Воскресенье с Александром Лежавой: «Грехи отцов, долги детей»

закредитованность

В «Коммерсанте» 09.07.2021 появилась занятная статья «Дети разберутся в долгах отцов». Она посвящена тому, что со следующего года российские школьники в обязательном порядке начнут изучать финансовую грамотность.

Теоретически такое обучение нужно, правильно и полезно. Подрастающее поколение должно знать базовые принципы обращения с финансами.

Министерство рассчитывает, что школьники будут решать задачи по расчету цены товаров, стоимости покупок и услуг, расчету налогов, формированию накоплений и инвестированию сбережений.

Им должны будут рассказать о рисках предпринимательской деятельности, недобросовестных практиках финансовых организаций и о различных видах финансового мошенничества, а также научить самостоятельно составлять заявления, декларации и доверенности.

С налоговыми декларациями, которые меняются чуть ли не каждый год, и которые далеко не каждый образованный человек способен сразу грамотно заполнить, это особенно актуально.

Но вот что меня беспокоит. Кто будет учить детей этой самой финансовой грамотности?

Вопрос этот на самом деле далеко не так тривиален, как может показаться на первый взгляд. У нас в стране есть много людей, получивших даже специализированное финансовое образование, но вот с действительно грамотными финансистами и экономистами дело обстоит несколько иначе. Их, к сожалению, немного. Как и действительно грамотных, разбирающихся в сути читаемых ими курсов преподавателей в тех же самых ВУЗах.

Как показывает практический опыт, многие специалисты с дипломами о высшем финансовом образовании и с многолетним стажем работы в финансовой или банковской сфере не умеют, например, посчитать сложные проценты.

Может быть, тогда хотя бы выпускники высших финансово-экономических учебных заведений могли бы справиться с этой задачей? Но и здесь возникает проблема, как вытекающая из уровня преподаваемого им материала, так и из их собственного желания осваивать знания. Опять же из личного опыта выясняется, что подавляющее большинство выпускников не знают (или не понимают) даже таких базовых вещей как активы и пассивы.

И здесь речь идет о людях, которые целенаправленно изучали на протяжении целого ряда лет всю эту финансово-экономическую тематику.

Минпросвещения решило возложить почетную обязанность научить школьников финансовой грамотности на учителей математики, обществознания и географии. При этом детям должны рассказать, как анализировать доходы и расходы, копить, инвестировать и как не стать жертвой мошенников.

По плечу ли им эта задача, когда даже бывший замминистра финансов РФ сам чуть недавно не стал жертвой мошенников?

По данным Минпросвещения, в 2019 году более 70% школ (около 30 тыс.)  включили в программу элементы финансовой грамотности, в 86% российских школ финансовая грамотность так или иначе используется в учебных планах, а в 20% школ - это обязательный урок.

Цифры просто бьют рекорды, и теоретически у нас все должно быть в этой области знаний просто великолепно. Вот только реальная картина говорит об обратном.

Закредитованность населения растет ударными темпами. Население нищает не по дням, а по часам, и, чтобы хоть как-то защитить свои сбережения от нарастающей в результате действий властей инфляции, готово бежать в самые рисковые финансовые инструменты в надежде хоть что-нибудь там заработать.

И это порождает новый вопрос: это результат уже начавшейся официальной программы повышения финансовой грамотности населения? Возможно, ведь те, кто умеет, тот делает, а кто не умеет, тот учит, как надо делать.

А ниже одна реальная история, которой автор сам был свидетелем.


Лет десять назад довелось мне в очередной раз пойти поучиться в одно из специализированных финансово-экономических учебных заведений. Слушатели были чрезвычайно разношерстными по своему составу – от студентов до руководителей банков. Читали нам курсы лучшие люди из сферы высшего образования, преподающие практически во всех ведущих экономических ВУЗах. Об одном из них местные организаторы вообще говорили с придыханием.

И вот этот уважаемый профессор читал нам, в частности, курс по поводу фьючерсов, опционов и прочего мусора из финансовых производных. После первых пяти минут его лекции он стал напоминать мне старого напёрсточника, когда в ловкости рук против быстроты глаз глаза всегда проигрывают.

Однако самое интересное ожидало слушателей в конце. Отчитав на одном дыхании свою лекцию, профессор спросил: «Есть вопросы?» На первой парте, непосредственно перед лектором сидела прелестная юная барышня, влюбленными лазами смотревшая на него и впитывавшая каждое его слово как истину в последней инстанции.

И вот когда вопрос профессора прозвучал, она в силу своей еще детской непосредственности спросила: «Профессор, вы, наверное, на этом кучу денег заработали?»

По аудитории из примерно 50 человек прокатился общий вздох…

Вопрос был схож с ударом под дых. Глаза у профессора выкатились, он начал глотать ртом воздух… Повисла неловкая пауза, после которой еще минуту назад блестящий лектор начал мямлить что-то невразумительное вроде того, что он ценными бумагами не занимается, а только лекции читает.

На том дело и кончилось. А ведь профессор был одним из лучших, что тогда говорить об остальных, кто будет рассказывать о финансовой грамотности?

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

LPG-Creator 11.07.2021 в 05:39
Когда учитель математики начнет азы предпринимательства объяснять - сарказм неизбежен. Ну хотя бы творог научит покупать глядя на удельную стоимость 1кг. продукта, а не на % скидки. И сама училка много нового из методичек узнает.