Войны золотодобытчиков: Восток сразил Запад

Восток и Запад соперничают не только в наращивании запасов физического золота, но также в области золотодобычи.

В 1997 году произошло кое-что весьма необычное, о чём известно очень немногим инвесторам. Это был год пика добычи золота Западом. Хотя 2013-й станет годом нового рекорда добычи золота, суммарный объём добычи основных золотодобывающих стран Запада по-прежнему далёк от пика 1997 года.

К настоящему времени восточные производители золота оставили далеко позади своих западных конкурентов, хотя для этого потребовались большие усилия и несколько десятилетий. Если посмотреть на 3 основные золотодобывающие страны Запада с 1988 года, заметна важная тенденция:

объем добычи золота в Австралии

Австралия, основная страна-производитель золота, в 1997 году вышла на пик 314 т, после чего уровень добычи снижался до уровня 215 т в 2008 году. В последние пять лет объем добычи золота в Австралии постоянно рос, и по оценкам, достигнет 265 т в 2013 году.

В США схожая с Австралией историческая тенденция производства золота.

объем добычи золота в США

Производство золота в США существенно выросло с 201 т в 1988-м до 366 т в 1998-м (год максимальной добычи). Также как в Австралии, после достижения пика внутреннее производство золота в США продолжало снижаться, и достигло минимума 223 т в 2009 году. Объём добычи незначительно увеличился за последние несколько лет, и по прогнозам, в 2013 году составит 234 т.

В тройку крупнейших западных производителей золота входит Канада. Хотя у Канады в 1991 году был более высокий пик добычи 177 т, второй пик в 1997-м (169) т был более важным вкладом в совместный максимальный объём добычи тройки основных западных производителей золота.

объем добычи золота в Канаде

После достижения пика добычи в 1997 году внутреннее производство золота значительно снизилось до всего 91 т в 2010 году. В настоящее время у этих трёх западных стран одинаковая картина: рост - пик - снижение - рост.

Канада после минимума в 2010 году увеличила добычу больше двух других западных стран, на 37%. С 2009 года объём добычи Австралии увеличился на 23%, а США на 5% (величина процентного прироста основана на оценочном значении для 2013 года).

Теперь посмотрим на две крупнейшие восточные золотодобывающие страны.

Неудивительно, что Китай является мировым производителем золота номер один. И конечно, это крупнейший производитель на Востоке.

объем добычи золота в Китае

В Китае в 1988 году добыча золота выросла на невероятные 146%, с 78 т в 1988 году до 430 т в 2013-м. То есть, Китай ещё не достиг пика внутренней добычи золота. Однако, при той скорости, с какой они сейчас накапливают запасы, можно ожидать пика скорее всего в следующие несколько лет.

Россия - второй восточный производитель золота; у неё, как и у Китая, не видно признаков выхода на максимум золотодобычи.

объем добычи золота в России

Данных российской добычи золота до 1992 года нет, вследствие распада Советского Союза. После того, как СССР распался, добыча золота снизилась до минимума 115 т в 1997 году, со 146 т в 1992-м. Как только Россия встала на ноги, она взялась за долгую и трудную задачу восстановления и развития своей золотодобывающей промышленности.

По странной иронии, российская добыча золота снизилась до минимума в тот самый год, когда у трёх основных западных добывающих стран был пик добычи. Несмотря на это, Россия продолжала наращивать производство, и если нынешняя тенденция продолжится (156 т за первые 8 месяцев 2013 года), в этом году она достигнет невероятных 234 т, и возможно, обогнав США, займёт третье место в мире по добыче золота.

Теперь, после оценки цифр добычи золота в каждой из стран, вот результат при их разделении на ЗАПАД и ВОСТОК:

Пик 1997 года, в т

2013 (оценочно), в т

США

362

234

Австралия

314

265

Канада

169

125

Итого

845

624

Китай

175

430

Россия

115

234

Итого

290

664

В год пика добычи золота тремя западными производителями (1997-й) их совместный объём добычи составил 845 т. Однако совокупный объем добычи Китая и России равнялся всего 290 т... на 552 т меньше, чем у их западных коллег.

Но если посмотреть на картину текущего года, то все выглядит совсем по-другому. Общий объём добычи США, Австралии и Канады за 2013 год оценивается в 624 т, на 26% меньше их пика в 1997-м. С другой стороны, Китай и Россия обгонят Запад с приблизительной цифрой 664 т; рост на 129% по сравнению с 1997-м.

