Стивен Мнучин объясняет почему исчезли $1.5 трлн в $100 банкнотах
- дата: 30 декабря 2019 (источник от 23 декабря 2019)
На прошлой неделе мы сообщали, что происходит нечто странное: в то время как центральные банки ежемесячно вливают $100 млрд электронными деньгами, чтобы подавить волатильность и поддержать рынки, физическая валюта и драгоценные металлы на аналогичную сумму буквально исчезают.
Если вкратце, то загадка выглядела следующим образом: тогда как центральные банки печатают больше банкнот, чем когда-либо, они как будто «исчезают с лица земли», и никто не знает, куда или почему, или, как отмечает WSJ, «центральные банки не знают, куда или почему они исчезают, и играют в детективов, пытаясь разгадать эту загадку».
Спустя несколько дней тему подхватил Fox Business, написав о пропавших без вести $1.5 трлн физических наличных, в основном в виде 100-долларовых купюр.
Что же произошло с этими деньгами?
Чтобы раскрыть эту тайну, ведущий канала Fox Business Лу Доббс (Lou Dobbs) задал этот вопрос человеку, буквально подписывающему каждую долларовую купюру: министру финансов США Стивену Мнучину (Steven Mnuchin). В отчет Мнучин сказал: «Многие из этих 100-долларовых купюр находятся в банковских хранилищах по всему миру».
Мнучин указал на то, что отрицательные процентные ставки заставляют людей обращаться к американским долларам как твердой инвестиции.
«Доллар – это мировая резервная валюта, и все хотят держать доллары, – сказал Мнучин в передаче Lou Dobbs Tonight. – И причина, почему они хотят держать доллары, в том, что США – безопасное место для инвестиций и хранения ваших денег и активов».
Мнучин назвал интересным то, что во все более цифровом мире «спрос на американскую валюту продолжает расти», добавив, что «в мире много 100-долларовых купюр».
На самом деле в этом нет особо ничего интересного: растущая любовь мира к физическим активам, таким как бумажные доллары и золото, вкупе с непреходящим интересом к криптовалютам и другим альтернативам традиционным валютам, просто подтверждает, что вера в искусственно раздутые рынки приближается к переломной точке. Между тем «верхние 0.001%» мира продолжают в буквальном смысле тихо уходить в наличные и прятать свои доллары в секретные хранилища, несмотря на то что центральные банки делают все возможное, чтобы сократить количество физической валюты в обращении и заменить ее легко отслеживаемыми цифровыми альтернативами.
Как мы сообщали в августе, сейчас в обращении больше купюр номиналом $100, чем $1, согласно данным Федеральной резервной системы (ФРС), обнаружившей, что 100-долларовых купюр сейчас больше, чем любого другого номинала американской валюты. И, чтобы увидеть масштабы спроса на физические средства сбережения, подумайте о следующем: с начала рецессии количество купюр с портретом Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin) почти удвоилось.
Лучший доллар
Со времени всемирного финансового кризиса количество 100-долларовых купюр в обращении удвоилось, обойдя купюры номиналом $1
(млрд банкнот)
Источник: Совет управляющих ФРС
В 2018 г. Федеральный резервный банк Чикаго проиллюстрировал корреляцию между низкими процентными ставками и высоким спросом на валюту, но отметил, что рост спроса также могут объяснить внешние факторы.
По оценке банка, 80% из всех 100-долларовых купюр в обращении в прошлом году находились в других странах, поскольку граждане этих стран, особенно там, где финансовая система нестабильна, часто используют банкноты в качестве тихой гавани.
Но исчезают не только американские доллары.
Мало кто так озадачен судьбой исчезнувших наличных, как немецкий центральный банк: согласно Бундесбанку, гражданами Германии припрятано более 150 млрд евро. Вследствие этого Европейский центральный банк (ЕЦБ) и другие были вынуждены обратиться к общественности за помощью.
«Все говорят, что не копят наличные, но деньги где-то ведь должны быть», – сказал Хэнк Эсселинк (Henk Esselink), глава подраздела эмиссии и обращения отдела валютного управления ЕЦБ.
«Люди прячут деньги везде», – сказал Свен Бертельманн (Sven Bertelmann), глава Национального аналитического центра Бундесбанка в Майнце, Германия. Иногда банкноты закапывают в саду, где они начинают разлагаться, или прячут на чердаке, где из них строят гнезда мыши. «Снова и снова повторяется такое, что люди держат деньги в конверте и затем по ошибке бросают его в шредер, – сказал Бертельманн. – Мы берем кусочки банкнот пинцетом и затем складываем их, как головоломку».
Австралийский центральный банк говорит, что, в лучшем случае, лишь примерно четверть банкнот в обращении используются в повседневных транзакциях. До 8% наличных используется в теневой экономике – для уклонения от уплаты налогов или незаконных платежей, – тогда как до 10% могло быть утрачено. 7.6 млрд австралийских долларов ($5.2 млрд) пропало без вести на пляжах или в диванных подушках… Или просто исчезли во время «лодочной аварии», чтобы спастись от налоговой до наступления черных деньков.
Больше всего наличных используется в качестве средства сбережения «в сейфах, под матрасами и за шкафами, как в Австралии, так и за границей», сказал председатель Резервного банка Австралии Филип Лоу (Philip Lowe).
Чиновники Национального банка Швейцарии также обнаружили, что темпы накопления швейцарских франков подскочило около 2000 г., возможно из-за опасений поражения компьютерных систем «проблемой Y2K», схлопывания пузыря интернет-компаний, терактов 11 сентября 2001 г. и введения евро. Разразившийся в 2007 г. финансовый кризис побудил людей копить еще больше.
Между тем с приближением нового финансового кризиса в некоторых странах, таких как Новая Зеландия, исчезновение денег превращается в национальную традицию. Примерно треть новых новозеландских банкнот в 2017 г. отправилась за границу, тогда как четырьмя годами ранее было всего 6%. Произошло это на фоне того, как туризм обошел молокопродукты в качестве главного источника экспортного дохода страны, из-за чего чиновники стали спекулировать о роли валютных бирж, особенно в Азии.
Дальше следы преимущественно теряются. Центральному банку удалось определить местонахождение лишь примерно 25% новозеландских наличных. Остальные 75% исчезли.
«Нам кажется, что мы находимся в одной лодке со многими другими центральными банками, – сказал Кристиан Хоксби (Christian Hawkesby), заместитель управляющего Резервного банка Новой Зеландии. – Мы не можем до конца объяснить, почему сбережения в наличных растут и куда они уходят».
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.