Турецкий план перевода золота в лиры вероятно закончится провалом из-за недоверия публики

Источник: JAMESMDORSEY.SUBSTACK.COM

Автор: Джеймс Дорси (James Dorsey)

золото Турции

Когда министр финансов Турции Нуреддин Небати (Nureddin Nebati) на этой неделе объявил о планах поощрять домохозяйства, чтобы те конвертировали свои золотые сбережения в турецкие лиры, в надежде укрепить резервы центрального банка страны, он целился в людей вроде Эсры Г. (Esra G.).

У г-жи Г., чью фамилию мы сократили для сохранения анонимности, всю жизнь были сложные отношения с золотом. Когда ей было всего три года, ее отвращение к золотым украшениям было уже таким сильным, что она выбросила все свои золотые кольца, браслеты, ожерелья и сережки в Босфор.

Но, повзрослев, г-жа Г. стала заядлым коллекционером золота, включая различные 5- и 10-граммовые монеты CreditSuisse. В молодости г-жа Г. предпочитала серебряные украшения. Золото она не носила, но держала свою золотую коллекцию под подушкой.

«Золото – это традиция. Она происходит от глубинного недоверия к правительствам и валютам и передается из поколения в поколение. Люди издавна предпочитали золото, а не бумажные деньги», – сказала она.

«Я дитя этой системы… Я предпочитаю золото, потому что его можно потрогать, почувствовать».

И именно в людей вроде г-жи Г. целится Небати. Министр сказал инвесторам в Лондоне на этой неделе, что надеется, что его схема конвертирует 10% золота оценочной стоимостью $250-300 млрд, припрятанного в турецких домах и дворах, часто женщинами.

Айше Эсен (Ayse Esen), руководитель ведущего турецкого аффинажера, согласна с оценкой Небати. «Мы знаем, что под матрасами хранится 3,000-5,000 т золота, что равно неформальной экономике на $200-300 млрд», – сказала г-жа Эсен, гендиректор Istanbul Gold Refinery (IAR).

Согласно Всемирному совету по золоту, официальные турецкие золотые резервы сократились с пиковых 583 т в июле 2020 г. до 392 т год спустя.

В интервью провластному ежедневнику Sabah г-жа Эсен, возможно несознательно, предположила, что убедить турков обменять свое золото может оказаться трудной задачей. Она отметила, что программа, запущенная 10 лет назад аффинажером и коммерческими банками, до сих пор смогла привлечь лишь 100 т припрятанного золота.

Недоверие правительству лишь часть проблемы. Важно также, что значительная часть турецких золотых сбережений не подлежит обмену, потому что имеет вид ювелирных изделий. 40,000 турецких ювелиров ежегодно превращают в украшения примерно 150 т золота.

Как сообщается, Небати сказал инвесторам, что в рамках его схемы 30,000 золотых магазинов будут покупать у частных лиц украшения и продавать их аффинажерам – подрядчикам правительства, в том числе, как предполагается, IAR. Аффинажеры переплавят украшения в слитки, которые можно будет добавить к резервам центрального банка.


Неясно, почему Небати считает, что его схема сработает, если прежние попытки провалились. Одна такая попытка включала создание программы, позволявшей держателям золота положить его в банк в обмен на золотые сертификаты, которыми можно было торговать на золотой бирже.

Г-жа Г., не любящая золотые украшения, еще несколько десятилетий назад поклялась, что никогда не доверит свое золото банку, хотя валюту она кладет в банк не колеблясь.


Она подозрительно относится к властям, как и многие турки, видящие в золотых сбережениях не только надежную инвестицию, но также резерв, который у них не могут отнять. Также золото не нарушает исламский запрет на проценты.

В начале XIX в. турки копили золото для обхода османских налогов, основывавшихся на физическом имуществе налогоплательщиков в момент визита сборщика налогов. Османские подданные покупали золото и закапывали, чтобы его не учли при подсчете налогов. Хотя позже в Османской империи ввели бумажные деньги, подданные продолжали рассматривать золото как самую надежную форму инвестиций из-за инфляции.

«Люди не доверяли этому, – сказал один золотой трейдер. – Сертификат не имел отношения к золоту. Он обесценивался из-за инфляции. И люди с тех пор не доверяли бумажным деньгам… Золото стало символом недоверия государству».

«Я в этом бизнесе не одно десятилетие и видел много изменений. Но одно никогда не меняется: золото. Наши деньги не имеют ценности; золото намного лучше. Кроме того, золото – часть нашей истории», – добавил владелец мастерской по ремонту ювелирных изделий.

Доверие вместе с традицией может оказаться ахиллесовой пятой Небати.

Посредством привлечения припрятанного золота Небати стремится помочь правительству остановить свободное падение турецкой лиры, потерявшей больше 40% стоимости в прошлом году, и сдержать вышедшую из-под контроля инфляцию, достигшую в прошлом месяце 36.1%.

Многие винят в кризисе странное стремление президента Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan) опустить процентные ставки из-за его неортодоксального убеждения, что это должно снизить потребительские цены.

Как следствие, целых 75% респондентов в декабрьском опросе турецкой социологической компании Metropoll сказали, что их доверие экономической политике правительства снизилось. Больше половины опрошенных сказали, что не одобряют результаты Эрдогана.

Эрдоган подорвал независимость центрального банка, уволил за последние два года трех его управляющих и других чиновников, выступавших против снижения ставок, четырежды с 2018 г. менял министров финансов и выдумывал конспирологические теории, обвиняя в экономических несчастьях Турции загадочный иностранный заговор.

Недоверие общественности недавно также проявилось в волне протестов из-за сильного повышения цен на электричество, так как миллионы людей едва могут оплатить растущие счета и инфляция угрожает обанкротить бизнесы.

Эрдоган недавно предположил, что может приостановить или замедлить снижение процентных ставок, так как чрезвычайные меры помогли лире восстановить часть своей стоимости относительно доллара.

Данные меры подняли рейтинг одобрения Эрдогана в январе на 2 процентных пункта, до 40.7%, что всё еще намного меньше 54.4% тех, кто отрицательно оценивает успехи президента.

Опросы показывают, что Эрдоган на следующих выборах может уступить мэру Анкары Мансуру Явашу (Mansur Yavas) и мэру Стамбула Экрему Имамоглу (Ekrem Imamoglu) – оба из главной оппозиционной партии, Народно-республиканской (CHP), – а также председательнице Хорошей партии (Iyi) Мераль Акшенер (Meral Aksener).

Цифры Эрдогана отнюдь не передают ту степень уверенности, которая, скорее всего, понадобится Небати, чтобы убедить своих скептически настроенных соотечественников расстаться со своим драгоценным золотом.

Один бывший стамбульский банкир сказал: «Люди вряд ли станут рисковать своими сбережениями ради схемы, не гарантирующей сохранение их богатства. И уж точно они не станут этого делать во время экономической нестабильности и растущего недоверия».

аватар

ZEROHEDGE.COM

Финансовый блог номер один.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Цыган 23.02.2022 в 02:06
Эрдогану надо объявить владение золотом вне закона , чтобы отдать ржавое у людей, люди то не дебилы сдавать его добровольно.