Итак, мы видим, что два крупнейших восточных золотодобытчика превосходят три крупнейшие западные страны. Очевидно, что Восток уже выиграл у Запада золотодобывающую войну, опередив его примерно на 40 т.

Представляется также, что на этот счёт имелся план. Китай и Россия не только стали крупнейшими производителями восточного блока, они также накопили большие запасы золота в хранилищах своих центральных банков, в то время как Запад экспортировал значительную долю своих золотых запасов.

Упадок добычи золота в ЮАР

Мне захотелось представить также две диаграммы золотодобычи Южноафриканской республики, иллюстрирующие суровую реальность геологических ограничений объёмов золотодобычи. Южная Африка является одной из стран с двумя политическими основами: 1) западной историей английского и голландского правления и 2) нынешними восточными связями в составе БРИКС, преимущественно восточной организации.


Южная Африка была ведущим производителем золота в мире вплоть до рубежа XXI столетия. Однако их золотой запас был выработан, и страна переместилась на пятое в место в мире по объему добычи.

Объем добычи золота в Южной Африке рухнул с 621 т в 1988-м до всего 175 т (оценка) в 2013-м. Это даёт поразительную величину сокращения добычи на 72% за 24 года.

Хотя это кажется огромным сокращением за этот период времени, но если посмотреть на данные производства до 1970 года, картина выглядит еще хуже:

объем добычи золота в ЮАР

На диаграмме выше можно видеть, что в 1970 году Южная Африка вышла на первое место в мире по добыче с объёмом 1,000 т. Это в самом деле поразительное достижение, так как ни одна страна в мире не смогла приблизиться даже к половине такого объёма годовой добычи.

Максимальные отметки годовой добычи для 6 стран:

Страна

Год максимального объема добычи

Объем добычи, в т

Южная Африка

1970

1,000

США

1998

366

Китай

(2013, не максимум)

430

Австралия

1997

314

Россия

(2013, не максимум)

234

Канада

1991

177

Четыре западных производителя золота (США, Австралия, Канада, и включим сюда Южную Африку, долгое время управляемую Британией) уже достигли пика производства золота, тогда как крупнейшие восточные производители (Китай и Россия) по-прежнему растут.

История золота будет более интересной в будущем, когда глобальная монетизация долга с деривативами потерпит крах.  (Прямые) владельцы золотом в тот момент будут в существенно лучшем положении, чем сдающие его в аренду для получения временной бумажной прибыли.

Вчера я наткнулся на статью, над которой хорошо посмеялся. Раздуваются не только нерентабельные мировые запасы нефти, но и запасы золота. Канадский геолог высказался о своей собственной отрасли и предполагаемых запасах золота:

В университете бытовала старая шутка о том, что геологи - это инженеры без математических способностей. Иногда я думаю, что это правда, когда вижу модели для источников золота с содержанием меньше 1 г/т (или подобным содержанием для других элементов) в труднодоступных северных зонах без инфраструктуры, или залегающих в ледниковых пластах на глубине 100 м и более. Это не основной источник золота; это финансируемый акционерами нереальный научный проект.

Примечание о данных золотодобычи. Для получения цифр годовой добычи я использовал различные реестры Геологической службы США. В более новых изданиях эти цифры пересматриваются, поэтому возможны незначительные изменения данных годовой добычи. Кроме того, Геологическая служба США представила данные лишь до 2011 года, поэтому цифры за последние два года взяты с других сайтов.

