В России запретят пополнять половину транспортных карт наличными
- дата: 26 августа 2019 (источник от 16 августа 2019)
Авторы: Евгения Чернышова, Мария Кокорева
Транспортные карты в большинстве российских регионов через год нельзя будет пополнить наличными без предъявления паспорта. Новое требование затронет около 30 млн карт более чем в 60 городах, в том числе подмосковную «Стрелку».
Фото: Александр Артеменков / ТАСС
Примерно половину выпущенных в России транспортных карт с августа 2020 года
нельзя будет пополнять наличными без идентификации их владельцев. Это следствие
принятых Госдумой и подписанных президентом Владимиром Путиным поправок в закон
о национальной платежной системе (опубликованы 2 августа 2019 года, вступают в
силу через год после публикации).
В законе говорится, что неидентифицированные клиенты смогут «предоставлять
денежные средства оператору электронных денежных средств только с
использованием банковского счета», то есть речь идет о запрете анонимного
пополнения электронных кошельков. «Запрет коснется и транспортных карт, которые
используются для оплаты проезда на наземном транспорте и в метро и де-юре
являются электронными кошельками», — говорится в аналитической записке
Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), с
которой ознакомился РБК. При такой модели денежные средства поступают в
записанный на транспортной карте электронный кошелек.
Транспортные карты с электронными кошельками действуют в более чем 60
российских городах, ими пользуются миллионы человек, они востребованы среди
туристов, однако эти риски не рассматривались при принятии закона и, вероятно,
окажутся неожиданными для потребителей, подчеркивает ассоциация.
Всего в России выпущено более 60 млн транспортных карт в 75 городах, половина
из них работает по модели электронного кошелька, пояснил РБК Дмитрий
Пьянковский, гендиректор компании «Технезис» — разработчика программного
обеспечения и методики управления транспортными предприятиями. Карты,
попадающие под запрет на пополнение наличными без идентификации клиента, по его
словам, используются в 60–65 российских городах, в том числе в Нижнем
Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону, а также в Московской области (транспортная
карта «Стрелка»).
На московскую «Тройку» и петербургский «Подорожник» новые требования не
распространяются, указывает Пьянковский. Эти карты пополняются по другой
модели: деньги поступают на счет юридического лица, а оттуда уже переводятся на
конкретную транспортную карту, то есть, внося наличные, владелец карты не
пополняет электронный кошелек, а кладет деньги на счет компании,
предоставляющей транспортную услугу.
До принятия июльских поправок все держатели транспортных карт могли пополнять их наличными без проверки личности. По данным Пьянковского, в регионах доля пополнения этих карт наличными составляет около 20%, а в крупных городах варьируется в пределах 15–20%.
Причины запрета
Маловероятно, что запрет появился намеренно, объясняет председатель АЭД Виктор
Достов, «скорее всего, причина в том, что изменения в законодательство
принимались в крайне короткий срок и без обсуждения с участниками рынка возможных
прямых и косвенных последствий» их введения.
Внимание на проблему в письме к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной обратила и
Национальная платежная ассоциация. «Законопроект вводит запрет на пополнение
наличными деньгами транспортных карт, работающих по принципу электронных
кошельков (за исключением карт «Тройка»). Подавляющее большинство электронных
проездных билетов в целях обеспечения проезда на различных видах транспорта
вынуждены использовать механизм неперсонифицированных электронных средств платежа»,
— сказано в письме, с которым ознакомился РБК. В ответе ЦБ от 7 августа
говорится, что запрет на пополнение неидентифицированных кошельков наличными
был предложен Росфинмониторингом для возможности установления источника
поступления денежных средств, что снизит риски использования анонимных
электронных средств платежа для финансирования терроризма и отмывания доходов,
полученных преступным путем.
Влияние таких поправок на транспортные карты законодатели обсуждали с ЦБ и
Росфинмониторингом, рассказал РБК глава комитета Госдумы по финансовому рынку
Анатолий Аксаков. «Новые требования не должны касаться транспортных карт», —
подчеркнул он, добавив, что будет выпущен подзаконный акт, который внесет
ясность в ситуацию. Однако федеральный закон согласно Конституции имеет
превалирующую позицию по отношению к подзаконным нормативным актам, поэтому в
сложившейся ситуации налицо будущий конфликт содержания норм права, объясняет
партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
РБК направил запрос в ЦБ и Росфинмониторинг. Минтранс перенаправил запрос в Минфин и ФНС.
К чему приведет запрет
Чтобы соответствовать новым требованиям законодательства, есть два пути
решения, говорит исполнительный директор Национальной платежной ассоциации
Мария Михайлова. «Либо у держателей карт при пополнении наличными будут
запрашивать документ, удостоверяющий личность, либо операторы транспортных карт
будут менять договорную схему, чтобы карты перестали быть электронными
кошельками», — объяснила она. В последнем случае есть риски, указывает
Михайлова: сейчас все денежные средства хранятся на счету в банке,
обслуживающем электронный кошелек, и если переделать схему пополнения, то
деньги будут проходить через региональные транспортные компании или местных
операторов, что ненадежно, так как при наличии проблем у таких компаний или
просто из-за их недобросовестности деньги держателей карт могут пропасть.
В «Золотой короне» (выпускает транспортные карты по модели электронного
кошелька) знают о существующей проблеме, сказал РБК руководитель дирекции
транспортных и социальных карт «Золотая корона» Александр Гришин. По его словам,
пополнение наличными — критичный функционал и люди будут просто отказываться от
использования карт.
Изменение законодательства усложнит процедуру пополнения транспортных карт
наличными, так как необходимо будет пройти идентификацию, соглашаются в «Расчетных
решениях» («дочка» Сбербанка, оператор подмосковной «Стрелки»). В настоящее
время, по данным компании, на наличные приходится не более 10% от объема
пополнения «Стрелки». «Вероятно, увеличится объем пополнения транспортных карт
из безналичных каналов и снизится доля пополнения наличными», — прогнозируют в
компании, добавляя, что оператор выполнит все требования законодательства и
внесет в схему пополнения карт наличными изменения.
В Ассоциации участников рынка электронных денег считают, что запрет на пополнение неидентифицированных карт без открытия счета не соответствует социальным и экономическим интересам населения и его следует пересмотреть.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.