Стейблкойн Tether идет путем Понци

чарльз понци

«Ни один создатель схемы Понци никому не говорит, как именно она работает. Цель схемы Понци – обмануть людей, забрать деньги и сбежать».Митчелл Цукофф (Mitchell Zuckoff)

Настоящим именем Чарльза Понци (Charles Ponzi) при рождении было Карло Пьетро Джованни Гильермо Тебальдо Понци (Carlo Pietro Giovanni Guglielmo Tebaldo Ponzi). Если бы длина имени отражала влияние человека на общество, то Понци заслужил бы даже еще парочку дополнительных фамилий. Для сравнения, меня можно было бы называть просто D.

Книга Митчелла Цукоффа «Схема Понци: реальная история финансовой легенды» (Ponzi’s Scheme: The True Story of a Financial Legend) – фантастическое чтиво. Кажется почти невероятным, что люди повелись на аферу Понци, но это так. Причем то же повторялось множество раз с тех пор, как имя Понци стало «торговой маркой» финансового мошенничества.

Понци, родом из Италии, несколько лет жил в США, после чего оказался в канадском Монреале. Там Понци на три года угодил в тюрьму за подделку чеков. В 1911 г. он вышел на свободу и вернулся в США. В 1919 г. он организовал свою аферу: почтовый арбитраж!

Теоретически можно было приобрести международные ответные купоны (МОК) за рубежом намного дешевле номинала и погасить в Почтовой службе США по номиналу, получив прибыль. Целью МОК было позволить американским получателям более легко отвечать на иностранную корреспонденцию – можно представить их как маркированные конверты, только без конверта. МОК можно было купить с выгодой из-за обесценивания валют относительно американского доллара. В сущности, почтовый арбитраж Понци был валютным арбитражем.

Но это на самом деле не имело значения. Понци нужна была история. Он создал компанию – по иронии судьбы, называвшуюся Компания по обмену ценных бумаг (Securities Exchange Company), не путать с современным защитником схем Понци, известным как Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission), – и стал собирать средства для своего арбитражного плана. Он обещал ранним инвесторам, что удвоит их деньги за 90 дней, после чего убедился, чтобы достаточно видных инвесторов получили выплаты (за счет новых денег, так как Понци еще не понял, как погашать МОК в Почтовой службе, – мелкая деталь, которую он держал в тайне). Вместе с харизмой Понци и правдоподобностью его идеи это привело к лавине новых денег, вливавшихся в его компанию. Инвесторы больше не хотели, чтобы им выплачивали проценты; вместо этого они требовали, чтобы их реинвестировали для получения еще более фантастической прибыли.


Схема Понци превзошла все ожидания своего создателя, быстро достигнув миллионов долларов – немыслимо большой суммы на то время. Когда у Понци возникли проблемы с получением надлежащих банковских услуг, он купил банк. Когда критики стали сомневаться в действенности происходящего, он подал в суд за клевету. Регуляторы забеспокоились, что Понци стал представлять значительный риск для всей региональной банковской системы. Однако деньги продолжали течь, так как новые инвесторы не могли помыслить, что мошенничество в таких масштабах возможно, и не могли устоять перед почти маниакальной потребностью успокоить свой страх упущенной выгоды.

Больше всего в схеме Понци поражает то, насколько очевидной была невозможность всего это даже для простого наблюдателя – если только он не предпочитал закрывать глаза. Катализатором краха схемы обычно называют серию провокационных статей в газете TheBostonPost в конце июля 1920 г. Вот как это описывает Википедия:

«26 июля The Boston Post начала серию статей, где задавались острые вопросы о денежной машине Понци. Газета связалась с Кларенсом Барроном (Clarence Barron), финансовым журналистом, возглавлявшим DowJones & Company, и попросила изучить схему Понци. Баррон заметил, что хотя Понци предлагал фантастическую доходность инвестиций, сам он в свою компанию не вкладывался. Баррон также обратил внимание на то, что для покрытия инвестиций в SecuritiesExchangeCompany в обращении должно быть 160 млн почтовых ответных купонов. Однако на самом деле в обращении было лишь около 27,000. Почтовая служба США заявила, что ответные купоны не покупаются в больших количествах ни в Америке, ни за границей».

Когда у него потребовали ответить на эту очевидную и убедительную критику, Понци спрятался за проверенным временем оправданием торгашей: он заявил о коммерческой тайне, слишком ценной, чтобы ее раскрыть. Характерный заголовок из Fitchburg Sentinel передает абсурд происходящего:

чарльз понци

«Понци не желает раскрывать коммерческую тайну»

Странно, что Понци не додумался создавать фальшивые МОК. Имея собственный печатный станок, Понци мог бы утверждать, что каждый напечатанный им купон полностью обеспечен настоящими МОК, и тогда его схема продержалась бы чуть дольше. Увы, он имел дело с реальными физическими объектами. Возможности цифрового века тогда еще были недоступны. Понци поистине опережал время.

И к другим новостям: Tether и Bitfinex на этой неделе обратились в суд, утверждая, что настоящий характер (якобы безопасных) инвестиций, поддерживающих стейблкойны Tether на $66 млрд, и характер их контрагентов – это коммерческая тайна, слишком ценная, чтобы ее раскрыть.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.