Комментарии 30

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

евгений 29.12.2013 в 08:03
А нам что с того, ну кто то стал больше добывать, кто то меньше. Уже добытого хватает всем желающим купить. Лишнее лежит в хранилищах. А чьих стран тоже без разницы, ну лежит и лежит себе.
Александр 29.12.2013 в 08:46
По оценкам за всю историю человечества из земли добыли около 160 000 тонн золота. Пусть всё оно "лишнее" и "лежит в хранилищах". Даже давайте накинем до 200 тыс. тонн для ровного счета. На 7млрд. человек получается что-то типа 30ти грамм на рыло. Не густо. ))) Сколько ни читайте, Евгений, свои мантры про то, что "золото никогда не станет деньгами" - это ничего не изменит. Золото - дефицитный ресурс, про который всегда вспоминают в момент неразберихи. Это как крупа, соль и спички, только для богатых. И оно будет дорожать относительно всего, чего угодно.
Alek 29.12.2013 в 09:38
евгений(это я тому, кто себя "художником" называет) вы прочтите эту статью здесь же: http://goldenfront.ru/articles/view/millionery-blokadnogo-leningrada чтобы понимать, что и когда будет в цене...
евгений 29.12.2013 в 10:45
Александр, кто же вас всех так запугал? И зачем делить золото на всех людей в мире,чего они с ним делать будут? Я отдаю себе отчет где я пишу и не боюсь быть оплёванным, мне не нужно никого разубеждать, я только прошу вас подумать самим, а не поддаваться на манипуляции сознания безоглядно. Alek то же самое, не ждите войны, голода и кризиса, это очень угнетает, и плохо отражается на здоровье. С голоду не умрете в любом случае. Земля прокормит если в обществе места не найдется.
Александр 29.12.2013 в 11:01
Да вы не бойтесь, Евгений, по поводу оплеванности - никто в вас плевать не собирается. Я не алармист и не сурвайвер, в качестве базового сценария я рассматриваю happy end, поэтому вот коплю спокойно деньги на квартиру, пользуясь банковскими депозитами, и даже некоторые из них в рублях(!). Но видите ли, что меня беспокоит - мне чтобы заработать денег нужно ходить на работу, а за ипотечный кредит (другими не пользуюсь и не планирую) банки хотят ещё довольно много моих денег вдобавок к стоимости самой квартиры. И вот мне всвязи с этим непонятно - почему же кто-то где-то за океаном может просто взять и, взмахнув волшебной палочкой - создать кучу денег. Вот этим самым КуЁм ФРС каждый час создает $114млн - больше, чем за всю жизнь заработаем я, мои дети, мои будущие внуки и правнуки. А т.к. рубль есть простая производная бумажка от бакса, то мне от всего этого становится крайне неуютно, и очень хочется чего-то надежного. Почему бы и не золото?
евгений 29.12.2013 в 11:54
Александр, надежность золота крайне спорна,я пытаюсь это донести до всех, это практически не используемый в промышленности товар, украшения не в счет от них нет прибыли. Золотом крайне легко манипулировать, слишком велики запасы плюс еще бумажное золото, покупают только спекулировать, не нужно оно никому дома лежать. Есть запуганные чудаки покупают на последние, морозят и без того небольшие деньги. И то пока не прижмет, потом продают с убытком. Есть металлы гораздо надежней, промышленные, легко купить, легко продать, колебание цен минимальное, дорожают вместе с инфляцией, плюс дорожают если рубль слабеет. Думаю не стоит считать кто как легко зарабатывает деньги за океаном. Так же не стоит думать о золоте пока нет своего жилья. А вот подумать что нужно перестать ходить на работу давно пора. Многим сейчас не уютно, особенно если учесть как нагнетают обстановку средства информации, я лично не храню деньги в бумажных валютах, но и в золоте немного вложено.
Artur 30.12.2013 в 12:01
золото -- убийца всех бумажных валют. поэтому против него так агрессивно ведут войну, промывается общественное сознание, манипулируются цены. евгений -- это продукт этой промывки, зашоренный, прозомбированный субъект. в долгосрочной перспективе ещё никто никогда не пострадал от владения золотом. думайте о своей старости и своих детях
евгений 30.12.2013 в 12:42
Artur я могу только сожалеть, я был зомбированным золотым жуком, теперь оставил один килограмм в ювелирке, так на всякий случай, да тридцать с небольшим кило в серебрянных монетах, теперь скупаю тоннами медь, свинец, цинк, немного титана, никеля и олова, думаю моя старость не будет бедной, может и дети спасибо скажут.
