Следующее поколение валютных войн: частные криптовалюты против государственных
- дата: 7 ноября 2017 (источник от 20 октября 2017)
Автор: То Бишоп (Tho Bishop)
Недавно Россия анонсировала выпуск крипторубля, всего через неделю после того, как Владимир Путин жестко раскритиковал биткойн и другие частные криптовалюты. Анонсируя этот шаг, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров признал, что он отчасти вдохновлен целью опередить другие правительства:
«Я уверенно заявляю, что мы запустим крипторубль, по одной простой причине: если мы этого не сделаем, то через два месяца это сделают наши соседи по ЕврАзЭС».
Здесь Россия следует примеру другой страны, также ставшей враждебно относиться к частным криптовалютам, – Китая. В прошедшем июле Народный банк Китая стал первым центральным банком, объявившим о разработке криптопрототипа, который планируется использовать наряду с традиционным юанем.
То, что первые попытки создания государственной криптовалюты предприняты двумя странами с историей ограничения свободного и открытого интернета, неудивительно. Хотя Биткойн возник как способ избавиться от правительственного контроля над денежной массой, правительства все больше видят в лежащей в его основе технологии способ расширить свой контроль над экономикой.
Как объяснил Сюн Юэ (Xiong Yue):
«Например, если правительство планирует субсидировать какие-нибудь фермы, скажем, кукурузные, чтобы поддержать этот сектор сельского хозяйства, оно может непосредственно положить определенную сумму денег на кошелек этих ферм, скажем, 100 млн долларов, и запрограммировать, чтобы эти деньги отправлялись определенным продавцам удобрений в определенное время, и чтобы каждая форма могла тратить максимум 10 млн долларов в год, и так можно будет убедиться, что фермеры не промотают деньги, и что эти деньги не утекут в другие сектора, такие как фондовый рынок или рынок недвижимости.
Хотя такая денежная система обречена на провал, с точки зрения правительственных чиновников эмитируемые центральным банком цифровые валюты дают им лучший инструмент. С их помощью они могут лучше планировать экономику и управлять ею».
Чтобы не отставать, МВФ – по мнению некоторых аналитиков, таких как Джим Рикардс (Jim Rickards), готовый сменить американский доллар в качестве следующей глобальной резервной валюты – недавно открыл дверь для выпуска в будущем собственной криптовалюты. Хотя некоторые криптозащитники наивно отпраздновали недавние комментарии Кристин Лагард (Christine Lagarde) о будущем потенциале цифровой валюты, такая похвала всего лишь отражает все большее осознание технократами того, что финансы меняются и им нужно быть к этому готовыми. Учитывая, что центральные банки всего мира продолжают свою войну с наличными, неудивительно, что Лагард и другие так быстро адаптировались к данной концепции.
Регулирование бирж
Полезность контролируемых государством криптовалют – это та причина, почему следует ожидать более пристального внимания и регулирования бирж частных криптовалют.
Сообщалось, что китайское правительство, закрывшее частные криптобиржи в сентябре, собирается снова открыть их с более строгим регулированием. Россия также работает над регулированием бирж, вместо того чтобы сразу их запретить. Такое явное изменение направления может быть следствием того, что запрет Китаем бирж привел к росту использования пиринговых платформ в обход мер правительства.
По той же причине, почему правительство предпочитает регулируемые банковские счета наличным и сейфам, государственные чиновники могут признать преимущества поддержки лицензионных бирж. Мы уже видели, как многие криптобиржи выразили готовность собирать и передавать личные данные клиентов в обмен на правительственные лицензии. Подобно банкам, эти биржи все чаще вызываются быть сборщиками налогов для правительства.
Затишье перед бурей?
Хотя такая потеря конфиденциальности может возмутить изначальных сторонников Биткойна, вполне понятно, почему многие текущие держатели могут быть счастливы такому развитию событий. В конце концов, хотя первоначальная привлекательность Биткойна во многом была обязана их полезности на черных рынках, главная причина астрономического роста его стоимости – растущая привлекательность для среднестатистических пользователей, никогда особо не заботившихся о регулировании финансовых сервисов. Биткойн благодаря этому стал привлекателен не только как объект инвестирования, но и для повседневного использования. В Японии, например, наблюдался существенный рост числа ритейлеров, принимающих Биткойн, после введения прочной нормативно-правовой базы.
Однако стоит спросить себя, долго ли продлится такая гармония между правительством и потребителями после настоящей активизации контролируемых государством криптовалют.
В конце концов, мы уже видели, как правительства полагаются на традиционные пугала – террористов, наркоторговцев и других преступников – для оправдания усиленного контроля. Рост использования Биткойна хакерами и вымогателями придает этой древней тактике запугивания современный оттенок. Так ли уж трудно предвидеть сценарий, где правительства попытаются заморозить все регулируемые биржи после какого-то теракта или чего-то подобного? Или же пойдут еще дальше и законодательно обяжут заменить частные активы правительственной валютой?
Пример Китая демонстрирует, что существенно децентрализованная природа Биткойна, скорее всего, всегда будет обеспечивать некоторую степень функциональности вне досягаемости правительства. Но, в то же время, рост популярности криптовалюты также означает все большую зависимость от сервисов третьих сторон, когда все меньше людей безопасно хранят свои инструменты в частных кошельках. Так как самые популярные – а значит, самые прибыльные – биржи и другие сервисы мотивированы поддерживать хорошие отношения с законодательной властью, легко увидеть, как это играет на руку правительственным чиновникам.
В индустрии уже идут споры между теми, кто ставит на первое место «эффективность» и массовую привлекательность – даже ценой децентрализованных истоков криптовалют. К счастью, изначальный австрийско-либертарианский дух Биткойна означает, что мы, скорее всего, увидим, как существенное влияние индустрии будет оказывать сопротивление государственному контролю.
Превентивный удар ради денежной свободы
Между тем есть еще одна причина, почему небольшой политический капитал, имеющийся у приверженцев либертарианской денежной политики, не стоит тратить на преследование умеренных реформ, таких как вынуждение Федеральной резервной системы (ФРС) принять денежную политику, базирующуюся на правилах. Нет никакой надежды на то, чтобы трансформировать ФРС в полезный – или хотя бы безвредный – институт. Однако в криптовалютах такая надежда существует.
Так как будущая денежная политика скоро станет важной темой разговоров, когда президент Трамп (Trump) представит свои кандидатуры в ФРС, будет большой потерей для дела, если мы не увидим, как сенатор Рэнд Пол (Rand Paul) и другие ФРС-скептики воспользуются возможностью, чтобы протолкнуть обсуждение необходимости конкуренции среди валют. Кроме того, недавний рост числа штатов, легализовавших использование золота и серебра для погашения долга означает, что никогда еще не было более сильной политической поддержки упразднения законов о платежных средствах и налогов на альтернативные валюты, наподобие предложенных Роном Полом (Ron Paul) во время его пребывания в Конгрессе. Такой шаг сейчас помог бы создать фундамент для превращения Америки в будущем в настоящую безопасную гавань для частных криптовалют.
Так криптовалютная индустрия получила бы свободу, предоставляющую нам шанс по-настоящему побороть ФРС и ее клоны по всему миру.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.