Воскресенье с Александром Лежавой: «Девальвация юаня – это ревальвация золота»

Когда Китай 11 августа 2015 года девальвировал свою национальную валюту, даже слепым стало видно, что валютные войны, бушующие уже, по меньшей мере, лет восемь - десять, вступили в свою новую фазу. Бегство ко дну начинает ускоряться и принимать новые масштабы. Какая страна или страны будут следующими, чтобы последовать китайскому примеру, в общем-то не имеет принципиального значения. Несмотря на то, что центральные банки пытаются каким-то образом координировать свои действия, когда дело станет действительно серьезным, каждый из них будет лгать почтеннейшей публике (это они умеют мастерски) и каждый будет сам за себя. Пытаясь спасти в первую очередь себя любимых, они неизбежно начнут обесценивать свои валюты, поэтому было бы опасной иллюзией тешить себя мыслью о том, что девальвация юаня приведет к укреплению американской, европейской, российской или какой-то иной валюты.

Все бумажные валюты без какого-либо исключения чуть раньше или чуть позже, но неизбежно придут к своей объективной ценности – нулю. Такое уже было не раз в истории человечества, и финал у всех бумажных валют был один и тот же. Они полностью теряли доверие тех, кто был вынужден ими пользоваться, и свою покупательную способность и неизбежно заменялись твердыми обеспеченными деньгами. Поэтому как поведут себя те или иные валюты в нынешней обстановке, интересно, пожалуй, лишь валютным спекулянтам, рассчитывающим заработать на колебаниях курсов. Для тех же, кто спекуляциями не занимается и заинтересован прежде всего в сохранении своих сбережений, интересным в китайских действиях может оказаться нечто иное, а именно, что ожидает в связи с подобными действиями драгоценные металлы – золото и серебро.

Вполне очевидным ответом на это является рост цены драгоценных металлов, выраженной в бумажной валюте. Причем это относится даже не только и не столько к юаню, сколько ко всему мировому рынку золота и серебра. Объявление о девальвации китайской валюты практически сразу же повысило цену золота на мировых рынках примерно на 20 американских дензнаков. Поскольку все остальные валюты фактически являются производными от валюты американской, естественным следствием этого станет рост цены золота также и в них. При этом не играет принципиального значения, какая валюта обращается в той или иной стране – европейская, российская, индийская, украинская или какая-то еще. На общую картину конечно могут накладываться местные особенности, но как-то существенно они ее не изменят. Золото (и серебро) было и остается деньгами де факто, и девальвацию той или иной бумажной валюты стоит рассматривать прежде всего не как их девальвацию относительно друг друга, а как девальвацию относительно твердых обеспеченных денег.

Фактически повторяется ситуация 1930-ых годов, когда ведущие мировые державы с помощью конкурентных девальваций и введения различных тарифных ограничений проводили политику, направленную на разорение своих конкурентов. Потеряв былое могущество и оказавшись неспособными на современном этапе развития удерживать мировое лидерство экономическими методами, США, судя по всему, решили вновь пойти по тому же самому пути. Именно этим можно объяснить американские действия, направленные как на попытки подрыва различными методами  экономики России, Китая, Евросоюза, Украины, Бразилии и целого ряда других стран, так и на использование таких крайних средств, как развязывание войн и вооруженных конфликтов в различных странах, например, Ираке, Сирии или той же Украине. Подобные действия лишь повышают нестабильность и уровень рисков, снижая уровень доверия к бумажным валютам и повышая интерес к реальным деньгам.

С учетом существенного роста спроса на драгоценные металлы примерно с середины июня текущего года с большой долей уверенности можно ожидать, что действия Китая и вынужденная реакция на них других стран дополнительно подстегнут спрос на физическое золото и серебро, ускорив истощение имеющихся на Западе запасов драгоценных металлов. Особенно интересной  в этой связи по своим последствиям может стать прямая девальвация Китаем своей национальной валюты относительно золота при формальном сохранении курсов с другими мировыми валютами. Это может повлечь за собой как увеличение притока драгоценных металлов в Поднебесную из-за рубежа, так и ответные шаги по девальвации валют других стран, включая и мировую резервную валюту, относительно золота. Как в одном, так и в другом случае это будет открытым признанием того, что золото – это не какой-то там «варварский пережиток», а самые наилучшие деньги.


Еще до девальвации юаня в последнее время в Китае ежедневно на бирже приобреталось по 13 тонн золота, а в текущих условиях объемы покупок могут существенно вырасти. Скорее всего примеру китайских покупателей драгоценных металлов последует и население других стран, что в условиях ограниченного предложения может уже до конца года вызвать рост выраженных в бумажных валютах цен на драгоценные металлы до уровней, которые совсем недавно еще казались трудно достижимыми. С учетом произошедших 11 и 12 августа 2015 года перемен вполне возможно, что текущий минимум цен на драгоценные металлы, так им и останется, а новая волна роста может начаться (или уже началась) без еще одной фазы снижения. Что же касается владельцев драгоценных металлов, то их сбережения хорошо защищены от различных рисков и неопределенностей, и они находятся в однозначно выигрышном положении вне зависимости от того, как будет развиваться общая финансово-экономическая ситуация. Единственное, о чем им следует помнить в условиях девальвации бумажных валют относительно золота, что свой финансовый результат им имеет смысл оценивать, принимая за единицу измерения не ту или иную обесценивающуюся бумажную валюту,  а грамм или унцию твердых денег – золота или серебра.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 2

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ЛИДЕР 15.08.2015 в 07:51
Добавлю - Слабый юань будет означать еще более сильный доллар. А дефицит внешней торговли США с Китаем и без того превышает $340 млрд. в год. Это не мало! После текущей девальвации юаня этот дефицит наверняка расширится - часть долларов уйдет в экономику Китая (потом обменяется на золото). Это ослабит экономический рост в США. Который большинство из нас ставит под большой вопрос. У ФРС один путь. Теперь очередь девальвировать доллар. Лежава четкие заметки. Спасибо.
ЛИДЕР 15.08.2015 в 08:00
Народный банк Китая официально подтвердил, что в июле этого года он купил ещё 19 тонн золота для своих резервов. Таким образом официальные!!! запасы золота Китая составляют на данный момент 1677 тонн...