Три вида кипрского заражения и их последствия для мировой экономики

10 февраля мир получил ранний намек на то, что Европа может удивить его санацией Кипра. Именно тогда газета Financial Times опубликовала секретную докладную записку ЕС. В ней говорилось, что «стрижки» банковских вкладчиков были одной из трех мер, предложенных с целью сокращения стоимости санации. В записке также содержалось предупреждение о том, что «такие крайние меры могут вновь запустить заражение на финансовых рынках Еврозоны».

Очевидно, что политики решили рискнуть. И теперь мы переживаем заражение, прогнозированное авторами записки. Но что это точно означает? Конечно же, мы можем увидеть волатильность цен на активы, но сколько она продлится? Некоторые эксперты говорят, что это будет случайный дождик в летний день – он быстро закончится. Я не согласен.

Я считаю, что все гораздо серьезней, чем рост нестабильности на рынках и нам следует тщательней рассмотреть феномен заражения. Я утверждаю, что сегодня действуют три вида заражения: обычное, латентное и тайное. И если сложить все три вместе, мы увидим, что кипрские события имеют куда большее глобальное значение, чем многие ожидали.

Обычное заражение

Я буду использовать этот термин для быстрой передачи волатильности (рыночных колебаний) с одного рынка на другой – то, что большинство людей называет просто заражением. Мы наблюдали такое заражение на финансовых рынках с момента объявления первого соглашения о санации 16 марта. Мы также отметили его в сообщениях о клиентах банков на европейской периферии, задумавшихся о сохранении верности своему банку. Оба эти явления могут продолжиться в течение какого-то времени, особенно если учесть, что еврочиновники предупредили незастрахованных вкладчиков, что их активы не будут защищаться в ходе государственных санаций. Это самое значительное событие за последние две недели. И оно будет разворачиваться медленно, так как требуется время на то, чтобы найти новый дом для своих активов, после того как их владельцы решили, что их банки слишком рискованны.

С другой стороны, оптимисты могут сказать, что «пугливый» капитал уже улетел с периферии за последние несколько лет повторяющихся кризисов. Оставшиеся вклады сейчас сидят крепче, чем до момента, когда Европа осознала, что евро валюта не такой уж огромный успех. Более того, большинство людей предпочитает выждать, если события не происходят прямо у них на пороге. И пока новости заметно не ухудшатся, они будут выжидать. Я не имею в виду, что ситуация не ухудшится для тех, кто живет на Кипре – им будет намного хуже. Но плохие новости постепенно перестанут пугать тех, кто живет в других местах.

Латентное заражение

Такое заражение происходит, потому что те, кто выжидает, ничего не забывают. Когда следующий кризис придет к ним на порог, они быстро вспомнят, что случилось с киприотами. И бегство в тихую гавань произойдет значительно быстрее, чем это было бы без нового прецедента последней санации. Представьте себе это следующим образом: обычное заражение – это дополнительный замок, который вы купили, узнав, что в вашем районе произошло сразу несколько краж со взломом, тогда как латентное заражение – это то, что теперь вы выпрыгиваете из кровати куда быстрее, когда вы слышите шум посреди ночи.

По моему мнению, латентное заражение в этом случае причинит куда больше вреда, чем обычное. Ведь Кипр совсем крохотный. Если бы все остальные европейские кризисы были урегулированы, на него бы не обратили особого внимания. Европейские кризисы живы и здоровы. Именно поэтому кризис на Кипре так важен. Санация дает информацию о том, что может произойти, когда банки (или правительства) в других странах снова окажутся с пустыми карманами.

Латентное заражение уже проявляется на этой неделе в неспособности итальянцев сформировать новое правительство. Не придает уверенности и то, что в Италии разгорается политический кризис в момент, когда ЕС переписывает правила игры после событий на Кипре.

Тайное заражение

Похоже, что о третьем типе заражения вообще никто не говорит. Чтобы его понять, представьте, что те, кто выжидает, продолжают выжидать и так и не предпринимают никаких действий. Значит, никакого заражения нет, ведь так? Нет. Потому что заражение не только заставляет людей предпринимать какие-то действия, - оно также заставляет их не действовать.

Как, например, не выдавать кредиты. Более строгие стандарты кредитования – это ключевой элемент порочного круга, царящего сегодня в Европе. Посмотрите на график ниже, показывающий результаты опроса о кредитных стандартах, проведенного Европейским центральным банком, а я затем снова вернусь к тайному заражению.

стандарты кредитования в Евросоюзе

Кредиты бизнесам – синим, кредиты на покупку домов – красным, обведено – банки продолжать сокращать предложение кредитов.

В период рецессии этот обзор – ежеквартальная экономическая версия Дня Сурка. Если он показывает, что кредитные стандарты все еще устрожаются, то можно ожидать продолжения «зимы», - ведь глупо думать, что экономики восстановятся. Экономики растут и падают вместе с ростом и падением кредита, и если банкиры говорят, что кредитной экспансии нет, то экономической экспансии тоже нет. Все очень просто. Наверное, это лучший индикатор, предвосхищающий события, хотя на него редко обращают внимание. Для прогнозистов оптимистов, все время ожидающих восстановления и ошибающихся, - ваши ошибки, скорее всего, объясняются тем, что вы не замечаете роли стандартов кредитования.


Возвращаясь к тайному заражению, - оно происходит, когда люди сокращают количество действий, связанных с риском. Оно никак не связано с покупкой дополнительного замка или ночными страхами, вызванными кражами в вашем районе, о которых мы говорили ранее. Это как девелопер, откладывающий в дальний ящик план постройки комплекса дорогих апартаментов из-за роста уровня преступности в данной местности. В случае тайного заражения, связанного с Кипром, надо хорошенько следить за банкирами. Банкиры в периферийных экономиках осознают, что их база вкладов становится все менее надежной, даже если они не видят значительного роста закрытия счетов. Они делают те же расчеты, что и все мы и делают вывод, что риски куда выше, чем ранее.

Насколько велико влияние тайного заражения? Мы получим довольно точный ответ на этот вопрос 24 апреля. Это дата выхода следующего опроса о кредитных стандартах. ЕЦБ рассылает вопросы в середине марта и это продолжится до начала апреля. То есть опрос будет частично отражать общественные настроения по мере развертывания кипрской санации. И я прогнозирую, что в нем нас ждет продолжение зимы, но не стоит верить мне на слово. Отметьте 24 апреля у себя на календаре и зайдите прямо на сайт ЕЦБ. Может оказаться, что самый малоизвестный тип заражения будет самым значительным.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.