Воскресенье с Александром Лежавой: «К столетию Октябрьского переворота или немного о крестьянах»

октябрьская революция

Столетие Октябрьского переворота 1917 года вновь всколыхнуло практически неумолкающие споры о значении этого события для нашей страны и населяющих ее народов. Одной из наиболее острой и горячо обсуждаемых публикой тем остается крестьянский вопрос, так как дореволюционная Россия была прежде всего крестьянской страной, а революция делалась под всем известным лозунгом «Земля – крестьянам! Фабрики – рабочим!» По данной теме высказываются диаметрально противоположные мнения от идиллически-пасторальных взглядов на жизнь дореволюционного крестьянства до картин полного нищенства и упадка.

Поэтому будет довольно интересно взглянуть на то, как оценивали обстановку в сельскохозяйственной сфере руководители Советского государства в середине 1920-ых годов, то есть уже после того, как отгремели залпы гражданской войны и наступил мир. Это тем интереснее, что реальную картину не искажают гораздо более поздние события вроде коллективизации и индустриализации.

Но вначале стоит сделать небольшое отступление. Как в 1920 году сказал товарищ Ленин на встрече с английским делегатом-лейбористом: «Диктатура пролетариата означает управление России городами. Мы не признаем равенства между крестьянином и рабочим.» Еще более категорично высказывался годом позже товарищ Троцкий: «Если нас выгонят, мы оставим нашим преемникам только руины и кладбищенскую тишину».

В январе 1921 года в России уже царил мир. В том же месяце советское правительство издало декрет, что все бастующие рабочие, если они немедленно не вернуться к работе, окажутся в заключении на срок от одного до пяти лет, а члены их семей будут лишены продовольственных карточек. Этот документ наглядно демонстрировал два базовых принципа работы Советской власти после победы революции. Во-первых, использование заложников, и, во-вторых, «основа всего», принцип, сформулированный Лениным, «борьба за хлеб». Инструментом абсолютной власти в руках правительства была хлебная монополия. Заложники и использование принудительного голода были важнейшими инструментами принуждения, направленного против рабочих.

Под конец года рабочим в Крыму преподали урок, что, как бы они ни голодали, они могут покупать хлеб только у Советской власти. 22 декабря в Севастополь пришел пароход с 500 тоннами муки на борту. Севастопольское отделение комиссариата внешней торговли купить ее не могло. Тогда портовые рабочие попросили разрешения у властей купить эту муку, но получили категорический отказ. Несколько тысяч собравшихся перед комиссариатом рабочих с плакатами «Мы требуем хлеба, мира и свободы» были разогнаны пулеметным огнем, в результате чего 15 человек было убито и множество ранено. В результате цена фунта хлеба подпрыгнула с 3 до 35 тысяч рублей, а рабочие оказались на грани голода. Это всего лишь частный эпизод, характеризующий ситуацию с хлебом в стране, но теперь пришло время взглянуть на более общую картину.

К 1923 году страна, еще десять лет назад при всех своих внутренних проблемах и сложностях экспортировавшая за границу 11 миллионов тонн зерна, превратилась в страну, которой требовалось импортировать 15 миллионов тонн хлеба, чтобы обеспечить только внутреннее потребление.

Поголовье коров сократилось наполовину по сравнению с дореволюционным временем, телят – более чем наполовину, овец – на 70%, свиней – на 80%. Еще более катастрофичным было сокращение на 20% поголовья лошадей, поскольку все местные перевозки осуществлялись с помощью гужевого транспорта.

Падение уровня жизни крестьян было еще более значительным. Крестьяне зачастую были вынуждены использовать заменители вместо хлеба, потому что зерна у них просто не было. Что касается одежды, то пара обуви стоила крестьянину 225000 вместо обычных 8 рублей, рубаха 20000 вместо 2,50 рублей, а пара штанов - 250000 вместо 35 рублей. Фунт соли стоил 55000 рублей вместо 2 копеек.

Председатель Совета народных комиссаров СССР А.И.Рыков во время своей поездки по Поволжью в 1924 году признавал: «…весь народ, все государство беднеет… урожайность почвы ниже, чем была при помещиках.» Рыков добавил, что с приходом к власти большевиков урожайность почвы сократилась на 50%, и «уровень жизни народа пропорционально снизился. Люди подождут еще года два – три и в конце концов скажут, что при помещиках условия жизни были лучше.»

Подобная обстановка мало улучшилась и к 1925 году. Крестьяне из-под Орла писали в Москву: «Нигде нет хлеба… и нет денег, чтобы купить его. Земля лежит в запустении. Никто не приходит к нам на помощь.» Из Тамбовской губернии крестьяне писали в то же время: «Всё население с середины зимы голодает; скот тоже пал от голода, и впереди кроме голода ничего нет.» По крайне неполным данным только в Харьковской губернии, например, было 420 тысяч голодающих детей, в Одесской – 230 тысяч.

В дальнейшем каких-либо заметных изменений не происходило, урожаи продолжали падать. В 1928 году урожай пшеницы и ржи был на 3,5 миллиона тонн меньше, чем годом ранее, и власти всерьез опасались, ожидая в конце этого года широкомасштабных крестьянских волнений. Вот такими были реальные итоги Октябрьской революции.

Что же касается 1930-ых годов, то вряд ли их можно рассматривать как результат революции. Скорее это были необходимые шаги, пока не стало окончательно поздно, по выправлению того, что осталось после настоящих революционеров, в результате чего была создана заметно изменившаяся по сравнению с первым послереволюционным десятилетием страна.

Когда сейчас, зная всё то, что происходило во время и сразу после революции, смотришь на людей, вновь за хорошую мзду призывающих доверчивых простаков на баррикады, у любого здравомыслящего русского человека возникает вполне логичный вопрос: нужны ли нам снова весь этот голод, разруха, нищета и смерть, которые неизбежно несут с собой революции для самых широких слоев обычного населения или все-таки лучше обойтись без этих потрясений, не достаточно ли одного раза?

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

yuriy888 12.11.2017 в 02:00
Всем привет! Что-то не совсем понятен "призыв" автора статьи....-Надо продолжать жить рабом и "молиться" на президентов,царей,министров,феодалов,чиновников -"смиренно терпеть и молча страдать"-чисто по православному-их издевательства и унижения?! Да и революция революции рознь.А в 21 веке пора бы людям взять "свою судьбу" и управление страной(странами" в свои руки -создавать настоящее гражданское общество,где властью будет территориальные общины,а гос.управленцы будут функцией.а не властью.Без политиканов и никому не нужных партий(они сами по себе лишь "фасад" ,прикрытие феодализма).