Внезапный крах: пять ступеней вниз могучей Америки

Автор: Пол Б. Фаррел (Paul B. Farrell)

Джим Коллинз (Jim Collins) сигнализирует об опасности: но можем ли мы остановить крах капитализма?

Представьте, что вы легендарный гуру бизнеса Джим Коллинз. Десять лет назад благодаря книгам «От хорошего к великому» и «Построенные навечно» он стал новым Питером Друкером (Peter Drucker). По мнению USA Today, этот парень предпочитал лазать по скалам, нежели помогать компаниям постигать тайны «прыжков к величию».

Но это было девять лет (и две жестоких рецессии) назад. Затем, после начала войны с Ираком,  ему пришлось вернуться и написать «Как падают великие». Почему? В его аннотации в Business Week объясняется: «Некоторые из великих компаний, которые мы описали… постепенно потеряли свои ведущие позиции», включая Bank of America.

Ценные бумаги возвращаются с меньшим риском

Почему же падают великие? «Если некоторые из величайших компаний в истории могут из культовых превратиться в незначительные, что мы можем узнать, изучая их закат, и как остальные могут избежать такой участи?» Затем вмешалась судьба, и раздался звонок, который вызвал еще более мощный выброс адреналина, чем лазание по скалистому утесу:

«Вы бы могли приехать в Вест-Поинт, чтобы провести дискуссию с несколькими успешными студентами?» Семинар для курсантов? Нет, «12 генеральных директоров, 12 президентов компаний и 12 общественных лидеров… и они действительно хотят обсудить одну тему».

Какую тему? «Америка!» Америка? «Что я реально могу рассказать этим выдающимся людям об Америке?» Многое. Главная проблема выявилась, когда исполнительный директор одной из ведущих компаний Америки  отвел его в сторону: «За последние несколько лет мы добились потрясающих успехов», но «когда ты на вершине мира… самая сильная в мире нация… самая успешная компания в своей сфере… лучший игрок на поле… сама твоя власть и успех могут быть прикрытием для того факта, что ты на пути вниз?»

Семена страха, скрытые в бесшумном приближении судьбы

Да, успех ослепляет. Когда все говорят, что ты лучший, лидер, самый сильный игрок, когда пресса, конкуренты и враги возносят тебя на пьедестал: «Как узнать, что ты еще не начал идти вниз?» Вопросы этого директора вдохновили его на новое исследование того, что сам Коллинз называет «молчаливое приближение судьбы».

Проблема: «Закат компаний похож на болезнь: его сложно заметить, но проще вылечить на начальных стадиях; проще диагностировать, но сложнее вылечить на поздних стадиях. Организация может выглядеть здоровой снаружи, но быть больной внутри, находясь в точке начала стремительного падения». Обычно это происходит с лучшими на Уолл-cтрит, в Вашингтоне, президентами корпораций Америки: ты на вершине, но «болен внутри, находясь в точке начала стремительного падения»… но ты даже не знаешь об этом.

Тревожный «звоночек»: «Если такая компания, настолько могущественная и занимающая выгодное положение на рынке, как Bank of America в конце 1970-х, могла падать так далеко, так сильно и так быстро, то это может случиться с любой компанией, - обнаружил Коллинз. – Любая организация уязвима, вне зависимости от размера. Нет такого закона в природе, согласно которому самые могущественные неизбежно останутся наверху. Любой может упасть, и большинство из них, в конце концов, падают».

Коллинз созвучен антропологу Джареду Даймонду (Jared Diamond) в книге «Коллапс: Почему одни общества умирают, а другие процветают»: «Одним из самых грустных фактов в истории является гибель многих цивилизаций», которые оказываются на «кривой резкого падения», которое «может начаться всего лишь через десять или двадцать лет после достижения пика населения, могущества и богатства».  Да, если это случилось с Bank of America, почему не может и с самой Америкой?