nubie 30.12.2013 в 01:27
это как в анекдоте "а теперь со всей этой фигней мы попытаемся взлететь " :)) на все металлы с 2011 года цена падала, какой смысл склады забивать металлоломом вместо компактного эквивалента? можно еще дрова купить и уголь :)))
евгений 30.12.2013 в 01:53
ну типа девесификация, компактность не имеет значения, взлетать тоже цели нет, старось на носу :)
Ryback Casey 30.12.2013 в 02:13
ТО евгений : И действительно,это же где-то хранить надо,да и с компактностью не то,ещё столько же будет, хороший склад построить.Как-то сомнительное накопление,как бизнес-да.Если денег много,лучше в такой металлолом инвестируйте на старость.А уж дети,внуки и правнуки 1000%Спасибо скажут,может и не только дети: http://www.vesti.ru/doc.html?id=755851 http://www.vesti.ru/doc_photo.html?id=756564&iid=2
Ryback Casey 30.12.2013 в 02:29
...думаю,если бы мне дед,прадед оставили хотя бы десяток таких мешков,то был бы несказанно рад,чем десяток тонн-меди,свинца и чугуна.Ну а по цене на сегодня,этого добра- промолчу....
ricco 30.12.2013 в 03:01
думайте о своей старости и своих детях- ПИШУТ люди ... а при чем тут золото ? имхо в замбии или чуркестане или чернобыле или верхнем занюхинске даже с кило золота осень керово .. это не цюрих или лугано ... здравоозранение и качество жизни в вашем городе вот что критерий и лишь затем золото . тут верно пишут что сначала свой дом - затем свобода а потом пишите посты про золото . а то тут многие не имеют жилья - работают на хозяина и при этом не решив главного пишут про золото - ржу не магу ... шкала приоритетов маслоу ау раша с новым годом
ricco 30.12.2013 в 04:26
ricco, 1) на дядю не работаю уже 10 лет (сам являюсь "дядей") 2) с недвижимостью проблем нет вообще (независимо от страны ее приобретения в том числе) 3) отпуск в любой момент, в любое место, и в принципе на любой срок, но тут есть проблема "потери контроля", всё-таки бизнес требует присутствия (но на неделю-две свалить по схеме "вечером решил, завтра утром уже в самолет и свалилил" - это без проблем, неограниченное количество раз в году) 4) передвигаюсь на машине из Штутгарта, новой, следующего модельного года (без водителя, самому нравится рулить) ------------ Так вот, я к чему собственно себе позволил этот приступ мажорства - правильно ли я понимаю ricco, что мне в на этом сайте можно писать про золото, а остальным (по крайней мере тем, кто не может предъявить такой список) нельзя? Также интересует, в какой именно момент появляется право писать на этом сайте про золото, при накоплении какого размера активов, при достижении какого уровня денежного потока, может еще какие критерии? Ну и третий вопрос - не смотря на то, что по Вашим критериям я получается писать тут про золото могу, тем не менее, мне как-то все равно кажется, что сильно жирно Вы высказались, беря на себя смелость решать, что тут кому можно писать, а кому и о чем - нельзя, Вам так не кажется? То что покупать золото, отказывая себе в покупке еды - глупо, я думаю тут и так все в курсе. И что прежде всего должны обеспечиваться базовые потребности с первых трех уровней пирамиды Маслоу, а уже излишки капитала морозятся в золото - эту мысль можно было донести и корректнее, а не затыкать тут походя всем рот, на том основании, что "вы тут все не настолько обеспечены чтобы голос поднимать"... поганое какое-то ощущение знаете ли осталось от сообщения, не смотря на то что общий смысл понятен. То что бомж с золотыми часами на руке выглядит смешно - тут и так всем понятно я полагаю. А переводить это в рассуждения на тему "а чего добился ты" (понятие в кавычках искать на Луркморе) - это вообще всегда хреново пахнет.
николай 30.12.2013 в 05:01
здравствуйте господа.Поздравляю Вас с наступающим новым 2014 годом.
николай 30.12.2013 в 05:38
