В России фактически разрешили использовать иностранный контент — даже если правообладатели запретили из-за санкций
- дата: 31 мая 2022 (источник от 27 мая 2022)
Автор: Александра Сидорова
Это касается кинотеатров, онлайн-кинотеатров и телеканалов. Путин подписал указ о временном порядке исполнения обязательств перед иностранными правообладателями. Иначе говоря, о принудительной лицензии. Но это не обязанность, это возможность. Кто будет ею пользоваться?
Фото: Illia Uriadnikov/Alamy/Reuters
В документе, который подписал президент России Владимир Путин, описан порядок расчетов с правообладателями. Можно завести специальный счет в российском банке, переводить туда деньги за контент, причем в рублях. Согласия правообладателя не требуется. Получить деньги с этого счета за свой контент правообладатель просто так не сможет — нужно будет получить решение специальной правительственной комиссии.
Реализация механизма пока вызывает вопросы. Например, чем будет руководствоваться эта комиссия при принятии решений? Продолжает управляющий партнер юридической компании «ЭБР» Александр Журавлев:
«На мой взгляд, следовало уточнить, что этот указ касается только тех отношений, которые на сегодняшний день существуют. То есть это действующее договоры, по которым в силу разных обстоятельств невозможно осуществить расчеты. Либо это так называемые открытые договоры.
В противном случае, если правообладатель отказался от договора или не дал согласие на то, чтобы его контент распространяли, Гражданский кодекс говорит, что это невозможно сделать без согласия правообладателя. Если это делается без согласия правообладателя, правообладатель может взыскать с такого лица, который без его согласия осуществляет распространение контента, убытки или компенсацию по Гражданскому кодексу. То есть это ставит в сложное положение изначально тех, кто это хотел сделать. В суде может создаться ситуация, когда те, кто будут пользоваться этим механизмом, могут пострадать от исков этих правообладателей. Вопрос: как у нас суды будут смотреть на применение нормы этого указа?»
Указ касается только того контента, на который у дистрибьютора уже был договор, то есть, условно, нового голливудского кино вроде не касается. Представители кинотеатров пока не очень понимают, как новый указ затронет их сферу, говорит Павел Поникаровский, владелец компании «Люмен фильм», которая управляет шестью кинотеатрами в нескольких российских городах:
«Там подразумевается принятие еще порядка семи, по-моему, подзаконных актов правительством. Единственное, что могу сказать, что у нас правообладателем заключены генеральные договоры почти со всеми, то есть это договор о работе с правообладателем. Под каждый фильм мы заключали дополнительные соглашения на тот или иной фильм, который получали в прокат. Будет ли это касаться этого генерального договора или все равно это касается непосредственно каждого фильма, мы пока оценить это не можем».
В середине мая ассоциация «Интернет-видео», которая объединяет крупные российские видеосервисы, выступила против распространения механизма принудительной лицензии. Представители ассоциации говорили, что такой механизм не бьется с действующими нормами международного права. Отмечали, что среди наиболее популярных и востребованных произведений доля иностранного контента — 70-75%. Сейчас, уже после публикации и подписания указа, гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин настроен более позитивно:
«Мы не видим основания для широкого применения этого особого режима к нашим партнерам, которые исполняют свои контрактные обязательства. К таким правообладателям положение указа неприменимо, это прямо написано в его тексте. Полагаю, что подписчики российских сервисов свои любимые фильмы и сериалы иностранного производства продолжат спокойно смотреть. По онлайн-кинотеатрам, могу сказать уверенно, что иностранные каталоги, которые предоставлены российским сервисам в рамках долгосрочных лицензионных договоров, они доступны. Соответственно, менять никто никого не заставляет режим взаимодействия по платежам».
Некоторые игроки рынка решили обсудить документ с юристами. Говорят, что опасности не видят: в документе не прописаны какие-то звенья, которые бы могли обеспечивать параллельный прокат.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.