Исследование Коллинза выявило «Пять стадий падения». Знание о них может помочь банковским, правительственным и бизнес-руководителям «значительно увеличить вероятность изменения падения до того, как будет слишком поздно – или, что даже лучше, предотвратить падение, в первую очередь». Более того, «спад можно повернуть в обратную сторону… великие могут упасть, но они могут снова подняться».

Вот его тревожные «звоночки» и диагностические критерии в процессе пяти стадий падения:

Стадия 1: Головокружение от успеха

Представьте Коллинза, диагностирующего пациента на кушетке, подобно психиатру: «Успех может изолировать великие компании… они могут выдвинуться вперед на какое-то время, даже если их руководство принимает неверные решения… Первая стадия наступает, когда люди становятся самонадеянными»… они рассматривают «успех практически как право»… как сегодня банки Уолл-cтрит… они «упускают из виду факторы, которые, собственно, и стали причиной успеха»… они «переоценивают свои собственные заслуги и способности… Лучшие руководители, как мы выяснили, никогда не считают, что они полностью понимают все те факторы, которые помогли им добиться успеха».

Если они так считают, «то можно оказаться застигнутым врасплох и неподготовленным, слишком поздно обнаружив свою уязвимость».

Стадия 2: Распущенная жадность

Убежденность в том, что «мы такие крутые, мы можем все, что угодно»… приводит многих к желанию «большего масштаба, роста, признания, всего того, что люди власти считают успехом» и оправдывает мега-бонусы… они «стремятся на территории, где они не могут стать крутыми, или растут быстрее, чем у них хватает опыта… интенсивно инвестируют в новые сферы, где невозможно достичь определенного потенциала… опрометчиво окунаются в деятельность, которая не соответствует экономическим или техническим возможностям… используют компанию, в первую очередь, как инструмент для достижения личного успеха – больше денег, славы, власти – ценой ее долгосрочного успеха»… и вы «потеряете свои ценности или упустите из виду главный ориентир в погоне за ростом и расширением».

Звучит в точности как описание Уолл-cтрит образца 2010 года, сообщества фанатиков, у которых клятва верности начинается со слов «Жадность – это хорошо»… аморальных роботов, ведомых упорной приверженностью псевдо-капитализму «Рейганомики», который  не заботится о влиянии на американскую демократию.

Стадия 3: Отрицание риска и угрозы

Здесь Коллинз предупреждает о естественной нам тенденции к самообману: «Внутренние предупреждения об опасности начинают усиливаться, а внешние показатели остаются достаточно высокими, чтобы «перекрыть» тревожные данные или предположить, что трудности «временные» или «циклические», или «не настолько серьезные», и «ничего неправильного не происходит». … руководители игнорируют негативную информацию, преувеличивают позитивную информацию и истолковывают неоднозначные данные в позитивную сторону… обвиняют внешние факторы в неудачах вместо принятия ответственности»… слоганы и идеологии «заменяют энергичный, основанный на фактах, диалог, присущий командам с высокими показателями… стоящие у руля начинают ставить компанию под угрозу, подвергая чрезмерным рискам и предпринимая шаги без оглядки на последствия»… как поступали Полсон, «слишком тупые, чтобы обанкротиться» президенты с Уолл-cтрит, Бернанке (Bernanke), Гайтнер (Geithner) и теневая система токсичных активов Феда в 2007-2008 годах.

Стадия 4: Хватание за спасительную соломинку

Предыдущие «кумулятивные угрозы и/или риски» теперь «проявились, вызывая резкий спад в компании, который теперь виден всем. Главный вопрос: Как на это отреагирует руководство?» Многие только усугубляют ситуацию. Вместо того, чтобы «вернуться к мерам, которые способствовали успеху», они «хватаются за соломинку»: Быстрые меры… харизматичный мудрый лидер… смелая, но непроверенная стратегия… радикальная трансформация… мощная культурная революция… потенциально популярный продукт… поглощение, меняющее правила игры… другие решения, которые считают панацеей. Первые результаты… которые могут оказаться положительными.. долго не продержатся».

