Воскресенье с Александром Лежавой: «О наличных и безналичных расчетах - август 2020»
- дата: 16 августа 2020 (источник от 13 августа 2020)
На страницах этого журнала уже неоднократно говорилось о том, что полный переход общества на безналичные расчеты несет в себе значительные риски. Избежать их просто невозможно. В отличие от наличных, когда расчет между продавцом и покупателем происходит на месте при обмене одного товара на другой (деньги), при безналичных расчетах в них всегда присутствует банк, а также специальное оборудование, которое их обеспечивает.
Это оборудование – торговый терминал, компьютер, мобильный телефон или что-то иное – всегда зависят от двух важнейших в современной жизни элементов – электроснабжения и связи. Достаточно одному из этих элементов отсутствовать, и владелец средств, хранящихся на банковском счете, не сможет ими воспользоваться.
Банк также является критичным элементом для проведения безналичных расчетов, но речь в данном случае о гораздо более серьезных и масштабных рисках, чем этот финансовый институт. И передовой зарубежный опыт – очередное яркое тому подтверждение.
Таким передовым зарубежным опытом можно назвать события в соседней с Россией Белоруссии. Политическая сторона событий нас в данном случае не интересует, тогда как вопрос, связанный с проведением расчетов, представляет непосредственный интерес.
Первое, что произошло в стране, когда в городах начались беспорядки, это возникли проблемы со связью. Как все хорошо знают, у любого электрооборудования, в том числе и оборудования связи, есть чудесная кнопка, с помощью которой его можно выключить. Даже природная или техногенная катастрофа не нужна. Оборудование не работает, связи нет. Не имеет принципиального значения, кто именно его выключил. Важен сам факт.
Нет связи – нет и безналичных расчетов в магазинах, нет возможности снять наличные в банкомате. Нет наличных – нет возможности рассчитаться за товары и услуги. Нет возможности заплатить за еду, остается либо переходить при наличии на имеющиеся запасы, либо… ну, вы сами понимаете. Если проблемы со связью продолжаются довольно долго, то число тех, кто оказался во второй группе, будет стремительно расти.
При отсутствии электричества проблемы носят гораздо более обширный и, возможно, катастрофический характер. Поскольку в этом случае речь тогда идет не только о расчетах, но и таких гораздо более критичных для современного общества вещах как водоснабжение, канализация, хранение продуктов и снабжение топливом.
Если же эти две проблемы накладываются одна на другую и происходят в мегаполисах или крупных городах, где живет значительное по численности население, то это уже на третий день выливается в широкомасштабную катастрофу.
«Продвинутые», так сказать, в вопросе финансовой грамотности личности могут возразить, что наличные – это пережиток старины. Мы сейчас живем в XXI веке, и безналичные расчеты – это наше все. Это неизбежность, от которой мы никуда не денемся. Вероятно, наилучшим ответом на подобные высказывания могла бы послужить фраза Штирлица из «Семнадцати мгновений весны»: «Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова.»
Практика, как известно, критерий истины, а нынешние события в Белоруссии – это наглядный вариант того, что будет происходить в любой стране с безналичными расчетами, где возникают резкие колебания в экономической и социальной обстановке.
Совершенно не зря, даже где-то за год или два до этих событий правительство Швеции, являющейся признанным лидером в вопросе полного отказа от расчетов наличными, обратилось к своим гражданам с призывом накапливать мелкую наличность, чтобы в случае каких-либо проблем, связанных с электроснабжением и связью в стране, они не парализовали полностью расчеты за товары и услуги.
Что же касается других стран и их опыта, то во многих странах наличные занимают львиную долю в общем объеме расчетов. В той же Швеции, о которой уже шла речь, они не снижаются ниже 20%, а в США наличными происходит примерно треть всех расчетов. В других ведущих экономических державах мира их объем еще выше. Во Франции их доля составляет 68%, в Германии – 80%, в Японии – 82%, в Италии – 86%, в Испании – 87%.
Скорее всего их население несколько лучше разбирается в вопросах экономики, чем те, кто усиленно стремится заставить население перейти на безналичные расчеты, полностью отказавшись от наличных.
Вопрос полного перехода только на безналичные расчеты – это не столько вопрос экономики, сколько прежде всего вопрос политический, позволяющий обеспечить тотальную слежку и контроль власти над населением. И чем больше вы пользуетесь в своей жизни безналичными расчетами, тем активнее вы помогаете властям в установлении тотального контроля над вами и вашими близкими.
В отношении населения России и его предпочтений стоит отметить еще один важный факт. С 01.01.2020 по 01.07.2020, по данным Банка России, совокупная денежная масса М2 в России выросла на 5,3%. За этот же период объем наличных в обращении вырос на 19,2%. В общем объеме увеличения денежной массы с начала года на наличные приходится 68%.
Доля наличных в общей массе наличных и безналичных средств после исторического минимума на 01.01.2020 года в размере 18,7% в феврале вновь начала расти и к 01.07.2020 достигла отметки 21,2%. Последний раз больше было только 01.03.2015.
Население нашей страны объективно реагирует на изменения обстановки и стало отдавать все большее предпочтение наличным.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.