Уолл-стрит сегодня показывает все симптомы тюльпаномании

Авторы: Пэм и Расс Мартенс (Pam and Russ Martens)

тюльпаномания

Тюльпановая глупость: Wikimedia Commons

В книге «Тюльпаномания: деньги, честь и знания в Золотой век Нидерландов» (Tulipmania: Money, Honor, and Knowledge in the Dutch GoldenAge) (2007) Энн Голдгар (Anne Goldgar) пишет, что «за 1000 гульденов, во сколько в январе 1637 г. ценилась одна гипотетическая луковица сорта “Адмирал ван дер Эйк”» можно было купить «приличный домик в Харлеме» или «почти три года работы» мастера-плотника. По словам Голдгар, если провести сравнение с долларами США в 2007 г., когда вышла книга, то стоимость одной тюльпановой луковицы составила бы $12,000.

Голдгар отмечает, что для оглядывавшихся на нее историков тюльпаномания в Голландии в 1630-х стала «синонимом идиотизма». Она приводит цитату историка Теодора Шревелиуса (Theodorus Schrevelius) за 1648 г.: «Я не знаю, что за злой дух был вызван из ада… Наши потомки, несомненно, будут смеяться над человеческим безумием нашего века, над тем, как в наши времена почитались тюльпаны».

В своем классическом труде о рыночных пузырях за 1841 г. «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» (Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds) шотландский журналист Чарльз Маккей (Charles Mackay) пишет о тюльпаномании в Голландии: «Стремление голландцев заполучить их было так велико, что обычная промышленность в стране оставалась без внимания…»

Сравните эту эру с Америкой в  2019 г. и этим твитом Дональда Трампа (Donald Trump) от 14 апреля:

«Если бы Федеральная резервная система должным образом выполняла свою работу, фондовый рынок был бы еще на 5,000-10,000 пунктов выше…»

Действующий президент США считает своей задачей рост фондового рынка, в то время как критически необходимое законодательство для восстановления рушащейся инфраструктуры страны отошло на второй план.

Свидетельств ментальности в духе тюльпаномании среди обширных сегментов американского общества сегодня предостаточно.

У нас есть аналог редкой тюльпановой луковицы, известный как биткойны, – так называемая криптовалюта, фактически ничем не обеспеченная, торгующаяся дороже $11,000 за единицу, что очень напоминает редкие тюльпановые луковицы перед тюльпановым крахом 1637 г.

Мы также имеем компанию – разработчика компьютерных программ Microsoft с рыночной стоимостью $1.056 трлн состоянием на завершение вчерашних торгов. Для сравнения: рыночная стоимость производителя автомобилей General Motors составляет $52.42 млрд.

Фондовый рынок США больше не ценит «полезность». Он вознаграждает преступное поведение. Возьмем, к примеру, цену акций JPMorgan Chase, самого большого американского банка и крупнейшего игрока на Уолл-стрит. Банк признал свою вину по трем уголовным преступлениям в 2014 и 2015 гг. С тех пор цена его акции выросла с $60 до $108.66 состоянием на закрытие вчерашних торгов.

Регуляторы сегодня позволяют тем же банкам с Уолл-стрит, что десять лет назад обрушили американскую экономику посредством гибридной разновидности тюльпанового пузыря под названием субстандартные ипотечные ценные бумаги, иметь собственные секретные фондовые биржи – так называемые темные пулы, где они могут торговать собственными акциями, а также акциями компаний, выведенных ими на публичные рынки без какой-либо истории доходов. Чтобы раздуть цены этих акций, тем же банкам позволено рекламировать компании путем публикации рекомендаций о покупке, прилежно доносимых до публики десятками тысяч биржевых брокеров (называемых финансовыми консультантами), работающих на те же банки.

Когда журналист связывается с кем-нибудь из федеральных регуляторов, осуществляющих надзор за этим сегодняшним безумием Уолл-стрит, он получает стандартный ответ: «На уровне справки, без отсылки к кому-то конкретному в (вставьте название регулятора), мы не располагаем никакой информацией о (тема) и советуем вам связаться с (название интересующего вас банка с Уолл-стрит)».


Среднестатистический американец слишком занят, работая сверхурочно и пытаясь восстановить сбережения, потерянные вследствие финансового краха Уолл-стрит в 2009 г., чтобы уделять внимание все продолжающему расти пузырю коррумпированных рынков. Американская молодежь слишком занята, пытаясь погасить свои студенческие кредиты на $1.5 трлн, взятые на получение высшего образования в самой богатой стране мира, чтобы разбираться в мелких деталях происходящего на рынках.

И пока все это происходит, о чем проводит слушания комитет по надзору за Уолл-стрит в Сенате США? В этом месяце он рассматривал угрозу со стороны Китая – совершенно не замечая растущую угрозу со стороны неконтролируемой Уолл-стрит.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.