Далее новый важный поворотный момент: когда «мы понимаем, что падаем, наш инстинкт выживания и страх может заставить нас бросаться из стороны в сторону – это реактивное поведение, совершенно не ведущее к выживанию: когда нужно принимать спокойные, взвешенные решения, мы с риском для жизни делаем совершенно противоположное, вызывая те самые последствия, которых больше всего и опасаемся… руководителям компаний на поздних стадиях падения стоит вернуться к спокойному, хладнокровному и сконцентрированному подходу. Если хотите изменить направление спада, строго относитесь к тому, чего нельзя делать».

Осенью 2008 года для Америки настал этот самый исторический поворотный момент. Мы не были спокойны. Наши вожди потеряли самообладание. Бывший президент Goldman Sachs Хэнк Полсон (Hank Paulson), в то время министр финансов, впал в панику, как испуганный выпускник школы, побежал в Конгресс с трехстраничным требованием, чтобы налогоплательщики спасли его старых дружков, тех же самых идиотов с бесконтрольной жадностью, которые создали проблему. Конгресс тоже запаниковал.

Короче, в этот важный момент в истории демократия обманула наши ожидания. Да, демократия провалилась: наши избранные представители предали нашу великую американскую демократию, а также покончили с капитализмом Адама Смита, превратив их с помощью министерства финансов в новый бездушный псевдо-капитализм Уолл-cтрит.

Стадия 5: Довести капитализацию до нуля… или умереть

«Чем дольше компания», банк или нация «останется на 4-й стадии, постоянно применяя «серебряные пули», тем вероятнее спиральное падение. На 5-й стадии накопленные неудачи и дорогие фальстарты разрушают финансовую мощь и личностный настрой до такой степени, что руководители теряют всякую надежду на светлое будущее. В некоторых случаях руководитель компании просто продает ее по дешевке; в других случаях организация атрофируется до крохотного размера; а в самых экстренных случаях компания просто сразу умирает».

Как можно вернуться к величию? Что общего у «фениксов»? «Каждый из них хотя бы однажды был в состоянии мощного падения в какой-то момент своей истории и выжил… но в каждом случае появлялись руководители, которые преломляли траекторию падения и просто не отказывались от мысли не только о выживании, но и об окончательном триумфе, несмотря на самые низкие шансы.

Отличие истинно великих от просто успешных состоит не в отсутствии трудностей. Именно способность выйти из всех перипетий, даже разрушительных катастроф, более сильным, чем до них… великие компании… великие общественные организации… великие люди могут упасть и возродиться. Пока тебя совсем не вышибли из игры, остается надежда».

Способ решения проблемы? Великие руководители. Новый Черчилль: Обама (Obama)? Ромни (Romney)? Пейлин (Palin)? Кто?

Коллинз описывает несколько корпоративных воскрешений и заканчивает известной историей о Черчилле, который из, «казалось бы, безвыходной трясины « в 1930-х годах выбрался в «Премьер-министры в возрасте 77 лет и получи титул от Королевы … Простая мантра Черчилля: Никогда не сдавайся – никогда, никогда, никогда».

Есть ли у Америки наготове Черчилль, руководитель, который знает, что «путь из темноты начинается с тех отчаянно настойчивых людей, которые совершенно неспособны к капитуляции».

Многие возлагали подобные надежды на Обаму, но теперь ставят вопрос о его «капитуляции» в пользу Уолл-стрит, предполагая, что эта окончательное и полное поглощение Вашингтона Уолл-стрит, в конце концов, разрушит «финансовую мощь Америки и личностный настрой до такой степени, что лидеры», будь это Обама, Ромни или Пейлин, потеряют «все надежды на создание великого будущего, и просто продадут по дешевке», как, на самом деле, и сделал Обама… потому что теперь у нас есть ответ на основной вопрос Коллинза - «Как падают великие»… каждый день по телевизору мы видим, как быстро это происходит… игра окончена. 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.