Воскресенье с Александром Лежавой: «Готовясь к году Свиньи»
- дата: 23 декабря 2018 (источник от 18 декабря 2018)
Новая волна мирового финансового кризиса вырисовывается все отчетливее. Оглядываясь в совсем недавнее прошлое, становится очевидно, что мировые фондовые индексы (за исключением США) достигли своего синхронного максимума в январе этого года. После этого началось общее снижение. Дата начала аналогичных событий в США – это 3 октября текущего года, когда индекс Dow Jones достиг своего максимума, после чего также вступил в первую фазу «медвежьего» рынка. Несмотря на некоторые всплески вверх, общая картина происходящего от этого не меняется.
Конец прошедшей и начало текущей недели наглядно свидетельствуют о том, что ведущие американские индексы Dow Jones, S&P500, NASDAQ и целый ряд других вновь закрылись ниже своих предыдущих локальных минимумов, продолжив свой путь вниз. Есть лишь один момент, способный как-то и то скорее всего лишь на некоторое время приостановить фундаментальную тенденцию вниз, это – предстоящее заседание Федерального резерва США, но и там есть своя специфика, о которой речь пойдет ниже.
Пока же все ведущие американские индексы ушли с начала года в красное. Для акций – это худший декабрь с 1980 года, а, по данным BBC, так и вообще по крайней мере с 1950 года. Желающих покупать акции особо не наблюдается, что же касается облигаций, то и на высокорискованные «мусорные» бумаги покупатели отсутствуют. Ведущие мировые банки оказываются вынужденными держать их на своих балансах в надежде, что уж в начале следующего года их кто-нибудь да и купит.
С облигациями ситуация вообще складывается довольно интересная. Это напрямую касается, в частности, предстоящего заседания американского Федрезерва. Если будет принято решение еще больше повысить ставку, то на росте рынка акций можно будет ставить окончательный крест, поскольку в результате такого решения вверх пойдет индекс американской валюты. Если решение будет нейтральным, или ставку снизят, то рынки могут счесть, что Федеральный резерв испугался, и могут сами испугаться еще больше, что также не сулит фондовому рынку ничего хорошего.
Есть и еще пара довольно занятных аспектов. Во-первых, американские власти никак не могут договориться по величине дефицита государственного бюджета, что может привести к приостановке деятельности правительства с 21 декабря. Во-вторых, и это гораздо интереснее - ситуация с самим Федеральным резервом США.
Когда центральный банк поднимает процентные ставки, то доходность по облигациям, государственным в том числе, растет, а их рыночная цена автоматически снижается. Если понижает, то цена наоборот возрастает. Это вполне объективная рыночная закономерность. Однако во всей этой истории есть одна примечательная деталь. Государственные облигации США держат на своем балансе не только коммерческие банки, но и сам Федеральный резерв. Когда в 2008 году ощутимо запахло жареным, Федеральный резерв извлек из ничего 4 триллиона американских дензнаков и ссудил их правительству США под рекордно низкие проценты.
Совершенно очевидно, что как только Федрезерв начал поднимать процентные ставки, рыночная цена облигаций, имеющихся на его балансе, пошла вниз. Иными словами, центральный банк США своими собственными руками начал сам себе создавать убытки.
Коммерческие банки покрывают такие убытки за счет своих собственных средств, имеющегося у них капитала. Если капитала на покрытие убытков перестает хватать, в обычной ситуации происходит банкротство банка. У него отзывают лицензию, и он как кредитное учреждение прекращает свое существование.
Соответственно и образующуюся в результате своих собственных действий «дыру» Федеральный резерв должен закрывать за счет своего капитала. Если его становится недостаточно, то Федрезерв оказывается неплатежеспособным, то есть фактически банкротом. Из совсем свежего, опубликованного буквально пару дней назад квартального отчета этого уважаемого некоторыми учреждения можно увидеть, что текущая рыночная стоимость облигаций, находящихся на его балансе, на 66,5 миллиардов меньше той, которая была за них уплачена изначально. Формально – это нереализованный убыток, но он в 1,7 раза больше капитала самого Федерального резерва (39 миллиардов).
Это означает, что ведущий мировой и системно значимый центральный банк попросту объективно неплатежеспособен. Стоит также отдельно отметить, что за первые девять месяцев текущего года его убыток составил 2,4 триллиона американских дензнаков.
Взрыв долговой бомбы неизбежен, но проблема заключается в том, что в подобных условиях хранить российские средства в американской валюте и якобы ценных бумагах – это, как любит часто заявлять Банк России, операция, не имеющая реального экономического смысла. Хранение государственных средств в американских фантиках в текущих условиях не может рассматриваться иначе как экономическая диверсия со стороны министерства финансов и Банка России и их руководства, направленная на подрыв экономики нашей страны и благосостояния ее граждан.
Эти два довольно специфических момента, о которых речь шла выше, могут иметь далеко идущие последствия, если наряду с формальной приостановкой деятельности американского правительства будет также объявлено о введении банковских каникул, например, до конца текущего года. В этом случае мир в начале года «желтой земляной Свиньи» может оказаться совершенно иным, чем тот, к которому люди привыкли за последние десятилетия.
Вероятно, именно в ожидании таких перемен банк Goldman Sachs, имеющий наилучшие и наиболее тесные связи с американскими властями, в последние недели проявляет повышенный интерес к золоту. В отличие от фантиков, производимых центральными банками, желтый металл всегда был и остается в цене, и это особенно ярко проявляется в неспокойные времена. Если у вас есть свободные средства, но нет в наличии желтого металла, пока еще не поздно подготовиться к грядущим событиям и заодно несколько отдалиться от современной финансово-банковской системы.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.