Сработали на склад: почему экономика России в 2023 году выросла выше ожиданий

экономика россии 2023

 Фото Эрика Романенко / ТАСС

Первая оценка роста ВВП по итогам 2023 года от Росстата — 3,6% — оказалась даже выше обещаний властей. Главными драйверами роста стали потребительский спрос и наращивание предприятиями запасов сырья и комплектующих. Несмотря на хорошую динамику, говорить о конце подстройки экономики к беспрецедентным санкциям рано, а рекордный вклад наращивания запасов в прирост ВВП — признак проблем с доступом производителей к отдельным товарам, объясняют опрошенные Forbes экономисты

Рост ВВП на 3,6% по итогам 2023 года стал самым высоким за последнее десятилетие, если не считать постпандемийного отскока на 5,9% в 2021 году. Экономика отыграла прошлогодний спад — к 2021 году она выросла на 2,3%.

Динамика ВВП оказалась даже лучше, чем обещал президент Владимир Путин и Минэкономразвития. В конце декабря власти прогнозировали рост ВВП на 3,5%. Впрочем, это пока первая оценка ВВП за 2023 год из пяти возможных, впоследствии Росстат может уточнить данные. Так, в декабре Росстат пересмотрел спад ВВП в 2022 году с 2,1% сразу до 1,2%.

«Рост оказался выше ожиданий, но эти цифры не должны создавать впечатление о том, что период подстройки российской экономики пройден, — подчеркнул в разговоре с Forbes экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. — Скорее, мы находимся в самом его начале».

За счет чего выросла экономика

Основной вклад в рост ВВП — 2,9 п. п. — внесло конечное потребление домохозяйств. Потребительская активность росла на фоне увеличения доходов граждан. Реальные располагаемые доходы (то есть доходы за вычетом инфляции и обязательных платежей — налогов, оплаты ЖКХ, процентов по кредитам), по оценке Росстата, в 2023 году выросли на 5,4%. Росли как зарплаты наемных работников, так и предпринимательские доходы населения, отмечал министр экономического развития Максим Решетников.

Причин для прошлогоднего потребительского бума несколько. Во-первых, за 2023 год беспрецедентно выросла занятость. Количество занятых россиян достигло 74,2 млн человек, что на 2 млн, или 3%, выше, чем было в конце 2022 года, сообщил Росстат. «Эти оценки могут быть уточнены, но очевидно, что рост заработных плат и иные стимулы привели к выходу на рынок труда значительного числа новых занятых», — подчеркивает Исаков. 

Во-вторых, потребительский спрос поддерживала мягкая денежная политика и программы льготной ипотеки. Комбинация аномально низкой ключевой ставки в 7,5%, державшейся с сентября 2022 до июля 2023 года, льготных программ ипотеки и ожиданий, что цены на недвижимость будут сильно расти, стимулировали потребительский спрос и активность в строительстве и связанных отраслях, перечисляет Исаков. 

Росту ВВП также помогла быстрая адаптация экспортеров нефти к ограничениям, введенным в конце 2022 — начале 2023 года: эмбарго ЕС на российскую нефть и нефтепродукты, ценовому потолку в $60 за баррель. Добыча нефти снизилась лишь на 1%, а ее экспорт продолжал генерировать валюту, необходимую для стабилизации внутреннего рынка, добавил Исаков.

Вклад роста обрабатывающей промышленности в ускорение ВВП, по оценке Исакова, составил 1,2 п. п. При этом до половины этого вклада пришлось на три отрасли, наиболее тесно связанные с военно-промышленным комплексом: производство готовых металлических изделий, электроники и прочих транспортных средств, отмечает экономист.

Рекордный вклад запасов

Запасы на предприятиях добавили в рост ВВП примерно 2-2,3 п. п., оценили опрошенные Forbes экономисты. «Это аномально высокий вклад запасов в рост ВВП», — подчеркивает Исаков. Для сравнения: вклад роста запасов в прирост ВВП в 2021 относительно 2019 года составил 1,1 п. п., а в прирост ВВП 2023 относительно 2021-го — 1,4 п. п., отмечает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Доля запасов в использовании ВВП достигла 4,38% в 2023 году — максимума с 1995 года, когда показатель составлял 4,36%. 


В запасах учитываются сырье и материалы для будущего производства, готовая, но еще не реализованная продукция, товары для перепродажи, стратегические запасы сырьевых товаров (продовольствие или энергоносители) и товары в незавершенном производстве, разъяснил директор по инвестициям «Астра управление активами» Дмитрий Полевой. 

«Накопление запасов после их истощения в период рецессии — это нормальный процесс», — отмечает Валерий Вайсберг. Схожая картина наблюдалась в 2021 году, отмечает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «К тому же предприятия вынуждены наращивать запасы из-за изменения логистики и повышения рисков непоставок. Тем более что есть ожидания, что такая ситуация затянется», — отмечает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. 

«В текущих российских реалиях, когда из-за санкций компании стараются запастись критически важными компонентами, производственный цикл может удлиняться из-за нехватки оборудования, компонентов или рабочих рук», — подчеркивает Дмитрий Полевой. Он считает данные о бурном росте ВВП свидетельством не «силы экономики, о которой часто говорят с экранов ТВ и первых полос газет, а скорее признаком наличия проблем с производством и доступом к отдельным товарам». 

«Наконец, высокое накопление запасов отражает рост выпуска боеприпасов, — подчеркивает Александр Исаков. — Продукция ВПК может относиться и к накоплению основного капитала, если речь идет о танках или пусковых установках, или к запасам, в той части, которая относится, скажем, к снарядам. Вероятно, более скорый рост запасов против основного капитала отчасти отражает тот факт, что выпуск снарядов вырос значительнее, чем выпуск военной техники».  

Траты средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) повлияли на рост ВВП через финансирование дефицита бюджета, что позволяло поддерживать повышенный уровень государственных расходов, а также в форме дополнительных инвестиций, пояснил Валерий Вайсберг. На финансирование дефицита федерального бюджета из ФНБ потратили порядка 3 трлн рублей, на инвестиции в локальные активы — около 1 трлн рублей, напомнила Софья Донец. «Отношение этой суммы в 4 трлн рублей к суммарному номинальному объему конечного потребления домохозяйств, государства и валового накопления капитала составляет примерно 2,6%, — говорит Вайсберг. — Предполагая разницу в методике учета бюджетных расходов и вычисления макроэкономических показателей, вклад ФНБ в поддержку внутреннего спроса можно оценить в диапазоне 2-2,6% ВВП». 

Вклад в рост ВВП спроса всего государственного сектора (расходы консолидированного бюджета составили порядка 60 трлн рублей) составил порядка 0,5 п. п. «Но действие бюджета на ВВП шире — его влияние частично отражается и в динамике потребительского спроса, и в инвестициях», — подчеркивает Софья Донец. В целом «Ренессанс Капитал» оценил вклад бюджетного стимула в рост ВВП в 2023 году примерно в 1 п. п. 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.