Йорка и 374 т из Парижа был оглашён в январе 2013 года, но его выполнение должно завершиться лишь в 2020 году. Однако, в прошлом году было доставлено всего 5%, что соответствует примерно одной трети заявленного темпа. Какими бы ни были причины, в самом деле, центральным банкирам на обеих сторонах процесса передачи торопиться ни к чему.
Что касается нынешнего заморского золота Швейцарии, мы должны верить, что Банк Англии может «откапывать» 20-тонную поставку раз в два дня. То есть, если 20% металла ШНБ по-прежнему в Лондоне, можно ожидать передачи этого количества из Великобритании в течение 1 месяца. Но только в том случае, если Банк Англии займёт весь персонал своего хранилища одной только этой задачей (в нём находится ещё примерно 5,000 т металла, принадлежащего другим клиентам, вне казначейства Великобритании). Разве что старосветские рукопожатия и подмигивания центральных банкиров смогут успокоить общественное мнение.
Опять же, не стоит на это рассчитывать. Центральные банки ведут себя весьма нахально, когда им требуется прикрыться независимостью от национальных правительств и их избирателей. Так может ли история дать некоторые подсказки о сроках швейцарской покупки?
Всасывая как пылесос иностранные деньги во время и после Второй мировой войны, в условиях запрета (валютного контроля) на покупку инвестиционного металла для многих иностранных граждан, с 1940 по 1960 год Швейцария увеличила свои золотые запасы с 450 т до 1,940 т. Продажи начались в 2000 году, и потребовалось восемь лет, чтобы избавиться от этого добавленного объёма, на этот раз во время бычьего свободного рынка (опять же, после всеобщего голосования). В настоящее время спрос может достигать 220 т в год - значительный объём, но соответствующий новейшим источникам спроса. Это золотодобывающие компании - они выкупают огромные форвардные продажи, сделанные ими для страховки от снижения цен на рубеже веков (в период между 2000 и 2012 годами средний объём дехеджирования был равен 260 т в год), и растущий китайский потребительский спрос (100 т в год с 2004 по 2013-й).
Однако это повышенный спрос в условиях сильного бычьего рынка. Дехеджирование добывающих компаний создаёт сильную ставку на рынке, способствуя росту цен как механически (например, пик в начале 2006 года), так и психологически (если хеджирование добывающей компании дурно влияет на ощущения инвестора, то дехеджирование - это только благо). Многие считают, что принуждение ШНБ к хранению 20% резервов в виде золота несомненно поднимет рыночные цены. Вместе с репатриацией всех существующих золотых резервов Швейцарии... уютный мир центрального банкинга может быть растревожен, когда швейцарский закон потребует возврата золота... это может спровоцировать огромный спрос на физические поставки по всему миру.
У нас нет уверенности. Значительные распродажи золота Центробанком в 1990-х годах оказывали постоянное понижающее действие на цены. Но эти распродажи продолжались до начала финансового кризиса. Тогда цены золота были в 3 раза выше минимумов 2001 года. Повторялась история конца 1970-х, когда распродавало казначейство США. Затем с пиком 2011 года совпали относительно крупные покупки, на этот раз со стороны развивающихся стран. Но опять же, когда цены упали, покупки продолжались.
Да, в 1998-2000 годах после обсуждения начались швейцарские распродажи золота на рубеже веков, тем самым загоняя последний гвоздь в крышку гроба золота. Но громя цену и устрашая дилеров (а также самых упорных инвесторов, выдержавших двадцатилетний медвежий рынок, начавшийся после пика $850 за унцию в 1980 году), эти огромные продажи на самом деле подготовили почву для 12-летнего бычьего рынка, который за этим последовал.
Выпущенное из хранилищ центрального банка, как никогда прежде со времени перед началом Первой мировой, золото выросло и продолжает расти по мере того, как западные домохозяйства, затем азиатские потребители, инвестиционные управляющие и центральные банки развивающихся рынков присоединились к золотодобытчикам в скупке золота.
В золотое иронии не меньше, чем политики. Швейцарская кампания в пользу золота пытается сфальсифицировать рост цены, заставляя ШНБ стать покупателем, но мы опасаемся, что последнее слово останется за историей.
Комментарии 22
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.