Великий долларовый парадокс

доллар сша

Величайший парадокс нынешних валютных рынков – американский доллар.

Американская фискальная ответственность в руинах. За последние 2 года США авторизовали $11.5 трлн новых дефицитных расходов и увеличили свою базовую денежную массу на $4 трлн. Отношение долга США к ВВП теперь составляет 130%, что сопоставимо с Ливаном, Италией и Грецией, одними из самых расточительных стран в мире.

Между тем американский экономический рост быстро замедляется.

Прогностический инструмент Федерального резервного банка Атланты GDPNow показал замедление прогнозируемого роста в годовом пересчете с 13% в апреле до 11% в мае и 7.5% в июне. Фактический показатель роста во 2-м кв. 2021 г. был 6.5%.

Теперь прогнозируется, что в 3-м кв. рост будет 5.1%.

Фактический рост окажется еще ниже, потому что эти прогнозы не учитывают полные масштабы новых локдаунов, обязательного ношения масок и обязательной вакцинации, что вредит путешествиям, развлечениям, курортам, ресторанам и розничным продажам. Потребительская уверенность недавно показала самый резкий месячный спад за всю историю данных.

Таким образом, США переживают стремительный рост долга, безрассудное печатание денег, замедление экономического роста и новую волну коронавируса. Звучит как рецепт для полномасштабного бегства от американского доллара.

Но этого не происходит.

Доллар постепенно укрепляется. Индекс доллара США (DXY) поднялся с 89.64 состоянием на 25 мая 2021 г. до 93.57 на 19 августа. Другие долларовые индексы показывают сопоставимый прирост.

Почему доллар растет на фоне фискального и кредитно-денежного провала и замедляющегося экономического роста?

Доллар не просто национальная валюта

Ответ заключается в том, что доллар США больше, чем лишь национальная валюта. Он глобальная резервная валюта. Он используется по всему миру в торговле, инвестициях и платежах и создается за пределами США в виде евродолларов американскими и иностранными банками, работающими в Лондоне, Франкфурте и Токио, помимо прочих денежных центров.

Евродолларовый рынок полагается на деноминированные в долларах ценные бумаги, такие как векселя и облигации Казначейства США, выступающие залогом в транзакциях с кредитным плечом.

Короче говоря, доллар живет собственной жизнью, независимо от Федеральной резервной системы, Белого дома и Конгресса США. Он живительная кровь международной кредитно-денежной системы независимо от того, насколько безрассудно американские власти проводят фискальную и кредитно-денежную политику.

Банкам нужны доллары, чтобы покупать облигации Казначейства США для использования в качестве залога и поддерживать систему на плаву независимо от того, разумна ли внутренняя политика США или нет.

Как будет разрешен парадокс расточительной фискальной и кредитно-денежной политики США и повышенного спроса на американские доллары со стороны международных банков?

В краткосрочной перспективе он не будет разрешен.

Я ожидаю дальнейшего рекордного дефицита от Конгресса США и дальнейшего спроса на доллары от перегруженных кредитным плечом международных банков.

Тем не менее такие условия неустойчивы. Возможные решения включают новую дозу фискальной ответственности в Конгрессе (маловероятно до 2023 г. в лучшем случае), прямое вмешательство Казначейства США в валютные рынки, чтобы ослабить доллар (маловероятно, пока не будет слишком поздно) или глобальный финансовый кризис, ведущий к существенным реформам в международной кредитно-денежной системе, возможно включая новое соглашение в духе Бреттон-Вудса.

Такой крах с последующими реформами – наиболее вероятный исход. Он произойдет потому, что у политиков не будет другого выхода.

Новая кредитно-денежная система давно назрела

Мои исследования привели меня к одному выводу: мы увидим крах международной кредитно-денежной системы. Говоря это, я, в частности, имею в виду крах уверенности в бумажных валютах по всему миру. Речь идет не только о смерти доллара или евро, а о крахе доверия ко всем бумажным валютам.

В течение последнего столетия кредитно-денежные системы менялись в среднем каждые 30-40 лет. Нынешней кредитно-денежной системе 50 лет, так что новая давно назрела.

Когда доверие будет потеряно, центральным банкам, чтобы его вернуть, возможно, придется прибегнуть к золоту как эталону либо к полноценному золотому стандарту. Они не сделают это по собственной воле. Ни один центральный банкир ни за что добровольно не выберет возврат к золотому стандарту.


Но в сценарии с полной потерей доверия им, вероятно, придется вернуться к золотому стандарту того или иного рода.

Мало кто помнит, что Никсон (Nixon) открыто сказал, что приостановка конвертируемости золота для торговых партнеров «временная».

Я общался с двумя членами администрации Никсона, Полом Волкером (Paul Volcker) и Кеннетом Дэмом (Kenneth Dam), находившимися с президентом в Кэмп-Дэвиде на выходных, когда было объявлено о приостановке. Оба подтвердили мне, что планировалось, что приостановка будет временной.

План заключался в том, чтобы собрать новую международную кредитно-денежную конференцию, девальвировать доллар относительно золота и других валют, главным образом немецкой марки, швейцарского франка и японской иены, и затем вернуться к золотому стандарту с новыми обменными курсами.

Первая часть была осуществлена. Международная кредитно-денежная конференция прошла в Вашингтоне в декабре 1971 г. Доллар был девальвирован относительно золота (поэтапно с $35.00 до $42.22 за унцию) и других основных валют примерно на 10-17% в зависимости от валюты.

Однако вторая часть так и осталась нереализованной. Возвращения к золотому стандарту не было. Хотя страны договаривались о новых официальных обменных курсах, они также перешли на плавающие обменные курсы на международных валютных рынках.

Тайное стало явным.

Почему центральные банки цепляются за «варварский пережиток»?

С тех пор мы живем с плавающими обменными курсами. Создание евро в 1999 г. положило конец валютным войнам между европейскими государствами, но валютные войны евро против доллара продолжаются.

Временное закрытие Никсоном золотого окна, вопреки планам, стало постоянным…

Тем не менее золото всегда присутствует на заднем плане. Я считаю золото не товарным ресурсом, а формой денег. Центральные банки и министерства финансов по всему миру по-прежнему держат в своих хранилищах 35,000 т золота, примерно 17.5% всех надземных золотых резервов в мире.

Почему они цепляются за золото, если это всего лишь варварский пережиток?

Если посмотреть на цену золота в какой-либо ключевой валюте, это говорит о силе или слабости этой валюты не меньше, чем любой обменный курс. Золото по-прежнему играет важную роль в международной кредитно-денежной системе с золотым стандартом или без него.

Сроки любого финансового кризиса всегда неопределенны, но вероятность того, что кризис рано или поздно случится, высока. Каждый день появляются новые признаки стесненной ликвидности.

Инвесторам не стоит удивляться, если кризиса не придется долго ждать.

аватар

Рикардс, Джим

Rickards, Jim

Писатель, экономист, юрист, главный управляющий директор по рыночной разведке в Omnis, Inc. www.omnisinc.com. Был главным правительственным переговорщиком в момент спасения хедж-гиганта Long Term Capital Management в 1998 году.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.