Я тоже на дядю больше 10 лет уже не работаю.А про золото могу сказать следующее-мой дед был раскулачен в 1937 году,не за долго до высылки в сибирь на строительство КМК зашили в одежду себе и пятерым детям энное количество николаевских червонцев. так вот наша бабушка после себя оставила нам внукам каждому по 6 монеток,тех самых и не важно какая у них цена теперь-они все равно денег стоят. важно по моему то что однажды заработанные деньги достались внукам не потеряв своей стоимости.а сколько бумаги за всю историю в виде денег было напечатано и где они теперь- их нет а вот дедовские червонцы есть их могут взять в руки мои дети и дети моих детей они могут поменять хоть сейчас на рубли и потратить в случае острой необходимости. Никто не сможет меня убедить что золото не деньги,что золото пережиток чего то потому что оно проверено на собственных шкурах нашей семьи и в истории нашего государства. Я регулярно читаю этот сайт и хотелось бы заметить,что совершенно не заслуженно некоторые господа наехали на Лежаву он прав во всем,а кому не нравятся его статьи пусть пишут свои а мы почитаем и сравним написанное каждым из них.
ricco 31.12.2013 в 04:18
не смотря на то что общий смысл понятен.\c\- ну это главное ... а ежли угодно расширить тему и подискутировать - вэллкам . я в жж по драгметаллам мысли в слух вываливаю. до и вместо торгов ... найти меня просто - погуглить на тему жж сильвер или серебро .
ricco 31.12.2013 в 04:25
попробовал забить в поисковик жж фразу silver trap все получилось...
никита 31.12.2013 в 09:27
Согласен с Николаем на 100%. Достойный пример из жизни старшего поколения. Мои родители всю сознательную жизнь проработали в Академ городке,когда мой отец получил Государственную премию ,мама на всю сумму приобрела через свою подругу в Ювелир торге золотые ювелирные изделия общим весом 16,5 кг так вот они сохранились до сих пор и цена их подпрыгнула как до небес. я тоже не отстал от нее и добавляю по мере возможности. А Александру Лежава без лишних слов БОЛЬШОЕ СПАСИБО за профессионализм,честность и желание учить нас совков уму разуму.
никита 31.12.2013 в 09:40
Для ricco а ты что собственно говоря скрываешься за silver trap пусть вся аудитория участвует в обсуждении тк в личку не интересно для общества. Бумага не интересна - давай о металлах золоте и серебре поговорим
ricco 31.12.2013 в 01:35
никита - учите русский язык это помогает ... мой жж не сеть личка ... там пользователи авторизованы и есть напоминание на почту когда кто либо ответил на пост . мне особо понравилось вот это - это перл . БОЛЬШОЕ СПАСИБО за профессионализм,честность и желание учить нас совков уму разуму. \с\ вас - совков коллега - если вы себя сами записали - или являетесь - я нет - сорри . не состою - ни в комсомоле ни в гражданстве ссср.... \я не ошибся \
nubie 31.12.2013 в 02:38
никита госпремия была 5 тыс. руб., ювелирка стоила в районе 20-25 р/гр - 16,5 кг ну никак не получается :))
никита 31.12.2013 в 07:17
А я вот был и в комсомоле и членом КПСС, и 15 лет уже владею не плохой частной компанией. Приходится постоянно учиться,хотя бы для того чтобы остаться в бизнесе. И никогда не считал зазорным послушать умных людей таких как Дмитрий Балковский,Михаил Хазин,Александр Лежава и других,которые помогают мне,да совку по происхождению, принимать правильные решения все последние годы в моем бизнесе.И я хочу выразить им за это свою большую признательность и сказать заслуженное спасибо за то что они все вместе и каждый в отдельности своими грамотными публикациями поддерживают нас. под словом нас я имею в виду бизнес дальних регионов . от нас до Москвы 4500 км
den 31.12.2013 в 09:24
nubie, значит мама никите что-то недоговаривает :))
никита 01.01.2014 в 08:25
Для den и nubie - Ребята,а не лучше бы вам посчитать свои деньги, которые вам оставили ваши дедушки ,бабушки или мамы ?Или о таковых вы не знаете?
никита 01.01.2014 в 08:47
для ricco С русским у меня то хорошо.Я патриот России живу и работаю здесь и в меру своих сил приношу пользу обществу не смотря не на что . А ты не совок и не гражданин РФ как тебя то занесло сюда?
beetle 01.01.2014 в 10:25
Как обесценивается рубль хорошо видно на примере: Рубль1924 с рабочим и крест сейчас по минимуму 1000 р Возьмем деноминацию 1:10 в 1947 Деноминацию в 1961 еще 1÷10 и 1998 1÷10000 Всего получается 1000 0 0 000. В сто тысяч раз упал российский рубль с 1924 года.
nubie 01.01.2014 в 12:45
никита это очень слабая попытка ухода от ответа на вопрос: как на 5000 руб. можно было купить 16,5 кг ювелирки? :)))
nubie 01.01.2014 в 12:57
beetle по 1000 довольно убитый :) в 1927 году кило мяса 42 коп., т.е. на рупь 2.5 кг сейчас на 1000 руб. тоже 2.5 кг грудинки на рынке - ценность сохранена :)
nubie 01.01.2014 в 01:36
уточняю, 42 коп. в Казахстане было, в остальных местах дороже - 50-70 коп. пруфлинк - http://istmat.info/files/uploads/20228/stat_1928_6_3_5.pdf